Доклад на тему: Использование дидактических игр в учебном процессе
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Сейчас уделяется большое внимание поиску средств активизации учебного процесса. Одно из направлений такого поиска связано с разработкой дидактические) находят широкое применение при подготовке руководителей производств, специалистов экономического профиля, при обучении иностранным языкам. Растущую популярность игровые формы преподавания приобретают в вузах стран Европы, в университетах и школах ведущих зарубежных стран. Объясняется это дидактическими возможностями таких игр.
Дидактические физические игры помогают заинтересовать физикой учеников любовного возраста. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка. Необходимо, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. В своем выступлении я хочу отразить некоторые виды игр, которые я проводил и планирую проводить в будущем. Играть любят все, ученики среднего и старшего возраста. Идеи создания таких игр часто заимствую из телепередач. Например, мы с увлечением в свое время играли в игры: «Что, где, когда?», «КВН», «Поле чудес». Сейчас играем в «Звездный час», «Аукцион». Цель этих игр состоит в том, чтобы в нетрадиционной, занимательной форме проводить основной программный материал, развивать познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор. Игры позволяют сравнительно легко и широко показать использование законов физики в производстве, их проявление в окружающей природе.
Такие мероприятия нравятся учащимся, так как содержат элементы игры, предполагают активное участие болельщиков в конкурсах и подготовке к ним.
При подготовке таких игровых, развлекательных мероприятий нужно поставить перед собой следующие задачи:
1. Сделать игру увлекательным зрелищем.
2. Вопросы и задачи составить так, чтобы они были интересны по форме, достаточно глубоко отражали содержание темы и были доступны средним учащимся.
3. Включать в программу как можно больше опытов, чтобы ребята почувствовали их необходимость для изучения физики, притом опытов разнообразных фокусов, аттракционов, задач, а так же демонстрацией.
4. Отразить связь физики с жизнью.
5. Сценарий игр составить так, чтобы было занято как можно больше учеников.
6. Привлечь к подготовке классных руководителей и мастеров производственного обучения.
Привожу некоторые формы игр.
I. Физическое домино.
Цель: помочь усвоить название и назначение приборов определения физических понятий, законов.
Содержание этой игры связано с материалом какой-либо одной темы или раздела курса физики.
Техника изготовления игры такова: из плотной бумаги, картона или фанеры вырезают небольшие прямоугольники размером 12х5 сантиметров. Карточки заполняют одним из двух способов:
- на левой половине одной карточки пишут текст, на другой, справа, располагают соответствующий ему рисунок прибора или формулу.
- на обеих половинках размещают текст: на одной карточке, слева – начало формулировки закона, определения и тому подобное, а на другой карточке, справа – конец этой фразы.
Количество игровых пластинок зависит от содержания игры, но желательно, чтобы их было четное число, тогда легче определить победителя.
II. Физическая игра: «Поиск напитка бодрости».
Эту физическую игру несложно организовать и как показал опыт, ребятам она очень нравится. Игра заставляет думать и вместе с тем двигаться. Участвуют несколько команд или групп. Первый пакет получают одновременно и отвечают на вопросы, взяв из каждого ответа по одной букве разгадывают пароль для получения второго пакета. Так продолжается до финиша. Финиш в буфете или столовой. Заканчивается игра с вручением напитка бодрости – молоко или сок.
III. Игра «Путешествие в страну «Физика»».
Во внеклассной работе очень часто эффективны игры-путешествия. Они сочетают в себе многое: привитие интереса к предмету, повторение и конкретизация учебного материала, развитие мышления, воспитание волевых черт личности. И в то же время эти игры подвижные, чем и привлекают ребят. Таким образом, целый комплекс учебно-воспитательных задач решается игрой-путешествием.
Для игры выбирают несколько учебных кабинетов – «пунктов назначения» расположенных на разных этажах и удаленных друг от друга. На двери каждого табличка с его назначением. Движение от одного пункта до другого по маршруту способствует снятию на время умственной нагрузки переходу к физической, то есть обеспечивает их чередование.
В игре принимают участие несколько команд, каждой из которых выдается свой маршрутный лист прохождения пунктов назначения. Пребывание в пункте и в пути регламентировано. За выполнение задания начисляются очки, за лишнее время и снимают. В конце игры после подсчета баллов выявляют команду-победительницу, набравшую большое число очков.
Не редко среди учащихся профтехобразования учреждений бытует мнение, что общеобразовательные дисциплины для них, не столь важны, как специальные предметы. Это вполне объяснимо: ведь ребята приходят в училище, для того чтобы приобрести рабочую специальность, и порой не понимают значимости таких дисциплин, как физика, математика, химия, для овладения профилирующими предметами, приобретения профессиональных умений и навыков. Поэтому одна из главных моих задач – донести до каждого учащегося значение этого предмета для его становления как будущего квалифицированного специалиста.
Опыт работы показывает, что при выполнении этой задачи большую роль могут сыграть уместные, хорошо подобранные технические иллюстрации, разбор предметов и упражнений с производственным содержанием в процессе изучения физики. Важно проведение работы в этом направлении и во внеурочное время, в частности, весьма эффективна организация недель по физике. К несомненным достоинствам этого мероприятия можно отнести его массовость: прямо или косвенно в нем принимают участие все учащиеся.
Тематику игр и их содержание целесообразно увязываю с материалом, изучаемым на уроках, с учетом интересов и склонностей учащихся, будущей их профессии. Скажем для учащихся овладевающих профессиями «Хозяйка усадьбы» содержание рассматриваемых вопросов отражает такие специальности как: оператор машинного доения », «Повар» и «Плодоовощевод».
А для учащихся осваивающих профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» содержание рассматриваемых вопросов отражает отрасли техники и земледелия.
Многолетний опыт работы подобного рода показывают, что такие дидактические игры становятся серьезными стимулом обучения в средних специальных учреждениях, при этом активизируется учебная деятельность учащихся вне урока и на уроке.
Учащиеся убеждаются в том, что хорошо владеть той или иной специальностью можно только в том случае, если есть прочные знания по физике.
В заключение нескольких практических советов желающим использовать описанную учебную игру в своей педагогической практике. Игры можно проводить на внеклассных занятиях и на уроке. Наиболее целесообразно это сделать на итоговом или повторительном занятии.
После окончания игры полезно организовать разбор наиболее интересных и сложных задач.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для младших школьников. Кукольный театр
Классификация нетрадиционных уроков
Оформление детских рисунков своими руками
Как писать методическое пособие
Похожие статьи:
Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения
Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 коррекционных классах
Грамматические игры по русскому языку, 2 класс