Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию
Конспект занятия: «Воздух, какой он? Рассматривание картины И.И.Шишкина «Зима»
Программное содержание:
Познание: дать представление о воздухе, развивать познавательно-исследовательскую деятельность (способствовать овладению детьми некоторыми способами обнаружения воздуха вокруг себя (опыты, познакомить со свойствами воздуха, развивать логическое мышление, расширять кругозор детей. Воспитывать умение внимательно слушать педагога, воспринимать задание, отвечать на поставленные вопросы.
Коммуникация: обогащать словарь детей, учить составлять рассказ по картине, развивать устную речь детей.
Социализация: упражнять в умении действовать сообща, соотносить свои действия с действиями сверстников.
Здоровье: формировать ценностное отношение к жизни и здоровью человека.
Художественное творчество: развитие художественного вкуса
Технологии: здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика ,гимнастика для глаз, игровые технологии, экспериментирование.
Непосредственно-образовательная деятельность
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это у нас в гостях? Узнаете? – Возд. шарик. – Помните, как мы его пускали? Воздушный шарик что-то говорит мне на ушко. Он хочет, чтобы вы ему помогли отгадать загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Дети отгадывают загадку. (Воздух)
Воспитатель : А где же воздух, куда он спрятался? (Дети предлагают разные версии).
Воспитатель: Дети, мы покажем Воздушному шарику воздух, который есть вокруг нас.
Опыт №1 :
Подойдите к столу, возьмите по одному пакету и попробуйте поймать воздух в пакет. Пакет закройте. Что находится в ваших пакетах? Вы видите воздух? Воздух прозрачный?
(Наблюдая, дети приходят к выводу, что воздух невидимый, прозрачный).
Опыт №2:
Давайте проведём опыт. Положим ладонь на грудь и посмотрим, что происходит? – она поднимается при вдохе и опускается при выдохе. А что мы вдыхаем? – воздух. Так дышит человек всегда! А теперь попробуйте не дышать (закрыть рот и нос). Можно так жить? Значит, воздух есть внутри нас (проходит в легкие) и очень нам нужен! Без него не может никто прожить!
Я предлагаю вам увидеть воздух, которым мы дышим. Подойдите к столу, подуйте через трубочку в стакан с водой. Что вы видите? Почему появились пузырьки? Ответы детей. Это воздух, которым мы дышим. Воздух нужен всем людям для дыхания.
Опыт №3:
Воспитатель: У Воздушный шарик пришел с друзьями- один шарик большой, круглый, а второй – маленький. Как вы думаете, ребята, почему шарики разные? (Дети предлагают разные версии). Вывод: в первом шарике есть воздух, во втором шарике мало воздуха.
Воспитатель: Как вы считаете, что надо сделать, чтобы маленький шарик стал круглым и большим? (Варианты ответов детей).
Воспитатель: Я надуваю шарик. Теперь он большой, полный воздуха. Ой, а сейчас воздух выходит из шарика. Что вы ощущаете? Ответы детей. Да, воздух может передвигаться.
Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух. Глубоко вдохните, подставьте ладони и выдохните на них воздух. Что вы почувствовали? Ответы детей.
Воспитатель: Воздух передвинулся к вам на ладони. Воздух передвигается.
Когда мы ощущаем движение воздуха? Ответы детей.
Физминутка
Начинается разминка - встали, выровняли спинки.
Глазки влево, глазки вправо, вверх, вниз и всё сначала.
Глазки влево, глазки вправо, вверх, вниз и прямо.
Мы тихонько наклонились, и ещё разок, друзья.
Поднимаем плечики, хлопаем в ладоши.
Начинаем приседать – 1, 2, 3, 4, 5.
Руки вверх мы поднимаем и спокойно опускаем.
Отдохнули все слегка? Да! За работу нам пора!
Опыт №4:
А теперь предлагаю вам посмотреть интересный опыт: перед вами стакан с наклеенной внутри салфеткой. Какая салфетка? – мягкая, сухая, белая. Опускаем в воду. Какая теперь салфетка? – сухая. Почему? Вода не зашла в стакан, т. к. там… воздух! А теперь, давайте посмотрим опыт с воронкой, внутри которой тоже салфетка. Опускаем ее в воду. Что произошло? Какая стала салфетка? – мокрая. Почему? Воздух вышел из отверстия, и вода зашла в воронку, намочив салфетку.
Опыт №5:
А теперь закройте глаза. Воспитатель подносит на тарелке разрезанный апельсин. Ребята, что вы чувствуете? А в начале занятия в группе чем-нибудь пахло? – нет. Откуда этот запах? Значит, воздух может пахнуть.
Воспиатель : Ребята, я предлагаю сделать шарику подарок и рассказать о зиме. Много написано стихотворений, рассказов, сказок, загадок о зиме. Но еще и художники в своих картинах нам поазывают зиму. Сегодня мы познакомимся с художником И.И.Шишкиным и его картинами.Все художники пейзажисты с удовольствием изображали все четыре времени года, показывали разное настроение в каждом времени года, так как каждое время года может быть и грустным и веселым, и радостным и тоскливым. Сейчас зима, многие художники посвятили свои картины этому времени года. Несколько картин о зиме написал и Шишкин. Он очень любил природу и изображал ее в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная. И сам он крепкий, широкоплечий, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Рассмотрите репродукцию картины «Зима». Что на ней изображено? Представьте себе ,что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен на картине Шишкина. Какая погода нас встретит?
- Какой зимний день изобразил Шишкин? Давайте опишем его. Что можно сказать о воздухе? Какой он? Давайте прислушаемся. В лесу тихо? А что бы вы могли услышать?
- Что вы видите на переднем плане картины?
-Что вы видите среди гигантских сосен? Опишите их?
- Рассмотрите снег, какой он?
Природа – это красота земли. Лес богатство России, ее надо охранять и беречь.
Воспитатель: Скажите, о каких свойствах воздуха вы сегодня узнали? Ответы детей.
Убедились, что воздух есть везде! Вот сколько нового и интересного мы с вами сегодня узнали.
Воспитатель: Ребята , давайте сделаем свои подарки Воздушному шарику. Разукрасим по своему вкусу по воздушному шарику.
Рекомендуем посмотреть:
НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима
НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели
Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича