Педагогическая работа по социализации и нравственному воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
В процессе социального развития происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности человека, социально психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Стандарт направлен на достижение следующих
целей:
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Задачи педагогов по социализации, общению и нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста:
Способствовать воспитанию любви и уважения к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;
Способствовать воспитанию уважения и интереса к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;
Побуждать уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, людей с ОВЗ;
Способствовать формированию представлений о добре и зле, гуманистической направленности поведения;
Обеспечить ознакомление детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;
Вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;
Способствовать расширению представлений о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;
Создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
Способствовать формированию оценки нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;
Создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
Стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;
Содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;
Предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;
Требования к педагогу:
-Поощрять инициативу детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр, поддерживать стремление детей вступать в игровые диалоги;
-Поощрять появление доброжелательности в отношении партнёра по игре;
- Поддерживать игровую самостоятельность и инициативу малышей, побуждать желание рассказывать о своих предпочтениях (что нравиться, что не нравиться);
-Контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей;
обеспечивать развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками;
-Создавать условия для предупреждения негативизма в отношении к сверстникам, конфликтов;
-Способствовать развитию самодеятельной игры как формы организации жизни детского общества, возникновению и укреплению устойчивых детских игровых объединений, формированию положительных межличностных отношений детей;
способствовать применению детьми правил и норм поведения в совместной деятельности.
-Обеспечить развитие умения детей договариваться;
-Помогать детям выделять нравственный смысл отношений, связанных с ролью, ориентировать на отражение в соответствующих игровых ролях таких качеств, как отзывчивость, стремление помочь другому, проявление заботы, постоянная готовность выручить из беды, преодолевая препятствия, и т.п.
Работа по социализации проходит через все области развития:
Познавательно-исследовательская деятельность может быть связана с решением задач по формированию у ребёнка элементарных представлений о семье, малой родине, Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, элементарные представления о государстве, знание основ безопасности, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными.
В процессе коммуникативной деятельности у детей формируются представления о нормах и ценностях, принятых в обществе – правилах общения и культуре поведения; воспитываются нравственные представления, в том числе и о качествах людей; развивается эмоциональная отзывчивость, сопереживание; формируются представление о нормах поведения, способах разрешения конфликтов.
Восприятие художественной литературы и фольклора способствует присвоению моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
В продуктивной деятельности формируется опыт отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми: педагог побуждает детей к общению, учит вежливо обращаться за помощью, просить о чем-либо, выполнять просьбы, поручения.
Музыкальная деятельность способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирует готовность к совместной деятельности со сверстниками, а также развивает умение распознавать эмоциональные состояния.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд связан с удовлетворением органических и социальных потребностей ребёнка.
Двигательная деятельность способствует формированию обобщенных представлений детей о своем организме, его возможностях.
Только систематическая работа по социализации приведет ребенка к правильному отношению к обществу, повлияет на степень активности жизненной позиции; сформированности социального опыта; к усвоению основ формирования у детей осознанного отношения к социальному окружению и нормам морали.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
Контактно - игровая импровизация с варежками-липучками для детей дошкольников
Социализация дошкольников в условиях ФГОС
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка