Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 специальных (коррекционных) классах. (VIII вид)
Автор: Сергеева Галина Анатольевна, учитель-дефектолог МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области»
Данные дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 классах использую для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предложенные виды игр способствуют развитию активной речи и фонематического слуха, пополняют словарный запас у детей, формируют мышление, развивают внимание и память.
Тема: «Дифференциация звуков Ч-Щ»
Цель:
1. Закрепить артикуляционный уклад и характеристики звуков Ч-Щ, различение их в словах, предложениях .
2. Развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса.
3. Воспитание навыков контроля и самоконтроля.
Оборудование: мячик, зеркало, картинка- сказочный герой Буратино.
Ход урока
Организационный момент.
– Добрый день, дорогие ребята!
К нам в гости пришёл на урок письма и развития речи сказочный герой Буратино, который принёс много интересных заданий и вот первое из них:
1. Догадайся, о какой букве идёт речь?
Не получится борща,
Если нет в нем буквы …Щ
«Горячо как мне в свече!» -
Причитает буква ... Ч
2. Игра «Проговаривание слогов».(с перекидыванием мяча)
Я буду говорить слог со звуком [Ч], а вы будите говорить со звуком [Щ ] и наоборот.
ча-ща
чу-щу
чи-щи
ща-ча
щу-чу
щи-чи
ча-ча-ща
ча-ща-ча
ща-ча-ча
ащ-ащ-ач
ащ-ач-ач
ач-ащ-ащ
3. Игра « Скороговорочка».
- Проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе».(используем зеркало)
Скороговорка на букву Щ.
1. Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
2. Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу..
Скороговорка на букву Ч.
1. У четырех черепашек четыре черепашонка.
2. Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая
4. Игра «Чётко произнеси звуки».
Прочитай скороговорки В.Бахревского.
В чемодане у чечётки
Щётки, чётки, счёты -тётке,
Чётки, счёты, щётки -дядьке,
Счёты, щётки ,чётки -няньке,
Лишь чечётка -для себя.
Пляшет чёткая семья
5. Игра «Хитрые звуки».
Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
Звуки Ч-Щ предлагают нам поиграть. Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовёте слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился. Например: «Летать - я лечу», звук [Ч].
Искать-
Плакать-
Катить-
Угостить-
Вертеть-
Скакать-
Пустить-
Платить-
6. Физкультминутка.
ЩА-ЩА-ЩА
Вова ходит без плаща
(три хлопка)
ЧИ-ЧИ-ЧИ
Чёрные грачи
(три хлопка, руки на пояс)
ЩИ-ЩИ-ЩИ
Щиплем щавель мы на щи
(три хлопка присесть, встать)
ЧОК-ЧОК-ЧОК
Чёрный каблучок (три хлопка, топнуть ногой)
7. Игра « Точки».
Ребята, мы будем зашифровывать слова. Я буду загадывать загадки, а вы в словах-отгадках поставьте столько точек, сколько букв вы бы написали в слове, а звук [Ч] и [Щ], будем писать буквами.
1. Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)
2.Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)
3.Что за чудо?
Вот так чудо:
Сверху блюдо,
Снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге
Голова торчит и ноги.
( Черепаха)
4. Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится-
Ничего не останется
(Туча)
5. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.
(Щука)
8. Игра « Новые слова».
По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук [Щ]. Образец: Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)
Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)
Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)
Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)
Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)
Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)
9. Игра « Самый внимательный».
- Произнести предложение, назвать слова которые встретились в предложении со звуком [Ч], [Щ].
Мы собрали на огороде сочные овощи.
В лесу раздавался птичий щебет.
В лесу рычит волчище.
Я чищу вещи щёточкой.
Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу.
Свеча едва освещает избушку.
Девочки качаются на дощечке.
У мальчика живут в клетке поющие птички.
10. Игра « Назови ласково».
Образец: собака-собачка
Коса, лиса, слово, санки, сумка, скамейка.
11. Игра « Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ].
Чайник, щенок, ящик, очки, щётка, щука, чашка, лещ, пища, плащ.
12. Итог урока.
Скажите, с какими звуками мы сегодня работали?
Какое упражнение вызвало у вас затруднение?
Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида
Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами
Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида
Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация
Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра