Игры по русскому языку для начальной школы

Грамматические игры, задачи, загадки, скороговорки для начальных классов

Шарады

Роли я играл на сцене,

Выступал я на арене,

Буквы, видно, подшутили –

В утварь взяли превратили,

И теперь на кухне ловко

Натираю я морковку.     (Актер — терка.)

 

Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдется,

И в каждой строчке есть они.     (Буквы.)

 

Я - синоним к слову «бык»

И известен всем.

Но прибавь мне букву «К» -

И козляток съем.       (Вол - волк.)

 

Чтоб насквозь ты не промок,

Открываешь третий слог.

Ты о целом слышал в школе

И видал, конечно, в поле,

Там, где линия земли

С небом сходится вдали.    (Гори-зонт.)

 

Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьею живем.

Две буквы к названью приставь заодно.

Получится то, что решать суждено.         (Дача - задача.)

 

Если с З, то ткань из шелка,

И воздушна, и легка.

3 на К заменим только –

Пей продукт из молока.         (Зефир - кефир.)

 

Мы всех: и взрослых, и детей –

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставить Т,

Мы их ужасно испугаем.         (Игры - тигры.)

 

С буквой К в лесу живу,

С буквой Ч овец пасу.            (Кабан - чабан.)

 

Меня найдешь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале и альбоме,

И в книге, и в тетрадке.

Но птицей стать я захотел –

И мне не надо буквы Л.

Мне А в начале напиши

И как зовут меня - реши.         (Лист - аист.)

 

С буквой М - сладкая,

С буквой К - горькая.          (Малина – калина)

 

Задачу ты решишь свободно:

Я - небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца –

Во мне увидишь что угодно.     (Нос - сон.)

 

В ранце я всегда лежал,

Букву как-то потерял...

Если руки с мылом мыли,

То меня с водою смыли...     (Пенал - пена.)

 

Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету благоухая.

Но Г приставишь впереди –

И в небе я загромыхаю.    (Роза - гроза.)

 

С С на дереве расту,

С Ж по дереву ползу.   (Сук - жук.)

 

Я по полену бью звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтешь меня,

Я недовольство выражаю.   (Топор - ропот.)

 

С У- ползучий,

С Ё- колючий.  (Уж - еж.)

 

С Ч над морем я летаю,

С Г в машине нахожусь,

С М тебя я одеваю,

С Л собачкою зовусь.     (Чайка - гайка - майка - лайка.)

Анаграммы

Это слова, которые получают из других слов при обратном чтении (кот - ток) или перестановке слогов и букв (сосна - насос, анис - сани.)

Палаш (лапша), шарф (фарш), шнурок (коршун), шлюпка (плюшка), камыш (мышка).

Я - дерево. В России ты

Найдешь меня повсюду.

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.     (Сосна - насос.)

 

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.       (Липа - пила.)

 

Вы на меня с трудом идете,

Но переставьте буквы вновь,

И вы тогда меня найдете

И у козлов, и у быков.          (Гора - рога.)

 

Слева направо прочитаешь –

Зимой на диване сидит;

Читай обратно и узнаешь –

Без ног по проводу бежит.       (Кот - ток.)

 

Не раз в оркестрах я звучала,

Мой голос струнный так певуч.

Но Ф мое поставь сначала,

И я во тьму направлю луч.    (Арфа - фара.)

Укор (урок), уклон (кулон), уборка (кобура), угар (рагу), удар (руда), улан (луна), ушат (туша), смола (масло), сукно (конус), стирка (старик), сокол (колос), росинка (соринка), ракета (карета), руда (удар).

Метаграммы

Метаграмма - это загадка, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.

Я с В- ночная птица,

Но замените В на Д —

Растворюсь в воде.        (Сова - сода.)

 

С М я в море,

С В я в поле,

С П я в доме,

С Г- в футболе.       (Мол - вол - пол - гол.)

 

С Б ею мама грозится,

С М для хлеба пригодится,

С Р ее всяк поднимает,

С Щ в реке она ныряет.      (Бука - мука -рука - щука.)

