Цели: развивать интерес к изучению русского языка и литературы, память, логическое мышление, творческое воображение, наблюдательность; обогащать словарный запас; укреплять и сплачивать детский коллектив.
Оборудование: карточки-буквы; «волшебный» цветок, на лепестках которого представлены буквы; рисунок с изображением ели с карточками-слогами на ветвях.
1. Вводная часть.
В КВНе принимают участие две команды учащихся. Выбирается жюри.
Учитель. Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...»
Сегодня мы проведем необычный урок русского языка - урок-КВН, узнаем лучших знатоков русского языка.
2. Приветствие команд.
Команда 1.
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
Команда 2.
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Команда 1.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Команда 2.
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней –
И наша дружба крепнет с ней.
3. Конкурс «Прочитай слово».
Учитель раздает командам карточки-буквы.
Команда 1.
а) Составить слова.
у к в ы б и с л г о
Ответ: буквы, слоги.
б) Составить слова. Указать «лишнее» слово.
• нотклоб, кабочба, круча, ловарьс;
• елевтизор, пьюмоктер, челика, номирот;
• крипкас, нианипо, ларнетк, коломо.
Ответ: блокнот, словарь, ручка, бабочка («лишнее» слово - бабочка)', телевизор, компьютер, монитор, качели («лишнее» слово - качели); скрипка, пианино, кларнет, молоко («лишнее» слово -молоко).
Команда 2.
а) Составить слова.
а в о л с е л о п д р е ж н е и
Ответ: слова, предложение.
б) Составить слова. Указать «лишнее» слово.
• марокша, бокаса, цурика, ньявис;
• вокьмор, клавес, фельтокар, тюлик;
• терюпи, турнас, рааст, лязем.
Ответ: ромашка, собака, курица, свинья («лишнее» слово - ромашка); морковь, свекла, картофель, лютик («лишнее» слово - лютик); Юпитер, Сатурн, астра, Земля («лишнее» слово - астра).
Игра со зрителями.
Учитель. Пока ребята выполняют задание 1-го конкурса, мы с вами поиграем. Отгадайте загадки.
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел.)
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься скажу. (Дневник.)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль.)
Я фигурка небольшая,
Точка надо мной большая,
Коль спросить что соберёшься,
Без меня не обойдёшься. (Вопросительный знак.)
4. Конкурс «В гости к гласным».
Учитель. Вечером ребята собрались на лужайке у костра. Долго разговаривали они с гласными, пели песни, а потом стали играть. Начали гласные. Вот какое нелегкое задание предложили они детям.
На волшебном цветке десять лепестков. На каждом - буква. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом слове было не меньше двух гласных.
Даны буквы: с, е, о, л, а, м, н, р, п, т.
Ответ: село, сало, смена, сера, пора, роса, пена, нота, рота и т. д.
Игра со зрителями.
Учитель. Подберите синонимы к словам.
Битва - сражение.
Воин - солдат, боец.
Родина - Отчизна.
Горевать - грустить, печалиться.
Застенчивый - стеснительный.
Умный - сообразительный.
Друг — приятель.
Весёлый - радостный.
Бежать - мчаться.
Ловкий - шустрый, проворный.
Охранять - беречь, хранить.
Умолять - просить, клянчить.
5. Конкурс «В гости к согласным».
Учитель. Замените в словах одну согласную так, чтобы вместо одних слов были другие. Например: цвет - свет.
Команда 1.
Фара, игра, хата, кочка.
Ответ: пара, икра, вата, кошка.
Команда 2.
Лев, роща, крыса, дочка.
Ответ: лес, роза, майка, крыша, ночка.
6. Конкурс «Письмо от бабушки Загадушки».
Учитель. Отгадайте загадки. Скажите, сколько букв и слогов в словах-отгадках.
Команда 1
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет - вскачь пройдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок. (Юла. 3 буквы, 2 слога.)
Команда 2
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое? Я - ... (тетрадь). (7 букв, 2 слога.)
Команда 1
Льётся речка - мы лежим,
Лёд на речке - мы бежим. (Коньки. 6 букв, 2 слога.)
Команда 2
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Ягода. 5 букв, 3 слога.)
7. Конкурс «Собери слово».
