Групповое консультирование родителей
/с применением технологии коучинга/
на тему «Успеваемость школьников»
Краткое описание: В консультировании отражена практическая работа с родителями на тему "Успеваемость школьников". Во время консультирования родители являются активными участниками процесса, выполняя интересные и доступные задания с применением элементов коучинга.
Автор: Еремеева Инна Владимировна, учитель-дефектолог ГБС(К)ОУ школа-интернат г. Отрадный.
Вид консультирования: тематическое.
Участники мероприятия: родители учащихся младших классов.
Цели консультирования: Выявление причин плохой успеваемости и создание условий для их устранения.
Задачи консультирования:
1. Активизировать работу родителей.
2. Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении.
3. Помочь родителям определить пути устранения низкой успеваемости.
Оборудование: Бланки для проведения приемов коучинга, ручки, чистые бланки для телеграмм.
Этапы проведения консультации:
1. Организация консультации.
Приветствие родителей.
2. Определение повестки.
Прием коучинга «Колесо»
- Уважаемые родители, как вы думаете, зачем Ваш ребенок посещает школу?
Обозначьте в секторах круга цели посещения Вашим ребенком учебного заведения:
- А теперь обозначьте значимость каждой цели по десятибалльной шкале от 1 до 10 (1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме окружности.
- Соедините линиями отметки, отображающие вашу оценку ситуации в каждой из области круга. Теперь у Вас есть наглядная картина целей посещения Вашим ребенком школы.
- Проанализируте полученный результат. Что за фигура у Вас получилась? Чем больше полученная фигура похожа на круг, тем более сбалансированы цели. Теперь вы можете составить план мероприятий по достижению каждой цели. Но я Вам сейчас предлагаю определить наиболее значимую цель посещения ребенком школы.
- Распределите цели посещения школы ребенком по степени важности по десятибалльной шкале от 1 до 10. По вашему мнению, какая наиболее важная цель посещения Вашим ребенком учебного заведения? /получение знаний, обучение…/.
- Как по вашему связаны понятия «получение знаний» и «успеваемость»?
- Вот сегодня мы и поговорим, об актуальном для Вас вопросе, об успеваемости.
3. Основная часть консультации.
- Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.
- Определите, какие, на ваш взгляд есть причины, мешающие Вашему ребенку заниматься лучше.
- Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
На доску записываются причины, предложенные родителями, затем эти причины обсуждаются.
Примерный перечень:
1) неправильно организованный режим дня;
2) дети не вникают в суть выполняемого задания;
3) сталкиваясь с трудностями сразу же «опускают руки»;
4) лень;
5) нет интереса к некоторым предметам;
6) разный уровень длительности понимания и усвоения учебного материала;
7) не умеют сосредотачиваться;
8) не прислушиваются к мнению старших.
- Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты окажутся напрасными. Ю. К. Бабанский и В. С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Анализ их работ позволил построить следующую схему:
- А можно ли преодолеть эти причины неупеваемости и повысить успеваемость в целом?
Прием коучинга «Масштаб цели»
Табличка заполняется родителями, затем ведется общее обсуждение цели и способов ее достижения.
- Предупреждение неуспеваемости (повышение успеваемости) предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
- Хотели бы Вы, чтобы успеваемость Вашего ребенка улучшилась? Возможно ли это?
Обсуждение с родителями заполненной таблички.
4. Осмысление итогов консультирования.
- Уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, внимательно какие вы должны предпринимать действия для устранения проблем низкой успеваемости детей. Родители должный быть сами деятельны, активны, помогать детям, рационально вместе с ребёнком спланировать режим дня, научить ребёнка преодолевать возникшие трудности, оказывая ему при этом помощь, оказывать помощь детям в ходе подготовки домашнего задания и т.д.
5. Рефлексия.
Методика «Телеграмма»
Родители на чистых бланках пишут телеграммы из 10 слов кому-либо, отражая в них свои впечатления и ощущения от проведённого родительского собрания.
Затем родители встают в круг и по очереди зачитывают свои телеграммы.
Примерные телеграммы:
• «Доченька! Теперь я тебя за всё буду хвалить, но прислушиваться к мнению старших и выполнять режим дня всё-таки надо! Мама.»
• «Интересно. Поучительно. Старались решить проблему. Поиграли. Будем стараться и дойдём до цели.»
• «Выяснили, что точка зрения на проблемы класса в отношении учёбы и поведения у родителей, детей и учителя одинаковы, пути их решения у многих совпадают»
- Необходимо работать над трудолюбием ребёнка: научить и привить любовь к учебе и труду.
- Хочется поблагодарить присутствующих на собрании родителей за их активное участие в жизни своих детей, класса и школы. Всем спасибо за внимание. До новых встреч.
Рекомендуем посмотреть:
Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка
Рекомендации для родителей детей, имеющих задержку речевого развития
Встреча Нового года с детьми. Советы
Как правильно учить стихотворения с детьми дошкольного возраста. Советы
Похожие статьи:
Как научить ребенка запоминать материал