 

С Л я слезы вызываю,

С Ж по воздуху летаю.          (Лук - жук.)

 

Когда я с Д— меня сорвут,

Когда я с Т - на мне плывут.            (Плод - тот.)

 

С буквой Н я по ночам

В небесах гуляю,

С буквой П частенько вам

Видеть помогаю.         (Луна - лупа.)

 

Я с О морские волны разбиваю,

А с Е в учебе в школе помогаю.     (Мол - мел.)

 

С Б ужасна я бываю,

С М меха я пожираю,

С Р актеру я нужна,

С С для повара важна.   (Боль - моль - роль - соль.)

 

С Е- дерево большое,

Не лист на мне, а хвоя,

А я А войду в момент

В одну из кинолент.         (Кедр - кадр.)

 

С Ю по воде скольжу,

С Я на голове сижу.        (Шлюпка - шляпка.)

Даны слова: мина, трап, пост, шашка, бот, кок, пушка, порох, овод, река.

Надо, меняя только первую букву, образовать от каждого слова три новых слова:

мина - тина - шина - вина;

трап - драп - храп - крап;

пост - рост - тост - мост;

шашка - кашка - чашка - башка;

бот - рот - дот - лот;

кок - бок - сок - рок;

пушка - сушка - мушка - чушка;

порох - горох - ворох - шорох;

овод - свод - ввод - увод;

река - щека - чека - дека.

Перевертыши

1. Гори пирог.

2. Иди искать такси иди.

3. Ищи маслины Нил сам.

4. Коту тащат уток.

5. Кит на море романтик.

6. Мокнет Оксана с котенком.

7. На доме чемодан.

8. Нажал кабан на баклажан.

9. У лип Леша нашел пилу.

10. Уж я веники не вяжу.

11. Хорош шорох.

Эти предложения читаются слева направо, а затем справа налево.

Игры

Составь из двух слов одно.

К словам в левом столбике подберите слова из правого столбика так, чтобы получились новые слова.

вол         

приз

вино

сено

сад

кипа

пол

след

кит

пар

плен

рак       

овод

рис

окно

град

вал

ель

ус

ум

опыт

оса

Ответ: волокно, призрак, виноград, сеновал, садовод, кипарис, полоса, следопыт, китель, парус, пленум.

Выберите из них сложные, выделите корни, запишите в тетрадь: сеновал, садовод, следопыт.

«Пять слов»

Ведущий называет какое-нибудь слово. По сигналу участники игры записывают в столбики по пять существительных, которые начинаются с каждой буквы, входящей в это слово.

Примерная запись:

В

О

Д

А

ветка

овес

дом

арбуз

вобла

овод

даль

арык

ворона

обруч

дверь

анкета

воз

окунь

долина

алыча

ворота

ось

деньги

астра

Игру можно разнообразить, предложив играющим записывать слова только на определенную тематику (растения, животные и др.)

«Занимательные модели»

Придумайте слова по этим моделям:

А - - - А,   - А - А, -    -  - А - А,  - А – А.

Ответы могут быть такими: астра, салат, трава, атака.

Д - - - (дело, друг, дыня).

- - д - - (ведро, садик, лодка).

3 - - (зал, зуб, зев, зов).

- - з - (роза, коза, лоза, ваза).

- -  й (май, лай, чай, вой, бой).

- -  й - - (лайка, майка, чайка).

- - - й (край).

- - - - й (сарай).

«Последняя и первая»

Участникам игры дается существительное. Они пишут словесную цепочку, в которой каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Например: окно, овес, сом, мороз, зима и т. д.

Соревнование ведется на скорость. Выигрывает написавший большую цепочку. Игру можно усложнить тем, что предложить писать только односложные слова (дог, год, лом, мор, ров, воз, зов.)

«Угадайте слова»

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим буквы А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня ... - ну и ну!

Все они сбежали:

Брбн, стрт, сткн,

Мрк, схр, крндш.