Учитель. Перед вами - необычная ёлка. На ее ветках вместо игрушек висят карточки-слоги: ка, ло, ша, па, ре, зо, на, мо, ко, та, то, ва. Составьте слова из трёх слогов.
Ответ: калоша, молоко, лопата, карета, золото, канава.
Игра со зрителями.
1) Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. (Рассказчик.)
2) Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА. (Завязка.)
3) Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ. (Подснежник.)
8. Конкурс «Отгадай скорее ребус».
Учитель. Вероятно, каждый из вас, ребята, не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображаются при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочесть и отгадать загадку, необходимо знать и понимать, какой знак что изображает. Как же называются такие необычные загадки?
Учащиеся. Ребусы.
Учитель. Правильно, такие загадки называются ребусами. Начинаем новый конкурс - «Отгадай скорее ребус» Каждая команда получает несколько ребусов.
Команда 1.
Ответ: Миша, мороз, мир, Москва, Юля, затор.
Команда 2.
Ответ: стол, портфель, кресло, диван.
Игра со зрителями (отгадывание ребусов).
Ответ: сазан, парашют, урюк, понедельник, август, воскресенье.
9. Путешествие в страну Словарию.
Учитель. В отрывках из стихотворений, которые вы услышите, не хватает последнего слова. Нужно их закончить.
Команда 1
1) Портфель у меня не велик и не мал.
Лежит в нем задачник, букварь и ... (пенал).
2) Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (Ученик.)
3) Быть должны всегда в порядке
Твои школьные... (тетрадки).
4) Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно,... (карандаш).
5) Кругла, рассыпчата, бела.
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная ... (картошка).
Команда 2
1) Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста).
2) Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? (Коньки.)
3) В яме спит зимою длинной.
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь).
4) Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор.)
5) Неизвестно, где живёт.
Налетит - деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник, и не уймёшь. (Ветер.)
10. Конкурс «Наоборот».
Учитель. Подберите антонимы - слова, противоположные смыслу.
1) Я - антоним к слову «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ... (зима).
2) Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям ... (друг).
3) У прохожих на виду висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко, а мышонок ... (высоко).
4) Я антоним к слову «смех». Не от радости, утех –
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались? Это ... (плач).
5) Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня - ... (прохлада).
6) Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь ... (тишина).
11. Конкурс «Отгадай пословицу».
Учитель. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание - отгадать пословицу по двум словам.
Команда 1.
• Свет, тьма.
• Погибай, выручай.
• Время, час.
Ответ: Ученье - свет, а неученье - тьма.
Сам погибай, а товарища выручай.
Делу время - потехе час.
Команда 2.
• Встречают, провожают.
• Труд, лень.
• Синица, журавль.
Ответ: По одежке встречают, по уму провожают.
Труд кормит, а лень портит.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
12. Конкурс «Из одного слова несколько».
Учитель. Задание этого конкурса следующее: вам нужно из букв слова «картофель» составить как можно больше других слов.
Ответ: ель, артель, рак, торф, кафель, рот, ток, кот, форель, крот.
Игра со зрителями.
Учитель. Подберите антонимы к словам
Чистый - грязный. Молодость - старость.
Здоровый - больной. Жёсткий - мягкий.
Светлый - темный. Тьма - свет.
Чёрный - белый. Маленький - большой.
Весело — грустно. Горькая — сладкая.
Учитель. Найдите антонимы в пословицах.
На смелого собака лает, а трусливого кусает. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. На голове густо, да в голове пусто. На чёрной земле белый хлеб родится.
Ответ: смелого - трусливого, много - мало, густо - пусто, черной - белый.
13. Конкурс «Раскрой смысл выражений».
Учитель. Ваше задание - раскрыть смысл крылатых выражений.
Команда 1.
• Зарубить на носу. (Хорошо и надолго запомнить.)
• Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи.)
• Морочить голову. (Обманывать.)
Команда 2.
• Рукой подать. (Близко.)
• В час по чайной ложке. (Медленно.)
• Во весь дух. (Быстро.)
14. Подведение итогов.
15. Награждение победившей команды.
16. Заключение.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения.
1-й ученик.
Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё.
2-й ученик.
Сколько правил, сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным - и только!
Все запомнишь, все поймешь.
3-й ученик.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Шарады для детей 7-8-9 лет с ответами
Игра по фонетике для начальной школы
Развивающие игры со словами для 1-2 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!