Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для родителей "Музыка как средство здоровьесбережения"

Музыка как средство здоровьесбережения
Описание: содержание данной статьи буде интересно для педагогов, работающих по данной тематике по самообразованию.
Цель: знакомство с музыкой, как "целителем здоровья".
Задачи:
- познакомить педагогов со значением музыки для здоровья людей;
- сформировать знания о музыке из истории;
- заинтересовать изучением данной темы педагогов.

«Музыка не только фактор
облагораживающий, воспитательный.
Музыка – целитель здоровья»
В. М. Бехтерев

В седой древности уже было известно удивительное действие, которое оказывает музыка на все живое, та власть, которую имеет она над чувствами и настроениями людей. Наши предки использовали это свойство в различных жизненных обстоятельствах, в том числе и при лечении больных.
Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.
Физиологический фактор музыки изменяет различные функции организма, такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
Психологический фактор меняет психическое состояние ребенка. Рассмотрим этот фактор подробнее.
Во-первых, музыка имеет ритм, мелодию и гармонию. Она позволяет чувствовать ритм жизни, гармонизировать собственные биоритмы ребенка, позволяет выйти за пределы своих личных проблем.
Во-вторых, музыка дозирует психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.
В-третьих, музыка совершенствует дыхательную функцию опосредованно. Например, при пении ребенок подчиняет свое дыхание тому размеру и ритму, который заложен в песне.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть – 20 вдохов, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.

В-четвертых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. При снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет. Изучение и развитие эмоций у ребенка имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающему. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению – через мимику, пантомиму, жесты, позы.

При этом ребенок, опираясь на внешнее проявление тех или иных эмоций, пытается угадать смысл поведенческих реакций, настроение и многое другое, а также изменять свое поведение в зависимости от другого человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать»эмоциональное состояние другого, а, во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение доступных детям переживаний, и формирование у них такого мировоззрения, которое помогает им быть здоровыми и счастливыми называется музыкотерапией.

В легендах и мифах, в античной литературе можно встретить немало примеров, свидетельствующих о широком применении музыкотерапии. В Греции, например, связывали ее с именем Аполлона – покровителя искусств и его сына Асклепия – покровителя врачевания. Философы изучали и классифицировали полезные для медицины музыкальные произведения. Знаменитый Гиппократ специально прописывал больным курсы музыкотерапии. Пифагору же принадлежит афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей».

В культуре Древнего Востока и Индии также есть свидетельства разнообразного применения музыки в медицине. Так Авиценна (Ибн Сина) утверждал в «Каноне врачебной науки»: «Страдающих меланхолией необходимо развлекать музыкой» и считал, будто бы хорошее пение утишает боль, отвлекает от нее и даже усыпляет.
Большое внимание музыке как лечебному фактору, уделяла и европейская медицина. Известно, например, что в 13 веке в больницах существовали специальные помещения, где в лечебных целях использовалась музыка. В 18 веке лондонский врач Ричард Броклесби написал свои «Рассуждения о древней и современной музыке и применении ее в лечении болезней», предложив ряд методических приемов использования музыки при различных заболеваниях.
Начало 20-го века ознаменовалось вспышкой интереса к вопросам музыкотерапии. Особенно широко разработка проблемы стала вестись после второй мировой войны. В Англии Ж. Альвин основывает Общество музыкальной терапии и лечебной музыки. В Вене проходит симпозиум «Музыка и медицина», после которого создается Центр музыкотерапии, регулярно проводящий международные совещания. В США организуется Комитет по изучению взаимосвязи музыки и медицины, затем национальная ассоциация музыкотерапевтов. Музыку используют в хирургии, кардиологии, акушерстве, стоматологии. Наиболее широко она применяется при лечении нервных и психических заболеваний.

В России изучение и развитие музыкотерапии связано с именами таких ученых, как И. Догель, И. Тарханов, В. Люстрицкий, В. Спиртов и другие.
Огромная заслуга в этой области принадлежит В. М. Бехтереву, который, в частности, указывал: «Коль скоро мы знаем, что музыка является воспитательницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и предать членам физическую бодрость».

Рекомендуем посмотреть:

Образы русской культуры в музыке Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников в детском саду Формы работы музыкального руководителя с родителями в детском саду Оркестр в детском саду

Похожие статьи:

Консультация для родителей. Музыкальное воспитание в семье младшего дошкольника

Развлечение в детском саду в 1 младшей группе "К нам гости пришли" | Конспект интегрированного занятия с элементами театрализации для детей старшей группы детского сада
Опубликовано: 1708 дней назад (19 апреля 2020)
Просмотров: 1782
Рубрика: статьи
+5
Голосов: 5
Ольга Валерьевна Прохорова # 20 апреля 2020 в 14:57 +2
Уважаемая,Лариса Владимировна! Беру Ваш материал себе в копилочку, т.к. в нём изложена очень интересная и важная тема - тема Здоровья организма через музыку. Не зря наши мамы пели. колыбельные песни. успокаивая ребёнка.Есть факты, что классическая музыка показана для младенцев. Так что об этом должны знать и дошколята и взрослые. Спасибо вам. Примите мой голос.
Педагог # 21 апреля 2020 в 19:21 +1
Спасибо! Понравилось!
Ольга Анатольевна Котенко # 23 апреля 2020 в 20:39 +1
Лариса Владимировна, здравствуйте! С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией "Консультация для родителей "Музыка как средство здоровьесбережения". Искусство лечит наши души, значит прибавляет здоровья и телам. Великолепный материал! Примите голос!
Елена Юрьевна Деришева # 26 апреля 2020 в 07:09 +1
Голос.
Ирина Николаевна Кириллова # 7 мая 2020 в 16:21 +1
Здравствуйте, Лариса Владимировна! Прекрасная разработка. Тема актуальная. Использование предложенных Вами здоровьесберегающих технологий на музыке обязательно заинтересует многих коллег. С удовольствием голосую. Удачи!