Семинар-практикум для родителей. Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми»
Задачи:
• приобщение родителей воспитанников старшей группы к участию в жизнедеятельности детского сада
• создать доброжелательную обстановку, положительные взаимоотношения между родителями и педагогами. Достичь оптимального уровня взаимодействия педагогов и семьи через систему социального партнёрства и внедрения нетрадиционных форм работы
• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;
• дать рекомендации по использованию мнемотаблиц
Ход семинара:
Наш семинар хотелось бы начать с цитат великих людей:
К . Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
«- Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю.» Конфуций
При заучивании стихотворений с детьми мы столкнулись с такой проблемой: дошкольники плохо запоминают стихотворения, а также у них западает монологическая речь, в том числе пересказ. Мы стали думать и искать пути к преодолению этой трудности.
Я давно слышала о методике мнемотаблиц или мнемотехнике, и вот решила перенять этот опыт.
Примером может служить всем знакомая фраза:
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Мы вам предложили анкеты, в которых вы ответили на некоторые вопросы по МНЕМОТЕХНИКЕ. Только трое из вас,уважаемые родители,знают о мнемотехнике и мнемотаблицах.
Мнемотехника или искусство запоминания впервые появилось в древней Греции и сохранилось до наших дней в виде специальных приемов, авторы которых по-разному решали эту проблему.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) .
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники») .
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мы начали внедрять эту методику с ноября 2014года. И результаты превзошли ожидание. .. Но всё по-порядку.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Требования:
-Модель должна отображать обобщённый образ предмета;
-Раскрывать существенное в объекте;
-Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Дидактическим материалом в нашей работе служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация.
Мнемотаблицы используем для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению описательных рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов;
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Как создать модель-схему?
Лист плотной бумаги размером 45*30 сантиметров разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).
(Показ мнемотаблиц как готовых, так и нарисованных воспитателем совместно с детьми)
1.Родителям предлагается пробное задание – «Разминка»:
Упражнение «Рисуем слова» (родители рисуют схематично называемые воспитателем слова):
ВОДА ЯБЛОКО ЯЩИК ШОКОЛАД ДУБИНКА СЛОН КУРИЦА РОДИНКА ЗАБОР ОВЦА ЛУК ЗВЕЗДА МЫШКА ТАБЛИЧКА ПОЛОТЕНЦЕ - ЛЕТ. ТАРЕЛКА - КОЛЕСО БАЛЛОНЧИК САХАРНИЦА ОГУРЕЦ СОУС ТУРНИК ДИВАН СТАКАН МИСКА
2.Основное задание :
Нарисовать мнемотаблицу к пословице (на выбор родителей)
Рассмотреть и обсудить. Далее можно нарисовать мнемосхемы к стихотворению Агнии Барто из цикла «Игрушки» (в качестве разминки). Если родители хорошо справились, можно усложнить задание. Предложить зарисовать загадку схематично.
Загадка: СИДИТ ДЕВИЦА В ТЕМНИЦЕ А КОСА НА УЛИЦЕ.
В конце собрания рассмотреть схемы к пословице и загадке. Обсудить и ответить на вопросы.
Вот фото нашего семинара. Родители остались довольны. Задачи достигнуты.
А вот мнемотаблицы родителей:
Рекомендуем посмотреть:
Игровое занятие детей с родителями. Средняя группа
Родительское собрание в ДОУ. Пластилинография
Речевое дыхание — основа правильной речи
Семинар-практикум для родителей младшей группы детского сада. Режим дня