Игры для развития и обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста
Автор: Шинкарева Галина Геннадьевна, инструктор по физической культуре, МАДОУ МАЯЧОК г.Нижний Тагил.
В работе инструктора по физической культуре, который проводит образовательную деятельность в бассейне, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Чтобы занятия в бассейне несли не только образовательную функцию, как средство обучение плаванию, но и развитие психических процессов – память, внимание, мышление, восприятие, в своей деятельности использую традиционные и нетрадиционные виды работы.
С целью создания благоприятного эмоционального фона, интереса к предстоящей деятельности использую музыкальное сопровождение с разным ритмическим рисунком. Наибольший интерес, отклик и результаты со стороны воспитанников вызывают дидактические игры на воде.
В связи с этим разработала картотеку дидактических игр, позволяющих развивать психические процессы и закреплять плавательные навыки. Представляю Вашему вниманию, несколько игр из своей картотеки.
«Зеркальце»
Цель: развитие психических процессов,совершенствование плавательных навыков.
Задачи: развивать внимание, зрительную память, мышление; уметь воспроизводить увиденное.
Описание игры: дети строятся в круг, выбирается ведущий, который занимает место в центре круга. Держась за руки, дети идут по кругу и хором произносят слова:
Ровным кругом друг за другом,
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте!
С Димой вместе делай так!
После слов дети останавливаются. Ведущий показывает плавательное упражнение, а дети повторяют упражнение. Ведущий выбирает нового ведущего и игра повторяется.
Правила игры: все упражнения выполняются одновременно, на задержке дыхания.
«Мы - волшебники»
Цель: развитие психических процессов,совершенствование плавательных навыков.
Задачи: развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, образную память, наблюдательность, логическое мышление; закрепить умение на задержке дыхания свободно погружаться в воду и выполнять упражнение «звезда»; учить скольжению на воде, совершенствовать работу ног стилем «кроль».
Дидактический материал: карточки с изображением морских животных: морской звезды, морского конька, крокодила, краба, рака, рыбы.
Описание игры: инструктор предлагает детям поиграть в маленьких волшебников, научиться превращаться в различных морских обитателей. Показывая карточку с изображением морского обитателя, предлагает изобразить его. Все упражнения выполняются на задержке дыхания с погружением в воду.
Крокодил, рак, краб – передвижение по дну бассейна на руках с погружением воду на задержке дыхания (рак – движение назад, краб – движение боком, крокодил – движение вперед).
Передвигаясь по дну бассейна на руках, по команде дети делают глубокий вдох и опускают голову в воду. Победитель тот – кто дольше всех задержал дыхание.
Морской конек – прогнувшись назад руками взяться за ноги.
Морская звезда – лежание на воде, с задержкой дыхания, руки, ноги напряжены, разведены в стороны.
Медуза – то же, но руки и ноги расслаблены.
Рыбка – скольжение по воде, руки вдоль туловища, ноги работают «кролем». Для усложнения можно предложить проплыть в подводный тоннель (под воду опускается обручь).
Правила игры: все превращения выполняем по свистку, глаза руками нельзя вытирать, можно моргать ресницами.
Когда дети научаться правильно выполнять все плавательные движения, можно провести вариацию этой игры
«Отгадай загадку». Инструктор загадывает загадку, а дети показывают отгадку.
1.
На мели сижу, усами шевелю
Задом наперед гулять хожу(
рак)
Я живу на дне морском, сверху панцирь крепкий он,
Я - подобен пауку, хожу боком по песку (
краб)
2.
Вот зеленое бревно, вниз по речке поплыло.
Если речка эта Нил, то бревно в ней...(
крокодил)
3.
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! Меня не троньте!»
Лапки у меня от пуза.
Как зовут меня? (
медуза)
4.
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит, и не греет,
Потому что не умеет.(
морская звезда)
5.
На лошадку я похожа,
И живу я в море тоже.
Резво прыгаю, прыг-скок -
Зовут меня морской... (
конек)
6.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле я не хожу,
И совсем не говорю,
Глазки есть, но не мигаю,
Крылья есть - не летаю (
рыба)
«Аквалангисты»
Цель: развивать память, наблюдательность, слуховое восприятие, научить погружению под воду с головой и открытыми глазами, развивать умение согласованно действовать с партнером.
Описание игры: дети делятся на пары и берутся за руки, одновременно приседая, погружаются под воду, открывают глаза и смотрят друг на друга.
Правила игры: погружение выполнять только по команде инструктора, вынырнув из воды не вытирать лицо руками, поморгать глазами.
«Искатели клада»
Цель: развитие психических процессов,совершенствование плавательных навыков.
Задачи: развивать зрительную память, произвольное внимание, логическое мышление, мелкую моторику, погружаться под воду на задержке дыхания.
Дидактический материал: тонущие мелкие и крупные предметы разного цвета.
Описание игры: дети ныряют и достают предметы со дна бассейна.
Варианты заданий:
«Подними крупные предметы в красный контейнер, мелкие в синий».
«Подними определенное количество предметов».
«Подними предмет определенного цвета».
Правила игры: нырять нужно на задержке дыхания, под водой открыть глаза, найти один предмет и доставлять в контейнер.
Когда дети освоили большую часть плавательных упражнений можно организовать игру
«Танцы на воде»
Цель: развитие психических процессов,совершенствование плавательных навыков.
Задачи: развивать воображение, память, внимание, умение определять характер музыки и подбирать движения.
Дидактический материал: надувные мячи, обручи, цветы.
Описание игры: ставиться задача - подготовить выступление спортсменов синхронного плавания. Дети самостоятельно придумывают совместные движения и плавательные упражнения в зависимости от характера музыки.
Правила игры: полная самостоятельность.
Использование дидактических игр на занятиях в бассейне способствует знакомству детей с многообразием движений в необычной среде, развитию активности и самостоятельности в выполнении их, развитие творческой направленности.
Рекомендуем посмотреть:
Определение ведущих звеньев на раннем этапе у юных пловцов
Резервы повышения эффективности движений ног в спортивном плавании
Совершенствование техники подводных движений после выполнения старта и поворотов в спортивном плаван
Механизмы адаптации и факторы риска при нырянии под воду на задержке дыхания
Похожие статьи:
Игры для обучения плаванию детей 4-7 лет