Цель: развивать мышление, сообразительность, внимание.
1. Игра «Буквенная чехарда».
Ведущий.
Начинаем мы игру –
Буквенную чехарду.
Поразмыслим, сообразим,
Словам вниманье уделим.
• Ребус «Колодец».
Вставь буквы в тот колодец, который им больше подходит.
Ответ:
1-й колодец - бак, мак, рак, лак.
2-й колодец - бук, лук, сук, жук.
Объясни значение слов.
• Игра «Прочитай слова»
Ответ: щель, хмель, трель, модель, щавель, штабель, тоннель; карусель, карамель, акварель, ожерелье, свиристель, крендель, вермишель.
Объясни значение каждого слова.
Придумай дома слова с сочетанием «ква».
• Отгадай слова.
а)
7я 100лб 100к
Ответ: семья, столб, сток.
• Игра «Лесенка».
а)
- - х
- - - х
- - - - х
- - - - - х
- Какие слова можно создать?
Прочитай. Объясни значение слов.
б)
ц - - -
- ц - - -
- - ц -
- - - ц
- - - - ц -
- - - - - ц
- - - - - - ц
- - - - - - - ц -
Примерный ответ:
а) пух, прах, порох, пастух.
б) цвет, сцена, яйцо, заяц, блюдце, огурец, молодец, полотенце.
в)
щ –
щ - -
щ - - -
щ - - - -
щ - - - - -
Примерный ответ: щи, щит, щука, щегол, щавель.
• Дополните слово.
ВАРИМ ЩИ
Давай сегодня сварим щи.
Слова такие отыщи,
Чтобы в каждом Были щи!
Щи (пиЩИт, иЩИ, ЩИпцы, сыЩИк, яЩИк. клеЩИ).
• Сквозная буква.
а) л..ди
д..шес
т..льпан
б..джет
б..ро
б) с..р
т..л
д..ра
л..ко
м..ло
п..ль
в)
- - щ -
- - щ -
- - щ -
- - щ -
Примерные ответы:
а) люди, дюшес, тюльпан, бюджет, бюро;
б) сыр, тыл, дыра, лыко, мыло, пыль;
в) гуща, роща, чаща, лещи.
• Прочитайте справа налево. Получаются перевертыши.
Анна барабан на.
Ася молоко около мяса.
Авось сова тут.
Алла рвала лавр.
Арбуз у зубра.
А Лиза мазила.
А роза упала на лапу Азора.
• Доскажите словечко.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус
А зовут его ... (арбуз).
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за рыжая зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну конечно, это ... (белка).
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это ... (ворона).
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков,
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (воробей).
Шубка - иголки,
Свернется он - колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это? (Еж.)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын ... (жираф).
• Ищем слова.
- - - - - ж - -
- - - - ж - -
- - - ж - -
- - ж - -
Слова можно найти, прочитав следующее:
• Избушка, в которой живет сторож.
• Украшение в ушах.
• Твердая застежка на поясе.
• Часть стола или стула.
Ответ: сторожка, сережка, пряжка, ножка.
И вот еще.
- - жа - -
- - же - -
- - жи - -
- - жо - -
- - жу - -
Примерный ответ: пижама, сажень, хижина, изжога, кожура.
• Блуждающий звук.
Закричал охотник: «Ой!»
Двери (звери) гонятся за мной!
Забодал меня котел (козел),
На него я очень зол.
Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб).
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель (капель)
Перед сном.
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (репка).
Загремел весенний гном (гром),
Тучи на небе кругом.
Воробейка прискакал,
Где-то кошек (крошек) отыскал.
Он одну сейчас же съел,
Остальные не успел.
2. Учим скороговорки.
• В аквариуме у Харитона
Четыре рака да три тритона.
• Варя варит, Жора жарит,
Петя песенки поет.
• Во дворе стоит забор,
На забор полез Егор.
- Куд-куда? - кричит петух. –
Разорвешь штанишки в пух.
• Гроздья рябины
На солнце горят.
Рябит от рябины
В глазах у ребят.
• Орел на горе, перо на орле.
• На горе Арарат
Растет крупный виноград.
• Ах вы, сени, сени, сени!
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
3. Почему мы так говорим?
Сезам, отворись!
Выражение из арабской сказки «Али-Баба и сорок разбойников». Герой сказки Али-Баба идет в лес за дровами. Ему удается подглядеть, как сорок разбойников направляются к пещере, двери которой раскрываются перед ними после того, как атаман произнесет: «Сезам, отворись!» Али-Баба, воспользовавшись этим заклинанием, тоже проникает в пещеру, оказавшуюся складом награбленных разбойниками ценностей, и становится обладателем многих сокровищ.
4. Обсуждение содержания мультфильма «Али-Баба и сорок разбойников».
1) Просмотр мультфильма.
- Кто главный герой этой сказки?
- Кто ему помогал?
- Как проник Али-Баба в пещеру?
2) Задание. Сделайте иллюстрации понравившихся фрагментов сказки.
3) Выставка работ детей.
Запись слов:
п..щера, к..вшин, с..кровища, зол..то, в..лшебник.
Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 коррекционных классах
Игры по русскому языку для начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!