Образы русской культуры в музыке
В статье рассматривается воспитательный потенциал, прослеживающийся в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества и музыке. Праздники и развлечения представлены как наглядно-образный способ воздействия на мировоззрение детей.
При ознакомлении детей с традициями и музыкальным наследием русского народа воспитываются гражданские ценности и основы национальной идеи.
Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, её государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие «культуры» входит всё, что создано умом, талантом, рукоделием народа. Всё, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям: хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племён; как государство, жизнь которого развёртывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты.
Открытость и синтетичность древнерусской культуры, её мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Её характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.
«Праздники памятны, а будни - забывчивы». Эта старинная русская поговорка только на поверхностный взгляд незатейлива и проста по смыслу. В бытии целых народов, в жизни отдельного человека воспоминания о пережитом оказываются связанными с необыденными, памятными праздничными днями. И чем больше погружаешься в прошлое, тем убедительнее мысль: давним поколениям русских людей, в
нелёгкой нашей истории живших и трудно и сурово, было в чём отвести душу, было, что вспомнить о праздниках - добрых днях осмысленного отдыха, душевной радости, встречи с красотой. Столь много достигшие, мы всё больше понимаем, вернее, пока ощущаем, сколь многого лишились, что потеряли.
Праздники в русской культуре занимали особое место. Это одно из главных понятий народного календаря. Различались, великие, большие и малые праздники. К первым относились Рождество, Пасха и Троица; ко второй группе - Благовещенье, Успение, Крещение.
Праздничные события, повторяясь из года в год, навек вошли в плоть и кровь народа, стали живой частью его бытия, укоренились в его языке, в пословицах и песнях, сказаниях и легендах. Русская культура отличалась богатством.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно - нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки.
Народная культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. Праздничные события, повторяясь из года в год, навек вошли в плоть и кровь народа, стали живой частью его бытия, укоренились в его языке, в пословицах и песнях, сказаниях и легендах. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси»; «Обычай крепче закона»; «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных
народов.
Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды народные, песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.
Поэтому важно создать условия для музыкально - речевого развития детей через приобщение к русской культуре и музыкальному наследию:
способствовать расширению знаний детей с традициями и музыкальным наследием русского народа;
содействовать воспитанию уважения к русской культуре через приобщение к народной музыке;
способствовать формированию у детей музыкально-эмоционального восприятия, мотивации к творчеству и сочинительству, певческих и танцевально-игровых способностей;
помочь овладеть навыками игры на русских народных инструментах т. д.
Систематическое использование в практике работы всех разновидностей (жанров) народного творчества позволит развить у детей музыкальную культуру и музыкально-творческие способности. А это происходит через знакомство и исполнение произведений фольклора, способного привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать её, соприкасаться с ней; попевки и музицирование простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий и произведений; интонирование прибауток и скороговорок способно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений — участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества – именно там, где дети смогут применить всё свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения и музицирования на музыкальных инструментах (в том числе и народных), исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
Вся работа должна проводиться в интересной игровой форме. С детьми разучиваются народные прибаутки, потешки, колыбельные и народные песни, формируются умения игры на музыкальных инструментах и т.п.
Ежегодно организуются и проводятся фольклорные праздники, следуя национальным традициям: осенняя ярмарка, зимние праздники: Новый год, Рождество, весенний праздник Пасхи, Масленица и т.д.; детские праздники с социально-значимой идеей: Международный женский день – 8 Марта, День защитников отечества – 23 февраля, День трудящихся – 1 Мая, Праздник Великой Победы – 9 Мая, Всемирный День защиты детей – 1 июня, именины, и т. д.
Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе музыкального воспитания дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать её, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребёнок познает прекрасное в окружающей действительности.
Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.
Список используемой литературы
1. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
2. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2000.
3. Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающих развивающих программ для дошкольного образования. Учебно-методическое пособие, Москва, 2012
4. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно - игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2003. — № 1.
Рекомендуем посмотреть:
Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников в детском саду
Консультация для родителей "Музыка как средство здоровьесбережения"
Формы работы музыкального руководителя с родителями в детском саду
Похожие статьи:
Консультация для родителей. Музыкальное воспитание в семье младшего дошкольника
Стихи о музыкально-развивающей среде в ДОУ
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет