Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию статью по теме "Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания" в рамках организации работы «Детско-родительского клуба «Связующая нить». Данный материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, работающим в возрастной категории 4 -7 лет
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
Каждому обществу, как и каждому человеку, необходим светлый духовный идеал. Особенно остро общество нуждается в нем в эпоху «смутного времени»».
Бурная русская история выдвинула много ярких, неординарных личностей. Некоторые из них благодаря своей подвижнической деятельности на ниве православия, благодаря своей праведной жизни или деяний, в результате которых имя России обрело величие и уважение, были удостоены благодарной памяти потомков и канонизированы Русской Православной Церковью.
Как часто в дореволюционной России приходилось слышать слова «Святая Русь». Что такое «Святая Русь»? «Святая Русь» - это прежде всего святыни Русской Земли, это ее монастыри, церкви, священство, иконы, праведники, святые события истории Руси. Все это как бы объединялось в понятие Святая Русь, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно. Главное, что принадлежало «Святой Руси»,— это ее святые, представленные иконами, мощами, памятными местами, источниками, а главное - «житиями». Что такое жития святых? Это не просто рассказы о жизни святых и их посмертных заботах о людях, чудесах, покровительстве верующим. Чтение житий святых входило в состав богослужения, монастырского распорядка жизни, обихода благочестивого человека.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность мероприятий направленных на духовно-нравственное образование и воспитание детей и родителей воспитанников.
Предлагаю познакомиться с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию педагогов МДОУ д/с № 53 г.Волжского Волгоградской области "тематический проект «Доброй Душа полна»
Цель проекта заключается в обеспечении непрерывности процесса формирования духовно - нравственных ценностей, патриотического воспитания и образования, обеспечивающих открытость социокультурного пространства, возрождение истинно российской ментальности, основанной на благородных промыслах, уважении к православной и другим вероисповеданиям, трудолюбии, толерантности, креативности, историческому прошлому нашей страны. Большое внимание в содержании деятельности нашего дошкольного учреждения уделяется старшему дошкольному и младшему школьному возрасту. Эти возрастные группы детей требуют особого внимания в реализации данного проекта.
Задачи проекта:
1.Формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков у дошкольников.
2. Формирование у детей опыта морального, этического и нравственного поведения и общения.
3. Сплочения детского коллектива путем проведения проектной деятельности.
Проектная деятельность началась со знакомства детей с первой азбукой Кирилла и Мефодия, в которой говорилось: «Ведайте и творите добро, Люди!»
Педагогами детского сада были проведены серия бесед о значении книги в жизни человека, о библии, о «слове», о нравственных качествах. В рамках данной проектной деятельности администрацией ДОУ совместно с Православной станцией было организовано посещение воспитанников Храма Приход Христо-Рождественскийпо Адресу: г.Волжский, улица Химиков, 24 для проведения урока Добролюбия.
В храме детей тепло встретил Отец Олег. Он рассказал ребятам о значении храма, как дома Божия, в жизни человека, об особенностях его цвета и архитектуры, о внутреннем устройстве православного храма, о его значении в жизни христианина. Ребята узнали о том, для чего в храме ставят свечи, как устроен иконостас, почему священнослужители надевают облачение разных цветов, какие бывают молитвы. В завершении отец Олег качестве благословения подарил воспитанникам детскую библию, пожелал всем гостям Божьей помощи и пригласил еще раз посетить храм с родителями воспитанников. Ребята в свою очередь поблагодарили Отца Олега за теплый прием, передали церкви благотворительный сбор для нуждающихся и пообещали продолжить тесное сотрудничество с Храмом Христо-Рождественский.
В период проведения проектной деятельности «Добротой Душа полна…» в детском саду прошли следующие акции:
Акция «Вестник Добра»
Уже третий год воспитанники нашего дошкольного учреждения отсылают своих белоснежных птиц в Ульяновкую область, село Арское в Храмовый комплекс для участия в одноименном конкурсе, как символ Добра и Благой вести. В этом году в акции приняли участие более 30 семей воспитанников и 12 педагогов ДОУ.
Акция «Дари добро»
Педагоги, Родители воспитанников нашего дошкольного учреждения совместно с Волжским местным отделением Партии «Единая Россия», благотворительным фондом «БлагоДарим» организовали благотворительный сбор для детей, проходящих лечение в Волгоградском областном детском онкогематологическом центре. Ребята передали детям, проходящим лечение, вместе в пожеланиями скорейшего выздоровления канцтовары и средства гигиены.
Акция «Подари улыбку!»
включила в себя следующие дела: изготовление открыток ветеранам ВОВ, мамам, папам, бабушкам, друзьям, помощь в оформлении групповых комнат младших дошкольников к весенним праздникам, починка детской литературы для малышей, организация чаепития в родителями воспитанников в рамках детско-родительского клуба «Связующая нить»,
Акция «Добрые слова не лень нам говорить каждый день!»
в процессе которой, детьми было выработано правило, говорить каждый день, как можно больше добрых слов окружающим нас людям.
Акция «Подарим птицам нашу доброту!»
с изготовлением и размещением кормушек для птиц.
3 марта в рамках Дня Доброты педагогами ДОУ, совместно с родителями были организованы следующие праздники-развлечения:
«День Добрых дел» среди воспитанников групп младшего и среднего возраста о семейных ценностях, о доброжелательном отношении к близким. Мама Курица со своими цыплятами пригласила Маму Кошку к себе в гости с котятами. Праздник закончился чаепитием с угощением;
«Если Добрый ты!» ребята трех групп по волшебству попали в сказочную страну, где проводником по старым добрым сказкам стал Буратино;
«Искусство дарить Добро» для детей старшего дошкольного возраста. Главными героями праздника стали Поэт, Драматург, Художник, Хореограф. Ребятам был представлен удивительный Мир Искусства, где каждый человек творческой профессии оставил свой след Доброты и Красоты. Ребята слушали классические произведения, рассматривали картины известных художников, с помощью хореографических этюдов передавали собственное настроение. Продуктивной деятельностью данного мероприятия было изготовление собственной цветочной поляны с помощью красок, кистей.
Воспитанники подготовительных групп подготовили концерт и театральную сказку «Кошкин дом» для детей раннего дошкольного возраста, обменивались поздравительными плакатами и угощениями.
Итоговое мероприятие «Богатыри – защитники Руси» детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Задачи: развивать интерес к истории Древней Руси;
воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать
Подведение итогов: Педагогами нашего дошкольного учреждения в рамках данной проектной деятельности были охвачены все стороны развития личности, направленных на формирование представления об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Воспитание у дошкольников устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в ХХI веке.
Рекомендуем посмотреть:
Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
Педагогический совет в детском саду на тему: Художественно - эстетическое развитие дошкольников
Из опыта работы старшего воспитателя. Родительское собрание в ДОУ
Самообразование педагога ДОУ по ФГОС