Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Семинар-практикум для родителей в ДОУ

Семинар-практикум для родителей. Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми»
Задачи:
• приобщение родителей воспитанников старшей группы к участию в жизнедеятельности детского сада
• создать доброжелательную обстановку, положительные взаимоотношения между родителями и педагогами. Достичь оптимального уровня взаимодействия педагогов и семьи через систему социального партнёрства и внедрения нетрадиционных форм работы
• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;
• дать рекомендации по использованию мнемотаблиц
Ход семинара:
Наш семинар хотелось бы начать с цитат великих людей:
К . Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
«- Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю.» Конфуций

При заучивании стихотворений с детьми мы столкнулись с такой проблемой: дошкольники плохо запоминают стихотворения, а также у них западает монологическая речь, в том числе пересказ. Мы стали думать и искать пути к преодолению этой трудности.
Я давно слышала о методике мнемотаблиц или мнемотехнике, и вот решила перенять этот опыт.
Примером может служить всем знакомая фраза:
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Мы вам предложили анкеты, в которых вы ответили на некоторые вопросы по МНЕМОТЕХНИКЕ. Только трое из вас,уважаемые родители,знают о мнемотехнике и мнемотаблицах.

Мнемотехника или искусство запоминания впервые появилось в древней Греции и сохранилось до наших дней в виде специальных приемов, авторы которых по-разному решали эту проблему.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) .
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники») .
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мы начали внедрять эту методику с ноября 2014года. И результаты превзошли ожидание. .. Но всё по-порядку.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Требования:
-Модель должна отображать обобщённый образ предмета;
-Раскрывать существенное в объекте;
-Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Дидактическим материалом в нашей работе служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация.
Мнемотаблицы используем для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению описательных рассказов;
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов;
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Как создать модель-схему?
Лист плотной бумаги размером 45*30 сантиметров разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).
(Показ мнемотаблиц как готовых, так и нарисованных воспитателем совместно с детьми)





1.Родителям предлагается пробное задание – «Разминка»:
Упражнение «Рисуем слова» (родители рисуют схематично называемые воспитателем слова):
ВОДА ЯБЛОКО ЯЩИК ШОКОЛАД ДУБИНКА СЛОН КУРИЦА РОДИНКА ЗАБОР ОВЦА ЛУК ЗВЕЗДА МЫШКА ТАБЛИЧКА ПОЛОТЕНЦЕ - ЛЕТ. ТАРЕЛКА - КОЛЕСО БАЛЛОНЧИК САХАРНИЦА ОГУРЕЦ СОУС ТУРНИК ДИВАН СТАКАН МИСКА
2.Основное задание :
Нарисовать мнемотаблицу к пословице (на выбор родителей)
Рассмотреть и обсудить. Далее можно нарисовать мнемосхемы к стихотворению Агнии Барто из цикла «Игрушки» (в качестве разминки). Если родители хорошо справились, можно усложнить задание. Предложить зарисовать загадку схематично.Загадка: СИДИТ ДЕВИЦА В ТЕМНИЦЕ А КОСА НА УЛИЦЕ.
В конце собрания рассмотреть схемы к пословице и загадке. Обсудить и ответить на вопросы.
Вот фото нашего семинара. Родители остались довольны. Задачи достигнуты.




А вот мнемотаблицы родителей:



Рекомендуем посмотреть:

