КВН по русскому языку 3 класс с ответами

Конспект игры по русскому языку для младших школьников.  Тема: Страна Словария

Цели: развивать интерес к изучению русского языка и литературы, память, логическое мышление, творческое воображение, наблюдательность; обогащать словарный запас; укреплять и сплачивать детский коллектив.

Оборудование: карточки-буквы; «волшебный» цветок, на лепестках которого представлены буквы; рисунок с изображением ели с карточками-слогами на ветвях.

Ход КВНа

1. Вводная часть.

В КВНе принимают участие две команды учащихся. Выбирается жюри.

Учитель. Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...»

Сегодня мы проведем необычный урок русского языка - урок-КВН, узнаем лучших знатоков русского языка.

2. Приветствие команд.

Команда 1.

Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

Будем в КВН играть.

Команда 2.

И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

Команда 1.

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

Команда 2.

И, соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней –

И наша дружба крепнет с ней.

3. Конкурс «Прочитай слово».

Учитель раздает командам карточки-буквы.

Команда 1.

а) Составить слова.

у к в ы б          и с л г о

Ответ: буквы, слоги.

б) Составить слова. Указать «лишнее» слово.

• нотклоб, кабочба, круча, ловарьс;

• елевтизор, пьюмоктер, челика, номирот;

• крипкас, нианипо, ларнетк, коломо.

Ответ: блокнот, словарь, ручка, бабочка («лишнее» слово - бабочка)', телевизор, компьютер, монитор, качели («лишнее» слово - качели); скрипка, пианино, кларнет, молоко («лишнее» слово -молоко).

Команда 2.

а) Составить слова.

а в о л с             е л о п д р е ж н е и

Ответ: слова, предложение.

б) Составить слова. Указать «лишнее» слово.

• марокша, бокаса, цурика, ньявис;

• вокьмор, клавес, фельтокар, тюлик;

• терюпи, турнас, рааст, лязем.

Ответ: ромашка, собака, курица, свинья («лишнее» слово - ромашка); морковь, свекла, картофель, лютик («лишнее» слово - лютик); Юпитер, Сатурн, астра, Земля («лишнее» слово - астра).

Игра со зрителями.

Учитель. Пока ребята выполняют задание 1-го конкурса, мы с вами поиграем. Отгадайте загадки.

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.        (Мел.)

 

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу.         (Дневник.)

 

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.       (Кисточка.)

 

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.        (Циркуль.)

 

Я фигурка небольшая,

Точка надо мной большая,

Коль спросить что соберёшься,

Без меня не обойдёшься.        (Вопросительный знак.)

4. Конкурс «В гости к гласным».

Учитель. Вечером ребята собрались на лужайке у костра. Долго разговаривали они с гласными, пели песни, а потом стали играть. Начали гласные. Вот какое нелегкое задание предложили они детям.

На волшебном цветке десять лепестков. На каждом - буква. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом слове было не меньше двух гласных.

Даны буквы: с, е, о, л, а, м, н, р, п, т.

Ответ: село, сало, смена, сера, пора, роса, пена, нота, рота и т. д.

Игра со зрителями.

Учитель. Подберите синонимы к словам.

Битва - сражение.

Воин - солдат, боец.

Родина - Отчизна.

Горевать - грустить, печалиться.

Застенчивый - стеснительный.

Умный - сообразительный.

Друг — приятель.

Весёлый - радостный.

Бежать - мчаться.

Ловкий - шустрый, проворный.

Охранять - беречь, хранить.

Умолять - просить, клянчить.

5. Конкурс «В гости к согласным».

Учитель. Замените в словах одну согласную так, чтобы вместо одних слов были другие. Например: цвет - свет.

Команда 1.

Фара, игра, хата, кочка.

Ответ: пара, икра, вата, кошка.

Команда 2.

Лев, роща, крыса, дочка.

Ответ: лес, роза, майка, крыша, ночка.

6. Конкурс «Письмо от бабушки Загадушки».

Учитель. Отгадайте загадки. Скажите, сколько букв и слогов в словах-отгадках.

Команда 1

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет - вскачь пройдет немножко,

Захочет - ляжет на бочок.     (Юла. 3 буквы, 2 слога.)

Команда 2

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое? Я - ... (тетрадь).     (7 букв, 2 слога.)

Команда 1

Льётся речка - мы лежим,

Лёд на речке - мы бежим.    (Коньки. 6 букв, 2 слога.)

Команда 2

Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.    (Ягода. 5 букв, 3 слога.)

7. Конкурс «Собери слово».

