Конкурсы

Занятия по ОБЖ в средней группе. Картотека с целями по ФГОС

Перспективный план на год по ознакомлению с ОБЖ. Средняя группа

СЕНТЯБРЬ

Беседа на тему «Части тела»

Цели:

• уточнять и расширять представления о своем теле;

• формировать знания о том, для чего нужна каждая часть тела.

Материалы и оборудование: плакат на тему «Части тела», кукла.

Беседа «Что у меня внутри?»

Цели.

• формировать знание о сердце как об очень важном органе;

• учить следить за своим здоровьем, замечать признаки нездоровья.

Материалы и оборудование: плакат на тему «Внутренние органы».

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цели:

• учить исполнять роль врача, правильно пользоваться его атрибутами;

• воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.

Материалы и оборудование: куклы, кушетка, халаты, колпаки, вата, бинты, игрушки (градусник, бутылочки, фонендоскоп, шпатель) и др.

Занятие «В гостях у доктора Айболита»

Цели:

• уточнять и расширять знания о зубах, об органах зрения и слуха, об их устройстве и функциях;

• воспитывать бережное отношение к здоровью своему и окружающих.

Материалы и оборудование: картинки, иллюстрирующие строение глаза, уха, зуба; игрушка доктор Айболит.

Описание занятия. См. здесь.

Занятие на тему «Какие мы?»

Цели:

• учить видеть признаки сходства и различия между детьми по внешнему виду, по манере ходить и говорить, учить выражать их в речи;

• воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: карточки со схематическим изображением людей.

Мероприятия и материалы для родителей:

• стенд на тему «Здоровье тела и здоровье души»;

• родительское собрание на тему «Здоровье ребенка — в ваших руках»;

• совместно с родителями конкурс «Мы рисуем Страну здоровья».

ОКТЯБРЬ

Занятие на тему «Моя семья — моя радость»

Цели:

• уточнять и расширять знания о семье, ее членах, их трудовых обязанностях;

• воспитывать внимательное отношение к близким, желание им помогать.

Материалы и оборудование: фотографии членов семьи, альбом «Моя семья».

Предварительная работа: педагог заранее готовит выставку фотографий из семейных альбомов детей.

Описание занятия. Дети рассматривают фотографии, рассказывая о своей семье: с кем он живет, как помогает родителям, какие в его семье есть традиции.

Дети рассказывают пословицы о семье, о маме.

Итог занятия: у каждого человека есть семья, родные и близкие ему люди, он их любит, помогает им, заботится, не огорчает.

Игра-тренинг «Едем в гости»

Цели:

• уточнять знания о родственных связях;

• воспитывать уважение к своим близким, культуру поведения в гостях;

• развивать речь.

Рисование на тему «Мама гуляет с ребенком по улице»

Цели:

• совершенствовать навыки изображения несложного сюжета;

• закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей тела;

• упражнять в рисовании цветными карандашами.

Материалы и оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, восковые мелки.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цели:

• учить выполнять взятую на себя роль (мама, папа, бабушка, дочка и др.);

• воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материалы и оборудование: куклы, кукольная посуда, мелкие игрушки: домашние животные (кошка, собака), муляжи продуктов, овощей, фруктов, сумочки, детские книжки, конструктор.

Занятие «Моя семья»

Цели:

• расширять знания о семье, о родных (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), закреплять знание их имен и отчеств;

• развивать умение играть по правилам.

Материалы и оборудование: настольная развивающая игра- лото «Семья».

Мероприятия и материалы для родителей:

• стенд «Моя семья — моя радость»;

• фотовыставка «В каждой семье — свои традиции».

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

Беседа на тему «Безопасность в доме»

Цели:

• знакомить с правилами личной безопасности в доме;

• тренировать знание телефонов экстренных служб;

• развивать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода (ножницы, иголка, булавка, нож, вилка, терка и др.);

• развивать осторожность в обращении с данными предметами.

Материалы и оборудование: плакат на тему «Один дома».

Занятие на тему «Если дома ты один»

Цель: тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья, рассказывать о последствиях неосторожного обращения с ними.

Материалы и оборудование: иллюстрации из альбома «Как избежать неприятностей», светофорчики — карточки с кружочками красного и зеленого цветов, которые отмечают запрещающие и разрешающие действия в различных ситуациях.

Описание занятия.

Беседа «Где мы можем чувствовать себя в безопасности?» (Так ли безопасно дома, как нам кажется? Какие опасности нас могут подстерегать дома?)