«Наборщики»

Участники игры получают какое-нибудь слово, состоящее не менее чем из шести-семи букв и включающее не менее двух гласных. Пользуясь этими буквами, участники должны составить в определенный срок (три - пять минут) как можно больше новых слов.

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Например:

Картофель (ель, форель, рота, каре, торф, кафель, кофта, толь, факт, катер, ток, лак, кот, рот, роль, рак, тело, лето, отель, трек, трал, трель, кол, акт, река, лекарь, корь, артель, токарь, крот, кора, форт).

• Составьте с буквой Р слова (не менее 10). Слова начинать с Р: рама, река, роль, рот, рак, рейка, роза, резина, резеда, редька, редис, ряд, рост, робот.

• Слова с буквой Р в середине слова: корка, зорька, мерка, карта, карета, баржа, бирка, дырка, корзина, кран, крот, брод, курьер, зеркало, крошка, корпус, табуретка, кобура, карнавал и т. д.

«Гласная буква»

Ведущий игры называет гласную букву и говорит, сколько раз она должна повторяться в слове. По его сигналу участники пишут слова (можно только существительные) с этой гласной.

Например, берется о дважды: голова, волосы, корона, сорока, ворона, ворота, воробей, мороз, борозда и др.

Выигрывает тот, кто в течение пяти минут написал больше таких слов.

«Слово в слове»

• «Коты».

1. Этот кот из шелка сшит. КО - Т -.

2. Этот кот к Луне спешит. КО - - - - - - Т.

3. Этот кот из-под земли. К - ОТ.

4. Этот кот пламенем пылает, хвост сжигает. КО - Т - - .

5. Этот кот часть руки. - - КОТ -.

6. Этот кот на арене цирка зрителей смешит. - К - О - - Т.

7. Этот кот щекочет, человек хохочет. - -  КОТ - -.

8. Этот кот восхищает всех. К - - - ОТ -.

9. Этот кот залез в пакет с письмом и печатью. КО - - - - Т.

Ответ: кофта, космонавт, крот, костер, локоть, щекотка, красота, конверт.

• «Ловим раков».

• Р - -  а - к -.

Этот рак из ткани сшит.

• Рак - - -.

Этот в космос все спешит.

• Р - - а - - к.

Гладко вам обтешет доску.

• - рак.

Ну, а этот черный рак ночкой темною,

Приходит всем глаза смежит и сон наводит.

• - - ра - к -.

На прилавке магазина тоже рак и в руках шофера тоже рак.

• - рак -.

По утрам его едят, дети в школу спешат.

• - рак-.

В старину дорогу называли так.

Ответ: рубашка, ракета, рубанок, мрак, баранка, завтрак, тракт.

«Одинаковая концовка»

Ведущий предлагает записать концовку слова, например: -га. Назначается определенное время ('пять минут,). Участники пишут слова, которые имеют эту концовку: нога, радуга, дуга, подруга, пурга, вьюга и др. Кто больше напишет слов, тот выиграл.

Концовки могут быть такими: -то, -ра, -ук.

«Сквозная буква»

Вписать в слова недостающую букву. Кто быстрее справился с работой, тот победил. Слова записаны на доске.

с – р

т – л

д – ра

л – ко

м – ло

п – ль

р – сь

в – ход

в – зов

р – бак

р – твина

ц - плёнок

Догадайся, какую букву надо вписать в слова.

Или:

- - щ -

- - щ -

- - щ -

- - щ -

Ответ: чаща, гуща, роща, пища.

«Часть и целое»

Играющие садятся в круг. В середине — ведущий. В руках он держит мячик. Бросает любому участнику и называет в это время часть или деталь какого-нибудь предмета. Тот, кто поймал мячик, должен сразу назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. (Крыло — самолет, птица; окно — школа, дом.)

Если участник игры ошибся и назвал предмет, не соответствующий детали (или замешкался), то он поднимает руку и держит ее в таком положении, пока ведущий повторно бросит ему мячик и он ответит правильно.