Игровое занятие детей с родителями. Средняя группа Родительское собрание в ДОУ. Пластилинография Речевое дыхание — основа правильной речи Семинар-практикум для родителей младшей группы детского сада. Режим дня
Участник №181 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
ЛУКСОР - памятник древнеегипетской архитектуры | Мастер-класс для воспитателей детского сада
Опубликовано: 3431 день назад (1 июля 2015)
Просмотров: 11027
+7
Голосов: 9
Марина Закирова # 1 июля 2015 в 15:13 +1
Оксана Николаевна, Вы обратили внимание на проблему заучивания стихов, я не сомневаюсь что этот семинар-практикум будет полезен не только для детей, но и для взрослых. И научит родителей заниматься с детьми дома на вашем примере.
Оксана Николаевна Трошина # 1 июля 2015 в 15:24 0
Спасибо большое,Марина. Мы с мнемотаблицами работаем с осени 2014года и результаты превзошли ожидание.Дети стали лучше запоминать не только стихи но и песни, пересказывать рассказы и сказки. На фото вы можете увидеть образцы мнемотаблиц к частушкам о Пасхе.
Любовь Николаевна Киржнер # 1 июля 2015 в 20:59 +1
Добрый вечер, Оксана Владимировна! Внимательно познакомилась с вашим семинаром-практикумом для родителей.Он мне очень понравился. Я думаю, он будет полезен и для педагогов. В своё время я тоже активно использовала мнемотехнику в работе с детьми. Мой голос Ваш!
Оксана Николаевна Трошина # 2 июля 2015 в 17:24 0
На итоговом педсовете я представляла свой опыт по мнемотехнике и педагоги заинтересовались мнемотаблицами. Они действительно помогают в работе.
Елена Владимировна Николаева # 1 июля 2015 в 21:47 +1
Мнемотехника используется в педагогической практике очень давно и сравнительно успешно, опорные конспекты в школьном преподавании известны с советских времен. Одно время (лет 25-30 назад) было "модно" проводить уроки с использованием подобных методов, хотя отдельные приёмы сохранились до наших дней и успешно используются некоторыми учителями.Главное, чтобы был результат!
Оксана Николаевна Богатова # 2 июля 2015 в 16:03 +1
Оксана Николаевна, большое спасибо за публикацию. Давно пользуюсь этой техникой для заучивания стихов и текстов песен с детьми с ОНР. И занимаясь со своими сыновьями ни раз прибегала к помощи мнемотехники. Это очень эффективный метод! Доказано на практике. Вы молодец, что решили донести это до родителей. С Вашего позволения, воспользуюсь этим семинаром - практикумом в начале нового учебного года.
Оксана Николаевна Трошина # 2 июля 2015 в 17:27 0
Оксана Николаевна,я очень рада,если мой семинар вам пригодится в работе.
Анна Сергеевна Веденеева # 3 июля 2015 в 18:23 +1
Очень нужный и полезный материал. спасибо
Марина Геннадьевна Низенькова # 6 июля 2015 в 13:32 +1
Оксана Николаевна, спасибо за публикацию. Импонирует тот факт, что кроме теоретического материала Вы даёте и практические рекомендации, публикуете фотографии с занятий, рисунки. Думаю, что Вы работаете в системе и уверена, что у детей есть отличные результаты!
Оксана Николаевна Трошина # 6 июля 2015 в 18:20 +1
Марина Геннадьевна! Спасибо за ваш положительный отзыв к моему семинару, Вы правы: мы работаем в системе. Дети сами рисуют и придумывают мнемотаблицы к текстам. Мы с ними обсуждаем совместно и результаты очень хорошие. Дети очень быстро запоминают тексты (даже очень сложные)
Анна Юрьевна Копылова # 8 июля 2015 в 06:51 +1
Оксана Николаевна! Спасибо за Вашу публикацию!Замечательные практические рекомендации, фотографии! Думаю, что Ваше мероприятие не оставило никого равнодушными! Вы-умничка! Ещё раз спасибо, беру себе в закладки, и, конечно же, примите мой голос!)))
Оксана Николаевна Трошина # 8 июля 2015 в 08:49 0
спасибо всем за отзывы! angel
Оксана Николаевна Трошина # 8 июля 2015 в 08:49 0
Спасибо Анна Юрьевна за ваш положительный отзыв,мне приятно,что вам понравилось
Ольга Николаевна Францева # 8 июля 2015 в 19:47 +1
Доброго времени суток, Оксана Николаевна!
С удовольствием комментирую Вашу замечательную разработку! Все отлично продумано и подготовлено: анкета, интересные задания, иллюстрации мнемотаблиц.
Думаю, Ваш материал представляет ценность для коллег, поскольку использование мнемотехники открывает для родителей и педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро, а занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Голос +1!!!
Оксана Николаевна Трошина # 9 июля 2015 в 05:36 +1
Спасибо большое Ольга Николаевна за положительный отзыв!
Татьяна Леонидовна Столетова # 9 июля 2015 в 04:56 +1
Спасибо, Оксана Николаевна, за приглашение. С интересом познакомилась с Вашим материалом. Мнемотаблицы развивают речь, образное мышление. Молодец, что привлекла родителей, думаю они с итересом приняли участие в семинаре. Примите мой голос.
Оксана Николаевна Трошина # 9 июля 2015 в 05:38 0
Татьяна Леонидовна! Спасибо за вашу оценку, родители были в восторге от семинара ,вы правы.
Наталья Константиновна Клочкова # 10 июля 2015 в 23:52 +1
Здравствуйте Оксана Николаевна! Мой голос Вам за содержательный материал. Интересно и занимательно.Замечательный опыт работы! Вы просто МОЛОДЕЦ! Работа с родителями одно из самых трудных направлений в нашей работе! Желаю Вам дальнейших творческих успехов! И желаю всем педагогам побольше активных, заинтересованных в воспитании своих малышей родителей.
Оксана Николаевна Трошина # 11 июля 2015 в 09:08 0
Спасибо Наталья Константиновна за положительный отзыв!
Наталия Александровна Куликова # 14 июля 2015 в 01:29 +1
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за приглашение! Тема очень интересная,т.к. мнемотехника- система приёмов и методов, обеспечивающих запоминание и воспроизведение текста. Связная речь- большая проблема не только у детей, но и у взрослых людей. Прекрасно, что Вы провели мероприятие на эту тему с родителями. Разработка содержит интересные практические задания. Желаю Вам дальнейших творческих идей! Примите голос!