Игра «Да — нет». Обсуждаются различные ситуации (игра на балконе; игра в кубики, с режущими и колющими предметами; звонок в дверь: «Я ваша соседка (почтальон, телемастер, подруга мамы и др.)». Дети должны найти из них выход, аргументировать его и показать соответствующую карточку («нет» — красная, «да» — зеленая).

Дидактические игры

Цель: закреплять правила безопасного поведения в быту.

Материалы и оборудование: кукла, кубики, пирамидка, книжка, мячик, игрушечные инструменты (отвертка, пила, молоток, топор); спички, ножницы, иголка, таблетки и другие опасные предметы, карточки с их изображением.

«Четвертый — лишний»

Описание игры. Педагог показывает карточку, где изображены 4 предмета, один из которых лишний. Дети должны назвать его и объяснить, почему они так считают. Например: мяч, юла, кукла, иголка (лишняя иголка — это опасный предмет, а остальные предметы — игрушки).

«Продолжи ряд»

Описание игры. Педагог показывает карточку, где изображены 2—3 предмета, а далее идут пустые окошечки. Дети должны назвать другие предметы по определенной теме. Например: пылесос, телевизор... (холодильник, компьютер, фен, утюг) — это электроприборы.

Практическое занятие «Приготовление винегрета (салата)»

Цели.

• закреплять знания об овощах, формировать умение различать их по внешнему виду (сырые и вареные), по вкусу;

• закреплять умение пользоваться опасными предметами (нож, терка);

• воспитывать аккуратность и осторожность во время работы.

Материалы и оборудование: отварные овощи, фартуки, косынки, ножи, терки, тарелки, аптечка первой медицинской помощи.

Описание занятия. См. здесь.

Чтение художественной литературы

Цели: закреплять правила безопасного поведения дома.

Материалы и оборудование: рассказы Е. Пермяка «Торопливый ножик», «Осторожные сказки» и другие произведения по выбору педагога.

Игра «Раз, два, три — опасность назови»

Цели:

• закреплять знание опасных и безопасных предметов дома и в группе;

• развивать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают в круг, в середине педагог — ведущий. Он бросает каждому ребенку по очереди мяч и произносит слово (например, «кухня», «ванная комната»), а ребенок называет опасные предметы, которые находятся в данном месте.

Обыгрывание ситуаций «Достань игрушку (книгу) с полки», «Подай ножницы» и др.

Цели:

• учить находить безопасный выход из сложной ситуации;

• систематизировать правила безопасного поведения дома.

Материалы и оборудование: стул, игрушка, книга, ножницы.

Мероприятия и материалы для родителей:

• консультация по теме «Как организовать досуг детей, если вам некогда»;

• памятка «Безопасность дошкольника».

ЯНВАРЬ

Занятие «Домашние электроприборы»

Цели: знакомить с бытовыми электроприборами, их назначением и правилами пользования.

Материалы и оборудование: набор предметных картинок из серии «Электроприборы», пособие «Щит безопасности» с закрепленными на нем розетками и выключателями различных видов.

Описание занятия. Педагог загадывает загадки об электроприборах, которыми пользуются в быту. Все предметы-отгадки рассматриваются с позиции «хорошо — плохо», например полезность утюга и его опасность (гладит одежду, но можно обжечься, при неисправности ударит током и т. д.). Педагог рассказывает о правильном обращении с данными приборами.

Игра «Что для чего?» Педагог показывает на карточках электроприборы, а дети рассказывают об их назначении (электроплита служит для приготовления еды; утюг — для глажения белья, фен — для сушки волос и т. д.).

Занятие «Нарисуй телевизор»

Цели:

• развивать интерес к изобразительной деятельности;

• расширять представления о форме знакомых предметов, их строении;

• учить передавать в рисунке характерные особенности предмета.

Материалы и оборудование: цветные карандаши, альбомный лист.

Игра «Загадки — отгадки»

Цели:

• развивать умение отгадывать загадки, находить отгадку среди множества иллюстраций;

• активизировать в речи слова — названия электроприборов.

Материалы и оборудование: набор иллюстраций на тему «Бытовые электроприборы».

Описание игры. Педагог загадывает загадки об электрических приборах (пылесос, утюг, телевизор, холодильник и др.), а дети должны найти соответствующую отгадку на картинке.

Посещение медицинского кабинета

Цели:

• воспитывать уважение к труду медицинского персонала;

• закреплять знание предметов, необходимых при оказании первой медицинской помощи.

