Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 коррекционных классах

Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 специальных (коррекционных) классах. (VIII вид)

Автор: Сергеева Галина Анатольевна, учитель-дефектолог МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области»

Данные дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 классах использую для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предложенные виды игр способствуют развитию активной речи и фонематического слуха, пополняют словарный запас у детей, формируют мышление, развивают внимание и память.

Тема: «Дифференциация звуков Ч-Щ»

Цель:

1. Закрепить артикуляционный уклад и характеристики звуков Ч-Щ, различение их в словах, предложениях .

2. Развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса.

3. Воспитание навыков контроля и самоконтроля.

Оборудование: мячик, зеркало, картинка- сказочный герой Буратино.

Ход урока

Организационный момент.

– Добрый день, дорогие ребята!

К нам в гости пришёл на урок письма и развития речи сказочный герой Буратино, который принёс много интересных заданий и вот первое из них:

1. Догадайся, о какой букве идёт речь?

Не получится борща,

Если нет в нем буквы …Щ     

«Горячо как мне в свече!» -

Причитает буква ... Ч

2. Игра «Проговаривание слогов».(с перекидыванием мяча)

Я буду говорить слог со звуком  [Ч], а вы будите говорить со звуком [Щ ] и наоборот.

ча-ща

чу-щу

чи-щи

ща-ча

щу-чу

щи-чи

ча-ча-ща

ча-ща-ча

ща-ча-ча

ащ-ащ-ач

ащ-ач-ач

ач-ащ-ащ

3. Игра « Скороговорочка».

- Проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе».(используем зеркало)

Скороговорка на букву Щ.

1. Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

2. Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу..

Скороговорка на букву Ч.

1. У четырех черепашек четыре черепашонка.

2. Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая

4. Игра «Чётко произнеси звуки».

Прочитай скороговорки В.Бахревского.

В чемодане у чечётки

Щётки, чётки, счёты -тётке,

Чётки, счёты, щётки -дядьке,

Счёты, щётки ,чётки -няньке,

Лишь чечётка -для себя.

Пляшет чёткая семья

5. Игра «Хитрые звуки».

Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).

Звуки Ч-Щ предлагают нам поиграть. Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовёте слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.       Например: «Летать - я лечу», звук [Ч].

Искать-

Плакать-

Катить-

Угостить-

Вертеть-

Скакать-

Пустить-

Платить-

6. Физкультминутка.

ЩА-ЩА-ЩА

Вова ходит без плаща

(три хлопка)

ЧИ-ЧИ-ЧИ

Чёрные грачи

(три хлопка, руки на пояс)

ЩИ-ЩИ-ЩИ

Щиплем щавель мы на щи

(три хлопка присесть, встать)

ЧОК-ЧОК-ЧОК

Чёрный каблучок (три хлопка, топнуть ногой)

7. Игра « Точки».

Ребята, мы будем зашифровывать слова. Я буду загадывать загадки, а вы в словах-отгадках поставьте столько точек, сколько букв вы бы написали в слове, а звук [Ч] и [Щ], будем писать буквами.

1. Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник)

2.Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(Часы)

3.Что за чудо?

Вот так чудо:

Сверху блюдо,

Снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге

Голова торчит и ноги.

( Черепаха)

4. Нахмурится, насупится,

В слёзы ударится-

Ничего не останется

(Туча)

5. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.

(Щука)

8. Игра « Новые слова».

По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук [Щ]. Образец: Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)

Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)

Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)

Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)

Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)

Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)

9. Игра « Самый внимательный».

- Произнести предложение, назвать слова которые встретились в предложении со звуком [Ч], [Щ].

Мы собрали на огороде сочные овощи.

В лесу раздавался птичий щебет.

В лесу рычит волчище.

Я чищу вещи щёточкой.

Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу.

Свеча едва освещает избушку.

Девочки качаются на дощечке.

У мальчика живут в клетке поющие птички.

10. Игра « Назови ласково».

Образец: собака-собачка

Коса, лиса, слово, санки, сумка, скамейка.

11. Игра « Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ].

Чайник, щенок, ящик, очки, щётка, щука, чашка, лещ, пища, плащ.

12. Итог урока.

Скажите, с какими звуками мы сегодня работали?

Какое упражнение вызвало у вас затруднение?

