Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Детская проектная работа "Куклы из бабушкиного сундука"

Проектная работа: "Куклы из бабушкиного сундука"

Выполнила: Жеребятьева Варя, 6 лет
Воспитатель: Ерофеева Е. И.
Содержание
Введение
История народной игрушки
Виды тряпичных кукол
Сравнение современной куклы и традиционной тряпичной куклы
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Поскольку я являюсь постоянной посетительницей Арзамасского историко-художественного музея, то часто принимаю участие в многочисленных мастер-классах, которые проводятся на музейных вечерах. Но самым моим любимым мастер-классом стало занятие по изготовлению тряпичных кукол, которые когда-то были популярны в России. Эти игрушки получаются яркими, веселыми, красивыми, так что даже дома я стала ими играть наравне с теми, которые приобретены в магазинах. Поэтому я заинтересовалась, какими бывают народные куклы, как их можно сделать дома своими руками и интересно ли будет моим подружкам играть такими игрушками.
Актуальность нашей работы состоит в том, что подобные занятия развивают интерес к истории, как родного края, так и в целом к истории страны, ее традиций. Также изучение народных кукол не только наполняет меня новыми знаниями, но и развивает мелкую моторику рук.
Я выдвинула следующие гипотезы:
-Возможно, что кукла современная, купленная в магазине все равно интереснее и привлекательнее для моих сверстников, чем старинная тряпичная игрушка, сделанная своими руками.
-Предположим, что народную тряпичную куклу можно смастерить дома из любых подручных материалов, не прибегая к сложным действиям и не используя фабричной техники.
Цель исследования: исследовать виды народных тряпичных кукол.
Для достижения поставленных целей нам предстоит выполнить следующие задачи:
1. Изучить виды народных тряпичных кукол;
2. Сравнить достоинства и недостатки современного варианта кукол с традиционными;
3. Научиться изготавливать простейшую тряпичную куклу в домашних условиях своими руками;
4. Проявить интерес к родной истории через историю и традиции народной игрушки.
История народной игрушки.
Для начала надо сказать, что народные игрушки – это не те, которые большими партиями производятся на фабриках и затем продаются в магазинах. Народные игрушки издавна создавались мастерами, а иногда просто обычными людьми для своих детей из подручных материалов. Зачастую, использовались самые простейшие природные материалы: бумага, орехи, мех, перо, провода, глина, дерево, ткань, кожа, солома, сушеная трава, волосы, шерсть, нитки.
Первые народные игрушки предназначались, правда, совсем не для игры. Основным назначением свистулек из глины и дерева было отгонять злых духов. А красивые узоры и магические знаки-рисунки привлекали удачу в охоте и утешали добрых богов.
Затем кукол разных видов использовали для исполнения ритуалов при посеве и сборе урожая, при женитьбе, рождении и крещении детей, при уходе за скотиной. Это, так называемые, обрядовые куклы.
Другие куклы выполняли роль оберегов, т.е. охраняли людей и их жилища от разной нечисти и злых духов. Для малышей делали одних кукол, для взрослых – других. Куклам долгое время не рисовали лица, т.к. считали, что лицо олицетворяет душу, а значит, делает куклу живой. Поэтому она могла стать убежищем для нечистой силы.
И только в последнюю очередь появились куклы игровые, которые изготавливались специально для игры детей разных возрастов.
В каждой местности куклы соответствовали тем традициям в одежде и быту, которые были там распространены. Это отражалось в колорите одежды, ее предметов (платках, кокошниках, поясах, передниках), уборе волос.
По способу изготовления куклы разделялись на: мотанные, узловые и шитые. Узловые куклы изготавливали путем наматывания и привязывание ткани без применения иглы. Способ создания этих кукол - скручивание, скатывание, сматывание, связывание, завивание. Одежду куклы создавали, наматывая куски ткани на туловище. Иглу с нитью применяют в отдельных случаях во время пошива головного убора и обработки одежды куклы. По возможности мастерицы не использовали колющие и режущие предметы при изготовлении кукол. Даже ткани часто не резались, а просто рвались.
Виды тряпичных кукол
Куклы различались по виду, назначению и имели свои названия. Мы рассмотрим основные виды кукол, которые изготавливаются в нашем музее и представляются на занятиях для ребят.
Кукла Травница была наполнена разными лечебными травами и использовалась для изгнания злых духов. В современном обиходе мы сказали бы, что травы, наполняющие эту куклу, являлись прекрасной ингаляцией для болеющего человека, особенно ребенка. Ее и вешали над колыбелькой ребенка или ставили у кровати больного человека.

Крупеничка - тяжеленькая кукла, наполненная ароматной гречей. Когда-то эта кукла стояла в красном углу дома, сохраняя ценное зерно гречихи и являлась символом достатка семьи, благополучия и отсутствия нужды. Крупеничка - лучший подарок хозяйке.

Кормилица – кукла с большой грудью, что означало материнство, здоровье семьи, благополучие и достаток.

Кувадка – первая кукла, которая встречала только что родившегося младенца. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы. Ее вешали над колыбелькой.

Кукла-утешница была одновременно подарком, т. к. украшалась конфетами в обертке и, без сомнения, приносила радость ребенку. Считалось, что снять очередную конфету нужно тогда, когда становится грустно.

Эту куклу я делала на одном из мастер-классов для участия в конкурсе народного прикладного творчества. Мне помогала работница историко-художественного музея и обучала меня основным приемам изготовления этой куклы.
По результатам конкурса моя работа получила 2 место.
Если посмотреть многочисленные работы, которые мы делали на наших занятиях, то видно, что все они изготовлены из красивых пестрых лоскутов, часто мы подбираем по тону платочки и пояса для украшения кукол. Но, надо сказать, что так было не всегда. Наши предки жили бедно, из старой поношенной одежды старались сшить одежду для младших, поэтому любой лоскут был в ходу. Как рассказывала моя бабушка, девочкам в деревне позволялось делать таких кукол из старых чулок, поэтому они были невзрачными и быстро выходили из строя. Для тех моих ровесниц было большой радостью, если деревенская портниха одаривала их цветными лоскутками, но это было большой редкостью.
Сравнение современной куклы и традиционной тряпичной куклы.
Дома я играю с куклами очень часто. Это моя любимая игрушка. У меня есть разные куклы: малыши, которых я укладываю спать, кормлю и катаю в коляске, красавицы, которым я делаю прически и меняю наряды, девочки, которых я учу в школе, с которыми гуляю.

Но, когда я в первый раз принесла домой тряпичную куклу, я не заметила, как тоже стала играть с ней. Эти куклы ходили друг к другу в гости, накрывали стол, обедали. Хотя, конечно, основное время мои скрутки играют роль сувенира, которые располагаются на моих полках и находятся даже на нашей даче в качестве стилизованных украшений.
Конечно, если говорить о достоинствах и недостатках современной и народной кукол, то перевес будет на стороне первых. Ведь фабричная кукла красивая, хорошо, качественно изготовлена и одета в красивую одежду, которую еще и можно менять. В игре она намного долговечней. Ее можно мыть, расчесывать. Современная кукла может даже представлять определенную профессию. Она очень функциональна в игре: двигаются руки, ноги, талия, закрываются глаза. Очень продвинутые модели даже ходят и разговаривают.
Но, вспоминая традиционную куклу, понимаешь, что фабричной не хватает индивидуальности. Да, ее платьице не поменяешь. Зато можно сделать быстро ей подружку совсем в другом наряде. Платочек на голову поменять несложно. А то, что у нее нет лица, совсем нескучно, в каждой новой ситуации можно самой придумать настроение, эмоции. Да и труда и времени для ее изготовления нужно не так и много.
Я по возможности использую разные лоскутки ткани, бечевки для украшения платочков, вырезаю пояски разных цветов. Вот и куклы получаются непохожими друг на друга. А при игре каждой из них несложно придумать свою роль. Кормилица станет для всех мамой. Кувадка - старшей сестрой. Вот и получаются эти куклы любимыми, ведь при изготовлении каждой мы подключаем свою фантазию, воображение, вдыхаем в них свое тепло. Подари такую куклу любимой подруге – она будет очень рада. Пусть и не станет часто играть, но повесит над своим столом и станет считать ее талисманом.
Заключение
Итак, в нашей работе мы исследовали историю возникновения народных игрушек, рассмотрели основные виды скруток, которые изготавливаются на мастер-классах в историко-художественном музее, сравнила современные образцы кукол с народными и сделала выводы. Таким образом, моя первая гипотеза о преимуществах современной куклы подтвердилась частично.
Современная фабричная кукла, действительно, чаще используется нами в игре, поскольку является более функциональной, привлекательной и интересной. Но отказываться от тряпичной куклы мне теперь совсем не хочется. Ведь если даже процесс игры с ней не так затягивает, то изготовление разных видов тряпичной куклы – это интересно и увлекательно.
А вот вторая гипотеза о простом и быстром способе изготовления скрутки подтверждается полностью. Разнообразные лоскутки, тряпочки, старые вещички, которые можно использовать, кусочек ваты и нитки являются доступными в любом доме. Подключите фантазию – и куклы на любой вкус появятся и в ваших домах!
В нашем детском саду прошёл конкурс «Кукла своими руками», в котором можно было по своему выбору изготовить куклу.
Посмотрите, какие замечательные куклы получились от совместного творчества с родителями!




Список использованной литературы:
1. Г. Л. Дайн, Русская народная игрушка. – М.: Легкая промышленность, 1981.
2. Н. Г. Юрина, Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника к 8 марта. Подготовительная группа Проект ко Дню Победы в школе Программа воспитательной работы классного руководителя Метод проектов в школе
Культура поведения старших дошкольников по программе "Детство" | Образы русской культуры в музыке
Опубликовано: 2514 дня назад (4 января 2018)
Просмотров: 3052
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!