Игра по фонетике для начальной школы

Познавательная игра для учащихся начальных классов. Тема: Фонетический утренник

Цели: углубление и закрепление знаний учащихся по фонетике, развитие речевого слуха, усовершенствование навыков постановки ударения, отработка правильного литературного произношения, закрепление орфографических навыков.

Ход утренника

I. Организационный момент.

Учитель.

Воздух рвет преграды...

Шум получается...

Голоса нет совсем...

Но звук прорывается.

Как называется звук такой?

Ученики (хором). Это согласный звук.

II. Фонетическая викторина.

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют небольшие задания по фонетике.

1. В каких случаях жизни люди пользуются алфавитом?

2. Назвать слово, в котором один слог, четыре буквы, три звука; из двух имеющихся согласных один - твердый, парный, глухой, а другой - мягкий, непарный, звонкий (пень, конь и др.).

3.Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами? (Коля - колья.)

4. Назвать слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием акробатов, гимнастов, клоунов, дрессированных животных. (Цирк.)

5.Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги — пироги.)

III. Фонетические шарады.

В них «участвуют» звуки и буквы, гласные согласные, ударные и безударные, звонкие и глухие.

Например, в играх участвуют 24 ученика. Участники делятся на две команды. В каждой команде - 6 пар (12 человек), соответствующих «парам» звонких и глухих согласных. Каждая команда получает карточки с парами букв:

 

Первая

команда

Вторая

команда

1-я пара

б - п

б - п

2-я пара

д-т

д-т

3-я пара

г- к

г- к

4-я пара

з - с

з-с

5-я пара

ж - ш

ж- ш

6-я пара

в - ф

в - ф

Участники игры должны назвать по три слова, в которых звучит глухой согласный звук, обозначаемый на письме звонкой согласной буквой, или же звонкий согласный звук, обозначаемый на письме глухой согласной буквой. (Друг, шаг, дуб, морковь, гриб, сельдь, ложка, шубка, книжка, подписать, отбить и другие.)

Участники игры, подобравшие нужные слова, выходят с карточками и дают соответствующие устные объяснения.

IV. Подведение итогов.

Автор: В. В. Леденева

Рекомендуем посмотреть:

Игра «Что? Где? Когда?» для начальной школы. Вопросы и ответы

Игра «Умники и умницы» в начальной школе

Игра «Поле чудес» в 4 классе. Изобретения

Игра Счастливый случай, 4 класс

Игра «Счастливый случай» для начальной школы, 3-4 класс

Елена Витальевна Тюрина # 26 ноября 2017 в 14:17 0
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.
Ваша познавательная игра для учащихся начальных классов позволяет проверить и оценить достижения учащихся по теме «Фонетика». Интересное задание «Шарады».
Любовь Николаевна Вавилова # 9 января 2018 в 18:59 0
Фонетика - важный раздел в изучении русского языка. На занятии проводится углубление и закрепление знаний учащихся по фонетике, развитие речевого слуха, усовершенствование навыков постановки ударения, отработка правильного литературного произношения.Спасибо за материал!
Ольга Николаевна Сибилёва # 26 февраля 2018 в 19:09 +1
Именно на знаниях фонетики основаны практически все орфографические правила, следовательно, от этого напрямую зависит грамотность учащихся. Данный материал можно использовать на итоговом уроке по этому разделу лингвистики. По-моему, в данный сценарий можно добавить игровые задания, связанные с отработкой правильного литературного произношения, омографами, физкультминутки. В любом случае, большое спасибо автору за идею. Обязательно ей воспользуюсь!