Дидактическая игра «Можно — нельзя»

Цель: закреплять знания о возможной опасности бытовых электроприборов и мерах предосторожности при обращении с ними.

Материалы и оборудование: светофорчики — кружки из картона красного и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог-ведущий показывает картинку с изображением электроприбора и называет какое-либо действие с ним (например, тянуть за шнур). Дети показывают красный кружок, если это делать опасно, зеленый — если это делать разрешается.

Занятие «Знакомство со «Щитом безопасности».

Цель: знакомить с различными видами розеток, выключателей, вилок; учить правильно с ними обращаться.

Материалы и оборудование: пособие «Щит безопасности» с закрепленными на нем розетками и выключателями различных видов.

Мероприятия и материалы для родителей:

• родительский уголок на тему «Как подружиться с электричеством»;

• анкетирование по теме «Воспитание у детей навыков безопасного поведения в быту».

ФЕВРАЛЬ-МАРТ

Экскурсия в парк

Цели:

• расширять представления о характерных признаках разных времен года;

• развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

• воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Игра «Береги живое»

Цели:

• учить правильному поведению во время пребывания на природе;

• закреплять знание правил безопасного поведения за городом.

Материалы и оборудование: «Береги живое: в лесу, на лугу» (игровой дидактический материал, I и II части).

Игра «Хорошо — плохо»

Цели:

• уточнять знания об опасностях в природе;

• побуждать к бережному и ответственному отношению к природе.

Материалы и оборудование: фишки красного и зеленого цветов, мяч.

Описание игры.

1 вариант: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч, задавая вопросы на тему «Хорошо или плохо?»:

• Разводить в лесу костер.

• Кормить зимой птиц.

• Есть незнакомые грибы и ягоды.

• Забирать детенышей животных из леса домой? (И т. д.)

Дети ловят мяч и отвечают.

2 вариант: дети сидят полукругом, педагог показывает карточки с изображением различных ситуаций правильного и неправильного поведения на природе, дети дают соответствующую оценку — хорошо или плохо.

Занятие на тему «Зачем нужно, чтобы вода была чистой»

Цели:

• формировать представление о роли воды в природе, ее свойствах;

• прививать понимание необходимости экономного отношения к воде в природе и в быту.

Материалы и оборудование: снег в тарелке; карточки с изображениями: снежинка, сосулька, дождик, лед, облако, речка; иллюстрации, изображающие представителей растительного и животного мира, обитающих у реки.

Описание игры. См. здесь.

Развивающая игра «Как избежать неприятностей»

Цель: развивать умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций во время пребывания на природе.

Материалы и оборудование: карточки со стихотворным сопровождением.

Описание игры. Педагог раздает игрокам карточки с изображением опасных ситуаций во время пребывания на природе и зачитывает стихотворение. Дети узнают по содержанию стихотворения свою карточку, показывают ее и объясняют, как выйти из данной опасной ситуации, как не попасть в нее снова.

Игра «Вершки — корешки»

Цель: формировать представления о ядовитых растениях и грибах.

Материалы и оборудование: предметные картинки по теме.

Занятие на тему «Кошки и собаки — наши верные друзья»

Цель: формировать навыки безопасного обращения с домашними животными.

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами».

Описание занятия. Рассмотреть картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами».

Вопросы к детям:

• Кто изображен на картине?

• Как называются детеныши этих животных?

• Где живут эти животные?

• Когда можно гладить домашнюю кошку?

• Можно ли гладить собаку без разрешения хозяина?

• Можно ли гладить бездомную кошку или собаку?

• Чего нельзя делать при общении с кошкой и собакой? (И т. п.)

Обобщить ответы детей, вспомнить правила обращения с незнакомыми животными.

Мероприятия и материалы для родителей:

• родительское собрание на тему «Воспитание любви к родной природе»;

• консультация на тему «Природа — наш дом, мы хозяева в нем».

АПРЕЛЬ-МАЙ

Занятие «Опасный огонек»

Цель: формировать знания о причинах возникновения пожара, о средствах пожаротушения, о последствиях пожара в доме.

Материалы и оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточка «01».

Игры-тренинги «Если случился пожар в квартире...», «Разговор по телефону „01“»

Цель: расширять знания о правилах поведения при пожаре.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением огнеопасных предметов, электроприборов, игрушка-телефон, плакат «Правила поведения при пожаре.

Рассматривание иллюстраций на тему «Правильно ли ведут себя дети при пожаре?»

Цели:

• закреплять знания о пожароопасных предметах;

• развивать умение избегать пожароопасных ситуаций.