Учитель. Перед вами - необычная ёлка. На ее ветках вместо игрушек висят карточки-слоги: ка, ло, ша, па, ре, зо, на, мо, ко, та, то, ва. Составьте слова из трёх слогов.

Ответ: калоша, молоко, лопата, карета, золото, канава.

Игра со зрителями.

1) Корень из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.         (Рассказчик.)

 

2) Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА.        (Завязка.)

 

3) Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.     (Подснежник.)

8. Конкурс «Отгадай скорее ребус».

Учитель. Вероятно, каждый из вас, ребята, не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображаются при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочесть и отгадать загадку, необходимо знать и понимать, какой знак что изображает. Как же называются такие необычные загадки?

Учащиеся. Ребусы.

Учитель. Правильно, такие загадки называются ребусами. Начинаем новый конкурс - «Отгадай скорее ребус» Каждая команда получает несколько ребусов.

Команда 1.

Ответ: Миша, мороз, мир, Москва, Юля, затор.

Команда 2.

Ответ: стол, портфель, кресло, диван.

Игра со зрителями (отгадывание ребусов).

Ответ: сазан, парашют, урюк, понедельник, август, воскресенье.

9. Путешествие в страну Словарию.

Учитель. В отрывках из стихотворений, которые вы услышите, не хватает последнего слова. Нужно их закончить.

Команда 1

1) Портфель у меня не велик и не мал.

Лежит в нем задачник, букварь и ... (пенал).

2) Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (Ученик.)

 

3) Быть должны всегда в порядке

Твои школьные... (тетрадки).

4) Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно,... (карандаш).

 

5) Кругла, рассыпчата, бела.

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь, правда, вкусная ... (картошка).

Команда 2

1) Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ... (капуста).

 

2) Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня?        (Коньки.)

 

3) В яме спит зимою длинной.

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется ... (медведь).

 

4) Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.       (Телевизор.)

 

5) Неизвестно, где живёт.

Налетит - деревья гнёт.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, и не уймёшь. (Ветер.)

10. Конкурс «Наоборот».

Учитель. Подберите антонимы - слова, противоположные смыслу.

1) Я - антоним к слову «лето».

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я ... (зима).

 

2) Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям ... (друг).

 

3) У прохожих на виду висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко, а мышонок ... (высоко).

 

4) Я антоним к слову «смех». Не от радости, утех –

Я бываю поневоле от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это ... (плач).

 

5) Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада,

А зовут меня - ... (прохлада).

 

6) Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь ... (тишина).

11. Конкурс «Отгадай пословицу».

Учитель. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание - отгадать пословицу по двум словам.

Команда 1.

• Свет, тьма.

• Погибай, выручай.

• Время, час.

Ответ: Ученье - свет, а неученье - тьма.

Сам погибай, а товарища выручай.

Делу время - потехе час.

 

Команда 2.

• Встречают, провожают.

• Труд, лень.

• Синица, журавль.

Ответ: По одежке встречают, по уму провожают.

Труд кормит, а лень портит.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

12. Конкурс «Из одного слова несколько».

Учитель. Задание этого конкурса следующее: вам нужно из букв слова «картофель» составить как можно больше других слов.

Ответ: ель, артель, рак, торф, кафель, рот, ток, кот, форель, крот.

Игра со зрителями.

Учитель. Подберите антонимы к словам

Чистый - грязный.             Молодость - старость.

Здоровый - больной.         Жёсткий - мягкий.

Светлый - темный.           Тьма - свет.

Чёрный - белый.                 Маленький - большой.

Весело — грустно.            Горькая — сладкая.

Учитель. Найдите антонимы в пословицах.

На смелого собака лает, а трусливого кусает. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. На голове густо, да в голове пусто. На чёрной земле белый хлеб родится.

Ответ: смелого - трусливого, много - мало, густо - пусто, черной - белый.

13. Конкурс «Раскрой смысл выражений».

Учитель. Ваше задание - раскрыть смысл крылатых выражений.

Команда 1.

• Зарубить на носу. (Хорошо и надолго запомнить.)

• Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи.)

• Морочить голову. (Обманывать.)

Команда 2.

• Рукой подать. (Близко.)

• В час по чайной ложке. (Медленно.)

• Во весь дух. (Быстро.)

14. Подведение итогов.

15. Награждение победившей команды.

16. Заключение.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения.

1-й ученик.

Грамматика, грамматика -

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё.

2-й ученик.

Сколько правил, сколько правил!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным - и только!

Все запомнишь, все поймешь.

3-й ученик.

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Рекомендуем посмотреть:

Игра по фонетике для начальной школы

Грамматические игры по русскому языку, 2 класс

Игры по русскому языку для начальной школы

Нет комментариев. Ваш будет первым!