Профессиональная ориентация школьников на уроках технологии.
Автор: Филиппи Надежда Викторовна, учитель технологии МБОУ "Хомутинская средняя школа" Омской области.
На мой взгляд эта теме очень актуальна в настоящее время, т.к. правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами даёт возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
К сожалению, наши дети знакомы с немногими профессиями, часто не знают содержания работы, характера и условий труда, требований предъявляемых работнику той или иной профессии.
Поэтому целью своей работы я поставила: знакомство учающихся с различными профессиями, воспитание качеств, присущих людям этих профессий, выявление и развитие профессионально значимых качеств личности; осуществление самоанализа развития своей личности; проведение профессиографических анализов профессий и соотношение требований профессии к человеку с его личными достижениями.
Для изучения данной темы я пользовалась пособиями следующих авторов: Захарова, В.Д.Симоненко, Климова, Прощицкой, кроме того изучала статьи по профориентации в методическом журнале «Школа и производство». В изданиях по профориентации под редакцией Чистяковой представлено большое количество диагностик, тестов, игр и упражнений.
Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будущей профессиональной деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определённой сфере, учитывая потребности общества и свои интересы. Однако пока ещё многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, необходимых народному хозяйству, испытывают серьёзные затруднения в начале трудовой деятельности.
Помочь молодёжи выбрать жизненный путь, адаптироваться к профессии и в целом оказать влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов призвана система профориентации.
Профессиональная ориентация – это целостная система , состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой ( профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.
Ведущая роль в профессиональной ориентации школьников принадлежит учителю технологии. На уроках технологии обучающиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде. Именно поэтому перед учителем технологии стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый школьник научился любить труд, приносить пользу людям, испытал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и её результатов.
В своей работе для достижения профориентационных целей я использую такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность обучающихся в овладении универсальными учебными действиями. К ним относятся лабораторно-практические, учебно-производственные работы, производственные экскурсии, производственная практика, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, анализы, расчёты, решение производственных и творческих задач и непосредственно общественнополезный производительный труд. Но основной формой профессиональной ориентации всё-таки остаётся урок.
В процессе обучения я логически увязываю сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Для этого разработано краткое содержание по профессиональной ориентации школьников в общеобразовательной области «Технология» по блокам. Например, блок «Обработка ткани», 5 класс. В этом блоке я знакомлю ребят с организацией рабочего места швеи, с профессией швеи и закройщика (выполняемая работа, характер и условия труда).
Знакомлю с профессиями прядильного и ткацкого производства: прядильщиц и ткачих (выполняемая работа, характер и условия труда). В ходе занятий воспитывается уважение к работникам швейной промышленности: внимание, чуткость, отзывчивость - качества присущие швее и закройщице. С помощью упражнений и практических работ развиваются профессионально значимые умения и качества: ловкость пальцев, координация движения рук.
Среди разнообразных занятий по интересам в школе особую важность приобретает и внеурочная (кружковая) работа. Здесь учитель имеет возможность создавать все условия для творческого развития у школьников специальных способностей: изобретательских, конструкторских и др.
В настоящее время большую роль в профориентации играет то, что ребята выполняют творческие проекты, участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, в ходе работы в этих направлениях они приобретают не только практические навыки в изготовлении каких-либо изделий, но интересуются научной стороной тех или иных вопросов.
Я считаю, что работа в этом направлении даёт много для развития творческих способностей школьников, развивает эстетический вкус, самостоятельность в работе.
Кроме этого учитель технологии призван также заниматься изучением личности обучающихся, проводить профконсультационную, профвоспитательную работу. Для этого в 9 классе на факультативе «Моя профессиональная карьера» я провожу множество диагностик, тестов, выявляющих уровень развития тех или иных качеств обучающихся. При этом следует отметить, что полнота и глубина в познании личности достигаются лишь при использовании различных методов. Только в этом случае можно получить наиболее полную характеристику личности.
В блоке « Современное производство и профессиональное самоопределение» я провожу следующие диагностики:
«Определение самооценки», «Определение профессиональных склонностей» на различные типы профессий, «Самооценка деловых качеств», «Выявление коммуникативных и организаторских способностей», «Определение темперамента», «Направленность личности»; диагностика «Художник или мыслитель», определяющая тип мышления художественный или логический. Кроме диагностик провожу различные упражнения, игры, развивающие или выявляющие те или иные способности школьников, например, объём внимания. Устойчивость внимания, зрительную память, мышление и др.
Большинство специальностей и профессий связаны с двигательными предметными действиями. Говоря о координации движений имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп. Эта способность необходима в работе по всем специальностям: швея, закройщик, повар, официант, манекенщица, водитель, парикмахер и др. Для развития координации движений я провожу такие упражнения в виде физкультурные минутки. Например, вытянутой правой рукой выполнять круговые движения, левой горизонтальные перемещения. Эти упражнения забавляют детей, снимают усталость и в тоже время развивают координацию движений. Развивать эту способность можно играя на различных инструментах, а также в процессе лепки, рисования, вязания. Полное развитие координации движений у человека происходит только после 13-14 лет, поэтому дети младшего и среднего школьного возраста иногда не могут справиться с той работой, которая требует чёткой координации движений.
Для развития мышления провожу такие упражнения: «Способ использования предметов», где я предлагаю записать все возможные с точки зрения детей способы использования обычных предметов, например, карандаша, кирпича, скрепки. Также развитию мышления способствует разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, загадок.
Интересное упражнение «Хромая обезьяна», которое рассеивает иллюзию о том, что человек обладает полной или достаточной властью над своими мыслями. Это упражнение вызывает особый интерес при первом выполнении. Многим кажется удивительным то, что не возможно по заказу думать о том, о чём не думали никогда. Упражнение проходит весело, вызывает смех и эмоциональную разрядку. Поэтому его можно использовать для снятия напряжения.
Для развития коммуникативных умений и навыков провожу упражнение «Комплимент» В кругу каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Тот, кому сделан комплимент благодарит и говорит комплимент своему соседу.
Анализируя результаты диагностик, тестов обучающиеся пишут характеристику сами себе. В которой уже учитывают те данные, которые они получили в результате работы на нескольких уроках, они уже знают, какие требования предъявляются к людям той или иной профессии,и могут сказать, какие качества есть у них для того, чтобы овладеть данной профессией, а над какими ещё следует поработать.
Для более глубокого ознакомления с профессией ребята самостоятельно готовят сообщения профориентационного характера. Применение этого метода требует тщательной подготовки. Сообщения выполняют по единому плану. Собирают материал из справочников, журналов, газет , сети Интернет, бесед со знакомыми и родственниками.
Работа над этой темой очень объёмна и требует много времени. Но, к сожалению, времени на уроках очень мало, поэтому практикую вводить профессиональную ориентацию и во внеурочную работу. Роль учителя технологии конечно велика в выборе профессии, но только общие усилия педагогического коллектива дадут возможность школьникам прийти к правильному профессиональному выбору.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии
Элементы развития критического мышления школьников на уроках технологии
Предметно - развивающая среда в швейной мастерской
Профессиональное самоопределение