Выигрывает тот, кому ни разу не пришлось поднимать руку.

«Дополните слово»

Мы короткие слова,

Нам большая власть дана:

Слова удлиняем,

Смысл новый получаем.

Например: вол (волокно, волосы, волейбол, волна);

гол (голова, голубь, иголка, уголек);

нос (поднос, носорог, носок, занос, сноска, перенос, носилки, переносица и т. д.)

«Сходство и противоположность»

Выбрать ведущего и его помощника, разделить играющих на две равные команды.

Ведущий произносит слова, после каждого делает паузу, считая до пяти. За время паузы участник должен подобрать и сказать два слова: одно - синоним, а другое - антоним.

Например: буря (ураган, затишье);

бранить (ругать, хвалить);

мокрый (влажный, сухой);

грусть (печаль, радость) и т. д.

(Без отрицания не.)

Кто правильно подберет и назовет оба слова, выигрывает для своей команды два очка. Помощник засчитывает очки.

Первое место займет та команда, которая больше наберет очков.

«Лесенка»

Я

Я - -

Я - - -

Я - - - -

Я - - - - -

Я - - - - - -

(Дописать слова, увеличивая слово на одну букву.)

Ответ: я, яма, ялик, ягода, яблоко, ящерица.

А

А - -

А - - -

А - - - -

А - - - - -

А - - - - - -

Ответ: а, ар, азу, арфа, актер, аромат.

Б - -

Б - - -

Б - - - -

Б - - - - -

Б - - - - - -

Ответ: бак, бант, баран, блузка, бабушка.

Г-

Г - -

Г - - -

Г - - - -

Г - - - - -

Г - - - - - -

Ответ: га, газ, град, город, глобус, граница.

 (Дети такие игры любят. Их можно проводить, разбив участников на две команды. Каждая команда старается закончить игру первой. Кто больше составит слов и быстрее напишет слова, та команда побеждает.)

З - -

- з - - - -

- - з -

- - - з - - -

- - - - з

Придумать слова, в которых буква 3 была бы на первом, втором, третьем, четвертом и пятом месте.

Ответ: зуб, азбука, коза, обезьяна, алмаз.

«Односложные слова»

1. Написать за пять минут большее количество односложных существительных с одной буквы.

Например: бас, бак, бок, бук, бар, бор, бот и др.

2. Изменяя то первую, то вторую, то третью букву, образовать как можно больше новых слов.

Например: дом, лом, ком, сом, ром.

«Родственные слова»

Предложить участникам игры образовать от какого-либо слова наибольшее количество родственных слов. Задание можно ограничить какой-либо одной частью речи. Например, образовать только существительные: вода - водичка, водица, водяной, водокачка, водомер, водолаз, наводнение, безводье, поводок.

Выигрывает тот, кто в течение пяти минут напишет наибольшее количество слов с данным корнем.

«Пирамида»

Придумать и записать слова, образующие пирамиду.

          а

        а - а

       а - - а

      а - - - а

     а - - - - а

    а - - - - - а

Ответ: яра, арфа, астра, азбука, алгебра.

                 в

               в - в

              в - - в

             в - - - в

            в - - - - в

           в - - - - - в

          в - - - - - - в

         в - - - - - - - в

Ответ: вид, вход, вклад, восход, водопад, виноград, велосипед.

                        к

                      к - к

                     к - - к

                    к - - - к

                   к - - - - к

                  к - - - - - к

                 к - - - - - - к

                к - - - - - - - к

Ответ: кок, клок, кулик, кролик, кошелек, краковяк, колбасник, кровельщик, колокольчик.

Скороговорки

• У Аграфены и Арины

Растут георгины.

 

• Алена Ульяне

Сигнал подает.

Ульяна услышит –

Алену найдет.

 

• Яхта легка и послушна моя,

Я бороздить на ней буду моря.

 

• Ящерка на ялике

Яблоки на ярмарку

В ящике везла.

