Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Речевое дыхание — основа правильной речи

Семинар-практикум для родителей «Речевое дыхание — основа правильной речи»
Цель: Обучить родителей игровым способам развития речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
-показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития;
-повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,
-сформировать у родителей представления об особенностях развития речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;
-предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
-упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития речевого дыхания,
-вовлечь родителей в непосредственно - образовательную деятельность группы, через участие в конкурсе: «Поиграем с ветерком».
Ожидаемые результаты:
-родители компетентны в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,
-у родителей сформированы представления об особенностях развития речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;
-родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
- родители получили практический опыт в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития речевого дыхания,
-родители вовлечены в непосредственно - образовательную деятельность группы, через участие в выставке игр: «Веселый ветерок».
Предварительная работа.
-проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;
-анализ анкет и бесед с родителями;
-подбор пособий, игр, методической литературы по теме;
-оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
Раздаточный материал для родителей:
-Памятки для родителей: «Советы родителям по работе над правильным дыханием».
-Материал необходимый для практического изготовления пособий для игр на развитие воздушной струи (бумага, ножницы, нитки, клей, гуашь, трубочки для коктейля).
Материалы и оборудование:
Игры и пособия, используемые для развития речевого дыхания у детей:
«Кто загонит мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Волшебные бабочки», «Горячий чай», «Солнышко и тучки», «Обжорки», «Вертушки», «Дудочки» и т. д.
Логика проведения:
1. Приветствие родителей.
Упражнение «Комплименты».
Цель: создание положительного эмоционального настроя у родителей, овладение техникой комплимента.
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
-Татьяна, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
2. «Немного теории»
Дорогие родители!
Вы осознали, что Вашим детям нужна помощь специалистов и привели своих детей в наш детский сад в логопедическую группу.
Но хотелось бы подчеркнуть, что вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье.
"Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано.
В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.
Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье.
Речь — сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы.
Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
Параметры правильного ротового выдоха:
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов
Произношение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработку которой проводят одновременно с артикуляционной гимнастикой.
3. Практическая часть.
«Играем вместе с мамой».
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п». |
• «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
• «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
Но такие упражнения быстро надоедают ребенку. Гораздо интереснее вырабатывать целенаправленный выдох в игровых ситуациях.
Артикуляционная гимнастика-сказка
«У бабушки с дедушкой»
ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка, губы трубочкой)
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). Чистим зубки
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
Правила, которые необходимо соблюдать во время дыхательных упражнений.
• Дуем всегда плавно, не надувая щек и не поднимая плеч, слегка вытянув губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка, лежащий на нижней губе.
• Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно.
• По длительности упражнения короткие-не более 30 секунд непрерывной работы.
• Нельзя играть сразу после принятия пищи.
• Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.
• Раз это игровые упражнения, значит надо играть вместе с ребенком, а не тренировать его, не поучать, не навязывать эту деятельность.
4. Практическая часть
«Умелые руки»
Практическое изготовление пособий.
Пособия для игр на развитие воздушной струи можно изготовить своими руками.
И сейчас я хотела бы показать вам, как это сделать.
«Бабочка».
Вам понадобится открытка с изображением цветов, бумажная или пластмассовая бабочка, нитка. Один конец нитки приклеиваем к бабочке, а другой - к обратной стороне цветка. Бабочку кладем на цветок. Ребенок должен подуть по желобку, положив широкий распластанный язык на нижнюю губу. Бабочка «слетает» с цветка.
«Забей в ворота гол».
Вам понадобится лист бумаги, нитка, небольшой бумажный кружок. На листе бумаги рисуете ворота. Вырезаете небольшой круг и раскрашиваете его как мяч. Один конец нитки приклеиваете к мячу, а второй-с обратной стороны листа. Положить мячик на край листа, затем подуть на него так, чтобы мяч попал в ворота. Дуть либо по широкому распластанному языку, либо в «трубочку».
«Разгони тучки».
Вам понадобится лист плотной бумаги в центре которого рисуется или приклеивается солнышко.Тучки сделанны из ватных дисков.Тучи закрыли солнце.Ребенку предлагаем помочь солнцу и разогнать тучи. Ребенок дует на тучки. Чем больше тучек, тем интересней ребенку их сдувать.
Рисуем в технике раздувание краски.
Развивать дыхание можно не только во время игр,но и даже во время рисования.Предлагаю вам попробывать нарисовать рисунок с помощью вашего дыхания.
На лист бумаги ставим цветную кляксу (пятно), добавляем кисточкой немного воды .Затем берем трубочку для коктейля, подносим ее близко к кляксе и дуем. В разные стороны побежали лучики. Листок бумаги можно поворачивать и раздувать пятно в нужную нам сторону. В том что получилось можно рассмотреть и дорисовать цветок, паучка, ежа или пришельца.Это уже зависит от вашей фантазии.
Совместное рисование и изготовление пособий может стать увлекательным и полезным занятием, доставляющим радость маме и ребенку.
5. Рефлексия
«Мое участие в семинаре»
Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей,
полученные в результате проведения семинара - практикума.
- Что увидели? Что услышали? Что почувствовали? Что хотели бы пожелать детскому саду по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара?
6.«Внимание конкурс!
«Поиграем с ветерком! »
Предлагаем родителям дома вместе с детьми изготовить игру, на развитие речевого дыхания и организовать в группе выставку игр «Веселый ветерок».

Рекомендуем посмотреть:

Семинар-практикум для родителей в ДОУ Родительское собрание в ДОУ. Пластилинография Семинар-практикум для родителей младшей группы детского сада. Режим дня Психологический семинар - практикум с замещающими родителями
Кукольный театр на прищепках для детей своими руками
Опубликовано: 3146 дней назад (12 апреля 2016)
Просмотров: 6539
+2
Голосов: 2
Светлана Станиславовна Печенцова # 12 апреля 2016 в 10:46 0
Здравствуйте! Очень интересный и познавательный материал.Много разных игр. Например. мне понравились "Ветерок". "Разгони тучка", "Забей гол в ворота" и другие. Интересен подход в плане работы с родителями.Понравился элемент продуктивной деятельности - преображение кляксы. Я думаю дети были тоже в восторге!!! Автор - молодец! Спасибо!
Анжелика Эдуардовна Вальц # 12 апреля 2016 в 23:19 0
Ваш материал интересен всем! Сейчас очень актуально иметь хорошо поставленную речь, а на вашем материале можно заниматься и взрослым и детям. Все предложено просто, понятно и доступно. Спасибо!
Светлана Ильнуровна Шамгунова # 13 апреля 2016 в 08:37 0
да тут не просто материал, тут целый проект, который запросто можно реализовывать в своей группе. К тому же многие игры даже мне как воспитателю не известны. Спасибо!
Ольга Анатольевна Еланина # 13 апреля 2016 в 21:55 0
Евгения Аркадьевна,здравствуйте!! Спасибо за очень интересный материал. Сейчас встречается много детей либо с дефектом речи, либо с задержкой речи. Очень интересные упражнения вы предлагаете, которые будут интересными и разнообразными для детей. Их можно выполнять даже на прогулке с ребенком. Добавляю себе в закладки. Примите мой голос. Удачи Вам!
Вера Олеговна Седова # 14 апреля 2016 в 08:54 0
Полезный семинар для родителей. Он даёт пищу для творчества. Можно организовать в детском саду копилку для родительских идей - упражнений по дыханию, а потом проверять эти упражнения в работе, организуя раз в неделю конкурс на лучшее упражнение, опросы детей, какие упражнения понравились. Развитию диафрагмального дыхания способствуют также ежедневные упражнения по надуванию шариков (шарики для малышей - более лёгкие в надувании, для старших детей - покрепче). Причём, перед надуванием делаем хороший вдох в рёбрышки, не поднимая плечи, и, далее, - полноценный выдох. Хорошо развивают дыхание занятия вокалом, хором. Предпочтительнее индивидуальные занятия, так как за выполнением упражнений для получения определённого результата надо следить, исправлять ошибки, объяснять правильность выполнения, показывать. Процесс развития дыхания длительный. Но результаты налицо. У детей помимо воспитания волевых качеств (любое занятие - это труд), дыхания начинает хватать на длинные фразы, что иному взрослому не по силам. Всё достигается тренировкой.