Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание толерантности у старших дошкольников

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время очень мало. Однако на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
«Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
— этика и стратегия ненасилия;
— идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
— необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т.д.
Россия — многонациональное государство, поэтому уже с до-школьного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. В их основе лежат следующие факторы:
— детская непосредственность;
— ограниченный жизненный опыт;
— отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;
— детская бестактность и т.д.
Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением (исследователи Волков Г. Н., Парамонова Л. Л.).
На мой взгляд необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.
Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, особенно в последние годы, по воспитанию у детей доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, практические работники все- таки недостаточно используют все пути, средства и методы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

Рекомендуем посмотреть:

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Музыкально-эстетическое воспитание детей 3-4 лет через игру Неделя толерантности в детском саду
Конспект НОД во второй младшей группе
Опубликовано: 3651 день назад (23 ноября 2014)
Просмотров: 4497
+4
Голосов: 4
Вера Николаевна Малявина # 23 ноября 2014 в 22:50 +1
Галина Николаевна, Ваша статья поднимает очень актуальный вопрос. И Вы правы, что воспитание толерантности, терпимости к другим народам надо начинать с приобщения детей к истокам русской национальной культуры. Только через любовь к своей культуре, своему народу, можно воспитать толерантное отношение к другим народам. Голос.
Галина Николаевна Товпеко # 25 ноября 2014 в 18:10 0
Спасибо.
Наталия Александровна Фролова # 24 ноября 2014 в 10:02 0
Галина Николаевна! Статья как нельзя кстати. Ценностные ориентиры общества на современном этапе развития значительно изменились, на первый план выходят материальные ценности,жизненный уровень большинства населения снизился, и родители вынуждены заниматься зарабатыванием денег. В связи с этим повысилась занятость, агрессивность людей, отчего страдает молодое поколение.Голос.
Галина Николаевна Товпеко # 25 ноября 2014 в 18:11 0
Спасибо.
Светлана Валерьевна Аржанова # 24 ноября 2014 в 17:37 0
актуальная тема на сегодняшний день, к которой нужно приобщать детей уже в дошкольном возрасте прежде всего через русскую культуру.
Наталья Владимировна Беляева # 24 ноября 2014 в 20:11 0
Сейчас очень много говорят о снижении патриотизма, о том, что в семье утеряны традиции воспитания. Очень много, действительно важных ценностей, в нашей жизни не имеют места. Поэтому,также как и вы, считаю необходимым воспитывать уважительное отношение к людям разных культур и традиций, через знакомство со своими традициями и со своей историей. Тот, кто ценит свою культуру, с уважением и с интересом будет относится и к культуре других народов.
Галина Николаевна Товпеко # 25 ноября 2014 в 18:11 0
Спасибо.