 

• Юла возле Юльки

Крутится, поет,

Юре и Юле

Спать не дает.

 

• Юлька, Юленька-юла,

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

 

• Бык бодается с быком,

Убегают все кругом.

Береги, бегун, бока

От бодливого быка.

 

• Буйный Бука бузит,

Бяка Буке грозит,

Бука Бяке дерзит,

Бяка Буку тузит.

 

• В роще щебечут чижи,

Чечетки, щеглы и стрижи.

 

• Жалобно щенок пищит,

Тащит он тяжелый щит.

 

• Валерий кавалерию

Раскрасил акварелью.

Карьером кавалерия

Скачет у Валерия.

 

• Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

 

• Ученица-озорница

Получила единицу.

 

• Цыпленок цапли цепко

Цепляется за цепь.

 

• Гусь Гога

И гусь Гага

Друг без друга

Ни шага.

 

• До города дорога в гору,

От города с горы.

 

• Был в саду переполох –

Там расцвел чертополох,

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

 

• Вкусная халва –

Мастеру хвала.

 

• Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

 

• Дед Додон в трубу дудел,

Димку дед дудой задел.

 

• У Фани - фуфайка,

У Феди - туфли.

 

• Филипп к печке прилип.

 

• Мы ели. ели,

Ершей у ели.

Их еле-еле

У ели доели.

 

• У ежа ежата,

У ужа - ужата.

 

• В грязи у Олега

Увязла телега.

Сидеть тут Олегу

До самого снегу.

 

• Летел на болото

Носатый удод,

Глядел на удода

Усатый Федот.

Покуда не сел

На болоте удод,

Стоял и глядел

На удода Федот.

 

• Жужжит жужелица,

Жужжит, кружится.

 

• С мышами во ржи

Подружились ежи.

 

• Ушли в камыши –

И во ржи ни души.

 

• Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

 

• Ткет ткач ткани

На платки Тане.

 

• Есть сушки Проше,

Васюше и Антоше.

Еще две сушки

Нюше и Петруше.

 

• Сорок сорок воровали горох,

Сорок ворон отогнали сорок,

Сорок орлов испугали ворон,

Сорок коров разогнали орлов.

 

• Все озера - зеркала

Из зеленого стекла.

 

• Стоит воз овса,

Возле воза - овца.

 

• Летели три вороны –

Черны, пестроголовы.

 

• Варвара варенье доваривала,

Ворчала и приговаривала.

Пословицы и поговорки

• Поздно поднялся –

День потерял.

В молодости не учился –

Жизнь потерял.

• Признание - половина исправления.

• Несчастливые дни долго памятны бывают.

• Не знать - не страшно,

Страшно - не узнать.

 

• Мало хотеть, надо уметь.

• Много снега - много хлеба.

• Лгуна легче поймать, чем хромого.

• Ложь человека не красит.

• Каков мастер, такова и работа.

• Кто бы дятла знал, кабы клювом не стучал.

• Всяк свою работу делай,

На другого не кивай.

 

• Сам смекай,

Где берег, где край.

 

• Испокон века

Книга растит человека.

 

• Искру туши до пожара,

Беду отводи до удара.

 

• Знайка дорожкой бежит,

Незнайка на печи лежит.

• Не разгрызешь ореха - не съешь ядра.

 

• Крепок телом —

Богат и делом.

Сам себя губит,

Кто других не любит.

 

• Не говори - не умею,

А говори - научусь.

 

• «Помогу, помогу!»

А пришло время: «Не могу!»

 

• Всякий человек В деле познается.

 

«Прочитайте пословицу»

«Доскажи словечко»

Он похож на мяч футбольный.

Если сладкий - все довольны,

Как приятен он на вкус,

А зовут его ... (арбуз).

 

На ветке не птичка –

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Ну, конечно, это ... (белка).

 

Наш водитель спозаранку

Крутит круглую ... (баранку).

 

Как зовут меня, скажи:

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый ... (василек).

 

Михаил играл в футбол

И забил в ворота ... (гол).