Материалы и оборудование: набор иллюстраций по теме.

Чтение художественной литературы

Цели:

• расширять знания об основных требованиях пожарной безопасности;

• воспитывать чувства взаимопомощи, сопереживания.

Материалы и оборудование: сказки «Как в селе пожарную каланчу построили», «Как Тимоша царевну спас», «Вороненок», «Незатушенный костер» и другие из книги Т. А. Шоры- гиной «Беседы о пожарной безопасности»; другие произведения по выбору педагога.

Подвижная игра «Огонь — вода»

Цели.

• закреплять правила пожарной безопасности;

• учить соблюдать правила игры.

Материалы и оборудование: ленты синего и красного цветов. Описание игры. Детям сзади за пояс прикрепляют ленточки двух цветов — красного и голубого. Дети с красными ленточками — это огонь, с голубыми — это вода. По сигналу «Раз, два, три — огонь, гори!» дети с красными ленточками разбегаются по залу («начался пожар»). По сигналу «Раз, два, три — огонь быстро затуши!» дети с голубыми ленточками должны догнать детей с красными и собрать все ленточки, изображающие огонь, т. е. «потушить пожар». Дети с голубой ленточкой должны стараться увернуться и убежать, чтобы их не догнали и не забрали ленточку.

Вывод: огонь распространяется очень быстро, и не всегда его удается его затушить.

Эстафета «Пожарные»

Цели.

• закреплять правила пожарной безопасности;

• учить соблюдать правила игры.

Материалы и оборудование: 2 стульчика, покрытые красным материалом, 2 ведерка.

Описание эстафеты. Дети делятся на 2 команды. На определенном расстоянии от детей ставятся 2 стульчика — они изображают огонь. Участник каждой из команд добегает с ведром до стульчика, имитирует тушение огня — опрокидывает ведро и бежит обратно. Побеждает команда, которая быстрее «потушит огонь».

Игра «Хорошо — плохо» (ТРИЗ)

Цели.

• обсуждать понятия «огонь», «спички»: какую они приносят пользу и какой причиняют вред при неосторожном обращении;

• развивать творческое начало.

Материалы и оборудование: карточки красного и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог произносит: «Огонь — это хорошо». Дети называют его положительные стороны, выкладывая при этом на мольберт карточки зеленого цвета. Когда педагог говорит: «Огонь — это плохо», дети называют его отрицательные стороны, выкладывая на мольберт карточки красного цвета. В конце делают вывод.

То же с понятием «спички».

Занятие «Спички — не игрушка!»

Цели: продолжать разъяснять запрет на игру со спичками, причины возникновения пожара.

Материалы и оборудование: разрезные карточки-картинки по теме.

Описание занятия.

➣ Отгадывание загадок про спички.

➣ Проведение беседы по теме занятия. Тезисы беседы:

— огонь может принести большие бедствия, если допустить пожар: он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, урожай на полях;

— от чего происходят пожары: от молнии, от искры, от не затушенной сигареты или спички.

➣ Рассматривание картины с изображением пожара, ответы на вопросы педагога.

Примерные вопросы по теме занятия

• Как вы думаете, почему случился пожар? Может быть, кто-то из детей брал спички и пытался зажигать их?

• Вы умеете зажигать спички?

• Кто вас учил пользоваться спичками? (И т. д.)

Показать, как надо зажигать спички: не торопиться, спичку держать так, чтобы она, загораясь, не обожгла пальцы, иначе ее придется бросить, когда она еще не погасла, а это может привести к пожару.

➣ Чтение стихотворения, беседа по его содержанию.

«Спичка-невеличка»

Можем мы костер разжечь,

Стружки нечего беречь —

Поиграем, а потом

Все затушим и уйдем...

Вова быстро чиркнул спичкой,

И вспорхнуло пламя птичкой,

Красной стружкой завилось,

Поскакало, понеслось.

Дунул ветер — и по стружкам,

По дощечкам, по кадушкам,

По дровам огонь разнес...

Больше пламя, выше пламя!

«Ой, боюсь, сгорим мы сами...»

И ребята со всех ног

Поскорее наутек...

Е. Хоринская

Итог занятия: со спичками играть нельзя, от неправильного обращения со спичками может случиться пожар.

Мероприятия и материалы для родителей:

• родительский уголок на тему «Не шути с огнем!»;

• домашнее задание для родителей: провести с детьми беседу на тему «Как обращаться с огнем».

