Семинар-практикум для родителей «Речевое дыхание — основа правильной речи»
Цель: Обучить родителей игровым способам развития речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
-показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития;
-повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,
-сформировать у родителей представления об особенностях развития речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;
-предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
-упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития речевого дыхания,
-вовлечь родителей в непосредственно - образовательную деятельность группы, через участие в конкурсе: «Поиграем с ветерком».
Ожидаемые результаты:
-родители компетентны в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,
-у родителей сформированы представления об особенностях развития речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;
-родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
- родители получили практический опыт в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития речевого дыхания,
-родители вовлечены в непосредственно - образовательную деятельность группы, через участие в выставке игр: «Веселый ветерок».
Предварительная работа.
-проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;
-анализ анкет и бесед с родителями;
-подбор пособий, игр, методической литературы по теме;
-оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
Раздаточный материал для родителей:
-Памятки для родителей: «Советы родителям по работе над правильным дыханием».
-Материал необходимый для практического изготовления пособий для игр на развитие воздушной струи (бумага, ножницы, нитки, клей, гуашь, трубочки для коктейля).
Материалы и оборудование:
Игры и пособия, используемые для развития речевого дыхания у детей:
«Кто загонит мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Волшебные бабочки», «Горячий чай», «Солнышко и тучки», «Обжорки», «Вертушки», «Дудочки» и т. д.
Логика проведения:
1. Приветствие родителей.
Упражнение «Комплименты».
Цель: создание положительного эмоционального настроя у родителей, овладение техникой комплимента.
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
-Татьяна, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
2. «Немного теории»
Дорогие родители!
Вы осознали, что Вашим детям нужна помощь специалистов и привели своих детей в наш детский сад в логопедическую группу.
Но хотелось бы подчеркнуть, что вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье.
"Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано.
В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.
Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье.
Речь — сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы.
Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
Параметры правильного ротового выдоха:
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов
Произношение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработку которой проводят одновременно с артикуляционной гимнастикой.
3. Практическая часть.
«Играем вместе с мамой».
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п». |
• «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
• «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
Но такие упражнения быстро надоедают ребенку. Гораздо интереснее вырабатывать целенаправленный выдох в игровых ситуациях.
Артикуляционная гимнастика-сказка
«У бабушки с дедушкой»
ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка, губы трубочкой)
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). Чистим зубки
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
Правила, которые необходимо соблюдать во время дыхательных упражнений.
• Дуем всегда плавно, не надувая щек и не поднимая плеч, слегка вытянув губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка, лежащий на нижней губе.
• Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно.
• По длительности упражнения короткие-не более 30 секунд непрерывной работы.
• Нельзя играть сразу после принятия пищи.
• Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.
• Раз это игровые упражнения, значит надо играть вместе с ребенком, а не тренировать его, не поучать, не навязывать эту деятельность.
4. Практическая часть
«Умелые руки»
Практическое изготовление пособий.
Пособия для игр на развитие воздушной струи можно изготовить своими руками.
И сейчас я хотела бы показать вам, как это сделать.
«Бабочка».
Вам понадобится открытка с изображением цветов, бумажная или пластмассовая бабочка, нитка. Один конец нитки приклеиваем к бабочке, а другой - к обратной стороне цветка. Бабочку кладем на цветок. Ребенок должен подуть по желобку, положив широкий распластанный язык на нижнюю губу. Бабочка «слетает» с цветка.
«Забей в ворота гол».
Вам понадобится лист бумаги, нитка, небольшой бумажный кружок. На листе бумаги рисуете ворота. Вырезаете небольшой круг и раскрашиваете его как мяч. Один конец нитки приклеиваете к мячу, а второй-с обратной стороны листа. Положить мячик на край листа, затем подуть на него так, чтобы мяч попал в ворота. Дуть либо по широкому распластанному языку, либо в «трубочку».
«Разгони тучки».
Вам понадобится лист плотной бумаги в центре которого рисуется или приклеивается солнышко.Тучки сделанны из ватных дисков.Тучи закрыли солнце.Ребенку предлагаем помочь солнцу и разогнать тучи. Ребенок дует на тучки. Чем больше тучек, тем интересней ребенку их сдувать.
Рисуем в технике раздувание краски.
Развивать дыхание можно не только во время игр,но и даже во время рисования.Предлагаю вам попробывать нарисовать рисунок с помощью вашего дыхания.
На лист бумаги ставим цветную кляксу (пятно), добавляем кисточкой немного воды .Затем берем трубочку для коктейля, подносим ее близко к кляксе и дуем. В разные стороны побежали лучики. Листок бумаги можно поворачивать и раздувать пятно в нужную нам сторону. В том что получилось можно рассмотреть и дорисовать цветок, паучка, ежа или пришельца.Это уже зависит от вашей фантазии.
Совместное рисование и изготовление пособий может стать увлекательным и полезным занятием, доставляющим радость маме и ребенку.
5. Рефлексия
«Мое участие в семинаре»
Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей,
полученные в результате проведения семинара - практикума.
- Что увидели? Что услышали? Что почувствовали? Что хотели бы пожелать детскому саду по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара?
6.«Внимание конкурс!
«Поиграем с ветерком! »
Предлагаем родителям дома вместе с детьми изготовить игру, на развитие речевого дыхания и организовать в группе выставку игр «Веселый ветерок».
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для родителей в ДОУ
Родительское собрание в ДОУ. Пластилинография
Семинар-практикум для родителей младшей группы детского сада. Режим дня
Психологический семинар - практикум с замещающими родителями