Конспект непосредственной образовательной деятельности обучающихся 5,8 классов по теме «Троица А.Рублёва»
Фёдорова Елена Александровна,
учитель истории МБОУ «СОШ №2», г.Новокузнецк, Кемеровская обл.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыкальное творчество».
Цели: развитие интереса к предметам: история, литература, музыка; воспитание интеллектуальной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Образовательные: познакомить с основами искусствоведения, методами изучения произведения живописи (композиция, идея, сюжет, колорит), приобщить к пониманию особого языка изобразительного искусства;
Развивающие: развивать умения сопоставлять, находить общие идеи в живописи, музыке, видеть их созвучие;
Речевые: обогатить словарный запас обучающихся; развивать монологическую речь;
Воспитательные: воспитывать чувства гордости за литературное, музыкальное наследие страны, художественного вкуса.
Оборудование: ноутбук, мультироектор, экран.
Методические приёмы: опережающее задание, продуктивная деятельность детей, анализ.
Опережающее задание классу: подготовить материал «Биография художника А.Рублёва», просмотреть кинофильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв».
Ход НОД
(Звучит (тихо) музыка Рахманинова «Богородице дева, радуйся»)
Учитель: Не там, где заковал недвижною бронёю
Широкую Неву береговой гранит,
Иль где высокий Кремль над пёстрою Москвою
Свидетель старых бурь, умолкнувший, стоит,-
А там, среди берёз и сосен неизменных,
Что в сумраке земном на небеса глядят,
Где праотцы села в гробах уединённых,
Крестами венчаны, сном утомлённых спят,
Там на закате дня, осеннею порою,
Она, волшебница, явилася на свет.
(Звучит (громко 1-2 минуты) музыка Рахманинова «Богородице дева, радуйся»)
Учитель: Картина находится в Третьяковской галерее. Около неё подолгу и в глубокой задумчивости стоят посетители.
О чём они думают? Что это за икона? В чём тайна её притягательности и очарования?
Сегодня на уроке мы попробуем с вами приоткрыть завесу этой тайны. Познакомимся с композицией, сюжетом, колоритом картины Андрея Рублёва «Троица».
Ученики знакомят с биографией А.Рублёва (опережающее задание).
Учитель: Чтобы понять творчество великого мастера, необходимо вспомнить историческую обстановку того времени.
1380 год - Куликовская битва.
(По ходу рассказа учителя – просмотр слайдов).
Юность Рублёва пришлась на ту пору, когда воссияла над Русью победа Куликова поля. Он видел плоды великой победы – всеобщий подъём, пробуждение народного самосознания. Поэтому в искусстве А.Рублёва царят та тишина и то спокойствие, которые наступают вслед за жаркой битвой, та тишина, которая оставляет очарование русской природы с её просторами лугов и стройных берёзок.
Начало 15 века – время возвышения Москвы. Идея объединения нашла своё отражение и в творчестве А.Рублёва.
Ученик: Творчество Рублева сложилось на почве художественных традиций Московской Руси; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.
В 1405 году Рублев совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 году Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.
(Запись в тетради)
Иконостас - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. Икона - в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
(Рассматривание картин Рублёва)
Учитель: Едва была закончена роспись Успенского собора, хан Едигей двинул полки на Москву. Во время нашествия был сожжён Троице-Сергиев монастырь. Место это было широко известно – здесь жил Сергий Радонежский. Андрей Рублёв расписал во вновь отстроенной церкви иконостас.
До нас дошла эта роспись. Троица – часть иконостаса. Она стояла у гробницы Сергия Радонежского 500 лет и только в 1929 году была перенесена в Третьяковскую галерею.
(Рассматривание картины «Троица»).
Учитель: Картина Рублёва бесценна.
-Каков же сюжет произведения?
Чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся со значением слова. Согласно словарю Ожегова, сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства - предмет изображения.
(Запись в тетради).
(Ответы обучающихся)
Учитель: Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.
Рублёв при работе опирался на известную библейскую легенду о Сарре и Аврааме.
-Ребята, вспомните, пожалуйста, о чём гласит эта легенда?
(Ответы обучающихся).
Учитель: Молодцы, правильно. Художник же по-новому выразил этот сюжет. Главная идея его состоит в религиозном единстве и нерасторжимости трёх лиц святой троицы.
- В чём состоит триединство христианского бога?
(Ответы обучающихся)
Отец-сын-святой дух. Иегова-Иисус-святой дух. Три ангела на картине и есть воплощение святой троицы. Попробуем догадаться, кто есть кто. Существуют разные версии.
Средний ангел – отец – начало всех начал, ангел слева – сын; к нему наклонены головы остальных; он надежда и спасение всех; справа ангел не участвует в беседе. Это символ святого духа – символ утешения, символ воскрешения. По другой версии, наоборот, в центре находится Иисус, а слева – отец.
Главная идея картины – идея союза, единства всех, доверия и любви.
(Звучит музыка Рахманинова).
- Вспомним, ребята, что такое композиция в литературе?
(Ответы обучающихся)
-А композиция в изобразительном искусстве - организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
(Запись в тетради).
- Каков же, на ваш взгляд, главный признак композиции картины Рублёва?
(Ответы обучающихся).
Учитель: Молодцы! Главный признак – повторяемость лёгкого, воздушного движения сфер. Закруглённость, мягкость форм воплощают идею бесконечности. Медленный ритм создаёт настроение возвышенного безмолвия. Здесь нет места словам. Всё понимание чувств, интуиции, сопереживание.
- Как бы вы охарактеризовали краски картины, или говоря по-другому, колорит?
(Запись в тетради)
Колорит - общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков
(Ответы обучающихся).
Учитель: Верно. Краски не звонкие, а певучие. Их немного, но огромно их влияние. «Троица» - образец сдержанности цвета.
- Как вы думаете, а почему на картине отсутствует так любимый русскими иконописцами красный цвет?
(Ответы обучающихся).
Учитель: Очень красивы и чисты краски картины, особенно нежно-голубая, которая в сочетании с золотыми тонами словно воссоздает цвет синего неба.
А красный цвет – цвет тревожности, что противоречило идее произведения.
На иконе Рублева покой ангелов столь же светел, сколь светлы их лики и золото их нимбов.
И мы, сегодняшние, и те, кто будет после нас, будут трудиться над раскрытием заключённых в этом шедевре богатств, так как они бесчисленны.
Не случайно картина так созвучна русской духовной музыке, русской душе. Посмотрите ещё раз на икону, раскройте свою душу и почувствуйте её созвучие с музыкой. Идеи христианства, заложенные в бессмертном полотне великого художника, созвучны с католической музыкой немецкого композитора Баха. Ребята, пожалуйста, вслушайтесь в эти звуки.
(Звучит музыка Баха)
Учитель: Ваши впечатления от сегодняшнего разговора о картине А.Рублёва «Троица» вы выразите письменно, написав сочинение. Это домашнее задание.
(Выставление оценок с обоснованием).
Спасибо за урок!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока истории в 5 классе с презентацией. Древняя Греция
Викторина с ответами для 5 класса. Своя игра. Древняя Греция
Рабочая программа по истории Древнего мира, 5 класс
Учебные задания для учащихся 5 класса по истории Древнего мир
Похожие статьи:
Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древняя Спарта»
Кроссворд с ответами для 5 класса «Жизнь первобытных людей»
Конспекты уроков истории 5 класс
Викторина по истории Древнего Востока с ответами, 5 класс