ИЮНЬ-АВГУСТ

Занятие «Улица полна неожиданностей»

Цели:

• расширять представления о правилах поведения во дворе и на улице;

• учить видеть источники опасности для жизни и здоровья.

Дидактические игры

Цели: учить определению понятия «Светофор», закреплять его сигналы и знания правил перехода улицы.

Материалы и оборудование: фишки — круги из картона красного, желтого, зеленого цветов (на каждого ребенка по 3 шт. разного цвета), макет улицы.

Игра «Светофор»

Описание игры. Педагог читает стихотворение, а дети угадывают его концовку и показывают фишку нужного цвета.

Заучи закон простой:

Красный свет зажегся — ... (стой)!

 

Желтый скажет пешеходу:

«Приготовься к... (переходу)».

 

А зеленый впереди —

Говорит он всем... («Иди!»)

Игра «Что можно, что нельзя»

Описание игры. Педагог читает стихотворение:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день и ночь

Зеленый, желтый, красный.

О чем говорится в стихотворении? (О светофоре.) Загорелся красный свет (показывает). Можно сейчас переходить улицу? (Нет.) Вот сигнал светофора изменился, какой огонек зажегся? (Желтый.) Он предупреждает о том, что сигнал меняется, надо быть внимательными. Зажегся зеленый свет — можно спокойно переходить улицу.

Подвижные игры

Цели:

• развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки;

• закреплять ПДД и знания о транспорте.

Материалы и оборудование: круги из картона красного, желтого, зеленого цветов; сигналы светофора: красный, желтый, зеленый флажки.

Игра «Поезд»

Описание игры. Педагог — «паровоз», дети — «вагончики». Со словом «Поехали!» дети начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу!» Педагог ведет поезд то в одном, то в другом направлении, замедляя или ускоряя ход. В конце игры — остановка. Игра повторяется 2—3 раза.

Игра «Цветные автомобили»

Описание игры. Дети — «автомобили», у каждого в руках цветной круг. Педагог стоит в центре площадки, держит в руках три цветных флажка. Когда он поднимает флажок красного цвета — по площадке бегут дети, имеющие флажок этого цвета (то же самое с флажками других цветов).

Игра «Найди свой цвет»

Описание игры. У детей — флажки 3—4 цветов, в разных углах группы на подставке стоят флажки таких же цветов. По сигналу педагога «Идите гулять!» дети расходятся по группе, по сигналу «Найди свой цвет!» бегут к флажку соответствующего цвета.

Занятие «Нарисуй светофор»

Цели.

• продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

• учить рисовать светофор по представлению;

• закреплять знание зеленого и красного сигналов светофора.

Материалы и оборудование: гуашь, кисти, игрушка-светофор.

Развлечение «Петрушка на улице»

Цели.

• развивать интерес к различным формам представлений;

• систематизировать знания о ПДД.

Материалы и оборудование: кукольный театр, карточки с дорожными знаками, игрушка-светофор.

Чтение художественной литературы

Цели.

• продолжать знакомство с ПДД;

• развивать интерес к художественной литературе.

Материалы и оборудование: стихи С. Михалкова «Моя улица», «Скверная история» и др., загадки, стихи о транспорте.

Конструирование и изготовление аппликаций на темы «Виды транспорта», «Улицы города»

Цели.

• развивать умение отражать свои наблюдения и знания в продуктивной деятельности;

• закреплять ранее приобретенные приемы конструирования и аппликации.

Материалы и оборудование: разные виды конструктора, материал для аппликации.

Беседа «Где и как можно играть?»

Цель: расширять знания о правилах безопасного поведения на улице, в транспорте, во дворе.

Материалы и оборудование: набор карточек с изображениями двора, парка, улицы, стройки, перекрестка, проезжей части, пассажиров в автобусе.

Занятие «Внимание — дорога!»

Цели:

• закреплять знание ПДД;

• учить соблюдать правила игры.

Материалы и оборудование: настольные игры «Внимание — дорога!», «Дорожные знаки» и т. п.

Мероприятия и материалы для родителей:

• памятка «Своевременно обучайте детей ПДД»;

• папка-передвижка «Внимание: дети и дорога!»;

• выставка детских работ (совместно с родителями) на тему «Улица и дети».

Автор: Гарнышева Т. П.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе на тему «Приготовление винегрета (салата)»

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе. Пожар в доме

Конспект занятия в средней группе. Зачем нужна чистая вода

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе. В гостях у доктора Айболита

Нет комментариев. Ваш будет первым!