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Мила Кузьмина # 26 октября 2013 в 18:07 +2
Замечательная подборка дидактических игр, которые способствуют развитию активной речи и фонематического слуха, пополняют словарный запас у детей, формируют мышление, развивают внимание и память. Спасибо за материал.Уверенна, что учителя начальных классов  в своей работе используют игры с удовольствием!
Светлана Корячихина # 7 ноября 2013 в 19:44 +1
Я уверена, что такие упражнения будут полезны не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всем ученикам начальной школы. Развитие фонематического слуха, четкого и правильного произношения - одна из первоочередных задач педагога в 1, а иногда и во 2, 3 классах. Большое спасибо за хорошую разработку.
Елена Александровна Смирнова # 16 декабря 2013 в 11:52 0
Я согласна с коллегами, такие подборки полезны всем учителям начальных классов.В наше время, к сожалению, очень много первоклассников с дефектами речи.Большое спасибо.
Имамбаева Галина Васильевна # 30 декабря 2013 в 17:56 0
Этот материал полезен всем учителям начальных классов.У очень много первоклассников с дефектами речи.Большое спасибо.
Елена Евдокимова # 10 января 2014 в 18:29 0
Большое спасибо за большой подбор дидактических игр на уроке, ведь на самом деле  и детям они очень нравятся. Я с в первом классе часто использую  скороговорки и чистоговорки, моим деткам очень нравятся. И много нового , конечно возьму из вашего опыта)))
Екатерина Евгеньевна Сизикова # 20 января 2014 в 15:19 0
Уважаемая Галина Анатольевна. Ваш ресурс соответствует требованиям, предъявляемым к играм в коррекционной школе VIII вида. Подобранный материал соответствует принципу коррекционной направленности. Все игры способствуют развитию и коррекции высших психических функций учащихся с недостатками в развитии интеллекта, воспитывают учебную мотивацию, нравственные качества данной категории детей.  Спасибо.
Надежда Николаевна Гень # 3 февраля 2014 в 22:34 0
Данный материал можно использовать и на уроках русского языка в начальных классах, при изучении правил на правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Вера Петровна Кириченко # 20 февраля 2014 в 21:35 0
Искала материал для занятия с ребёнком с диагнозом с ДЦП, прочитала ваш конспект . Большое спасибо за идею , можно добавить игры на развитие речевого дыхания  и многое другое, когда есть хорошая основа для урока. Мой голос +1
Вера Борисовна Куталина # 9 марта 2014 в 18:12 0
Интересно и умело подобран материал по знакомству с шипящими согласными "ч" "щ". Данные дидактические игры можно ипользовать и с детьми дошкольного возраста на занятиях в школе будущего первоклассника.
Валерия Ивановна Смирнова # 27 марта 2014 в 19:12 0
С большим интересом прочитала Ваш конспект урока. Урок построен грамотно, методически верно. Сам урок очень насыщен, используется на уроке большое количество игр и игровых упражнений на звуки "ч" и "щ". Все подобранные игры направлены на коррекцию недостатков развития ребенка, прежде всего речевых. Спасибо за материал!
Наталья Владимировна Павленко # 27 июля 2014 в 18:16 0
Уважаемая Галина Анатольевна, ваш материал я буду использовать в работе с дошкольниками по звуковой культуре речи. Желаю вам творческих успехов!!!
Галина Станиславовна Бердник # 21 октября 2014 в 22:49 0
Добрый вечер, Галина Анатольевна! Очень интересный увлекательный материал. Данный материал можно так же использовать и на уроках чтения, развития речи.Представленные задания пополняют словарный запас у детей, формируют мышление, развивают внимание и память. Спасибо за полезную информацию!
Мавлия Агзамовна Хисматова # 8 ноября 2014 в 22:37 0
Уважаемая Галина Анатольевна! Я работаю с детьми с нарушением интеллекта, поэтому Ваш материал мне весьма интересен и полезен.Спасибо большое.
Татьяна Александровна Пригорнева # 11 ноября 2014 в 19:16 0
Интересный урок, педагог предлагает много разнообразных дидактических игр, что, конечно, заинтересовывает детей данных классов с ограниченными возможностями здоровья.Большое внимание на уроке уделено развитию связной устной речи, обогащению и уточнению словарного запаса.
Татьяна Васильевна Кононенко # 11 декабря 2014 в 00:23 0
Хочется пожелать автору долголетнего и плодотворного труда. Работа в классах коррекции приносит плоды только людям с огромным сердцем и открытой душой.Уверена,что на Ваших уроках эффективность этих упражнений по развитию речи очень высока. Многое можно использовать на ежедневных разминках речи.
Валентина Ивановна Лихоманова # 4 июня 2015 в 13:18 0
Методически правильно со знанием логопедических проблем детей построена данная разработка занятия. Мне она очень понравилась и я обязательно воспользуюсь Вашим материалом. smile