 

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков ... (горох).

 

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдет,

Тот и ручку мне пожмет.

Людям рада я, поверь,

Я - приветливая ... (дверь).

 

Ежик вырос в десять раз,

Получился ... (дикобраз).

 

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля ... (енот).

 

Шубка - иголки,

Свернется - он колкий,

Рукой не возьмешь,

Кто это?    (Еж.)

 

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно ... (елки).

 

Ясными ночками

Гуляет с дочками;

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь, поздно, -

Потому что мать - луна,

А дочурки ... (звезды).

 

В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс ... (звонок).

 

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется ... (трамвай).

 

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из ... (лейки).

 

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, a ... (лук).

 

Кто один имеет рог?

Отгадайте... (носорог).

 

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - (осьминог).

 

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший ... (одуванчик).

 

Я хозяйка разных снов

Про дельфинов, про слонов,

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь и на ушко

Вам покажет сны ... (подушка).

 

Вперевалку шел со льдин

К нам на утренник ... (пингвин).

 

Чок, чок, пятачок,

Сзади розовый крючок,

Посреди бочонок,

Голос тонок, звонок

Это ... (поросенок).

 

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой ... (тучи).

 

Весь день стоят на улице,

Прохожими любуются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается,

И не погаснут до зари

Глаза ночные -... (фонари).

 

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля...

Кто же это? (Цапля.)

 

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит ... (черепаха).

Головоломки

«Игра в прятки»

• Между строчек поселилось насекомое. Найдите его.

Притих камыШ, МЕЛЬкнула птица.

Все спит, ничто не шевелится.

• Кто спрятался внутри строк?

Туманы предрассветной ранью

Болота затянУЛИ ТКАнью.

 

В озерке лилии цветУТ.

КАк хорошо! Как славно тут!

• Найди птицу.

КрасИВО ЛГАть умеют лисы,

А после - шасть! - и за кулисы.

Дон И ВОЛГА соединяются судоходным каналом.

ПАУКИ

Избушку строят два клоПА,

Звенит топор, летит щеПА.

Ворчит под елкою барсУК:

-Ужасный шум! Ужасный стУК.

Хочу спросить учеников:

- Скажите, сколько пауков:

(Подсказку шепчут пауки:

- Ищите на конце строки.)

 

КРОКОДИЛ-МУЗЫКАНТ

Кр..кодил живет в пещере,

Запирает на ..очь двери,

Зажигает во..емь свечек

И стрекоче.., как кузн..чик.

 

Почему же днем тогда

Не ..трекочет ..икогда?

Друзь.., из букв, которых н..т,

Легко составит..я ответ!

Ответ: он стесняется.

«Прочитайте предложение»

Найдите в нем слово.

Жили в доМЕ ДВЕ ДИкие кошки.

А еще кто жил в этом доме?

«Записка»

Участникам игры раздаются карточки с буквами. Надо вы черкнуть буквы, которые встречаются два раза в этой записке.

Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К

Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А

Ж Э Б О Й Ф М А Й С Ч У Ш Ш П

Ответ: тигры в лесу.

«Секретный приказ»

Зачеркните буквы, встречающиеся более чем один раз, про чтите приказ.

З П С Б Т К У Ы Ш Э Д Я Ж Ь Ф Ю Э

Ф Т Ш В З Ч П К Р С А Г П О М

Ы С Ы Э Л Ю Е К Н Ш Ж И Т Я Ч З

Ответ: будь врагом лени.

«Предостережение»

Т О М Л О Л

У Д Ж О Д К

Д И И Й Н

А Т В И Ы

Н Е Е Г Й

Е Т Т О В

X А З Л О

Что здесь написано? Найдите способ прочитать.

Ответ: туда не ходите - там живет злой и голодный волк.

Загадки

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.        (Аквариум.)

 

Есть на свете чудная лопата –

На колесах, крива и горбата.

Но копать начинает она –

Тысячу лопат заменяет одна.         (Экскаватор.)

 

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!          (Боровик.)

 

Был тугим он кулачком,

А разжался - стал цветком.           (Бутон.)

 

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.         (Бабочка.)

 

Хвостиком виляет,

Зубаста, но не лает.          (Щука.)

 

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает.    (Барабан.)

 

Этот конь не есть овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.    (Велосипед.)

 

Долгоножка хвалится:

- Я ли не красавица?

А всего-то косточка

Да красненькая кофточка.    (Вишня.)

 

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу,

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»    (Чайник.)

 

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.    (Хлеб.)

 

Летом наш отец привез

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.        (Холодильник.)

 

Вот по небу мчится конь –

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.        (Гром.)

 

Ящик на коленях скачет –

То поет, то горько плачет.      (Гармонь.)

 

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.        (Утенок.)

 

На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять.      (Улитка.)

 

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.           (Дерево.)

 

Я мохнатый и кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом,

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня.             (Дым.)

 

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.         (Дятел.)

 

Вдруг из черной темноты

В небе выросли кусты,

А на них-то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.        (Салют.)

 

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз.       (Стулья.)

 

Ну-ка, кто из вас ответит?

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.     (Солнце.)

 

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд.       (Ракета.)

 

Летом бежит,

Зимой спит.

Весна настала –

Опять побежала.          (Река.)

 

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.         (Ель.)

 

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет

И большущий пароход!             (Карандаш.)

 

Глазищи, усищи, хвостище,

А моется всех чище.          (Кошка.)

 

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.            (Троллейбус.)

 

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.        (Яйцо.)

 

Не барашек и не кот,

Носит шубу целый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета.        (Заяц.)

 

Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым,

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.       (Пылесос.)

Игра «Подумай!»

• Во что превратятся слова башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными глухими?

(Написать слова столбиком, а рядом приписать новые, измененные.)

Ответ:

башня — пашня

борт - порт

бочка - почка

быль - пыль

жар — шар

жалость - шалость

• Какой новый смысл приобретут существительные крот, пелена, пук, сев, ток, шест, если заменить начальные глухие в этих словах парными им звонкими?

Ответ:

крот - грот

пелена - белена

пук - бук

сев - зев

ток - док

шест - жесть.

Какое слово получится?

Прочитайте и запишите слова. Кто первым выполнит работу, тот победитель.

лас •

коф •

де •

конфе •

газе •

кур •

бере •

Све •

Ответ: ласточка, кофточка, деточка, конфеточка, газе- точка, курточка, береточка, Светочка.

Хитрые вопросы

• Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных.

Ответ: Ия.

• Куда денется окончание у слова в месте, если мы его напишем вместе?

Ответ: окончание е станет суффиксом наречия вместе.

Задача-шутка

• Как можно склонять «голову», не опуская ее вниз? (Склонять по падежам.)

• Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма.)

• В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В феврале.)

• Какое существительное мужского рода нужно присоединить к словам: веко, войско, дело, зерно, поле, тепло, - чтобы они стали прилагательными?

Ответ: существительное «вой». Получаются прилагательные: вековой, войсковой, деловой, зерновой, полевой, тепловой.

• У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна.)

• Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (Трое.)

• Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога. Помногу ли им достанется? (По полпирога.)

• Что с козлом после шести лет бывает? (Седьмой пойдет.)

• На каком расстоянии ночью будет виден маяк, если он то потухнет, то погаснет? (Ни на каком: маяк не светит.)

• В каком глаголе содержится сто отрицаний? (Стонет.)

• Что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей? (Сторож спит.)

• Сорока летит, а собака на хвосте сидит. Бывает ли такое? (Собака сидит на своем хвосте.)

• Что находится между горой и лугом? (Союз и.)

• С какой частью речи предлоги не употребляются? (С глаголами.)

Рекомендуем посмотреть:

Игра по фонетике для начальной школы

КВН по русскому языку 3 класс с ответами

Грамматические игры по русскому языку, 2 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!