Открытый урок по предмету ОРКСЭ на тему: Зачем творить добро?. Конспект с презентацией
Открытый урок по предмету ОРКСЭ Тема: Зачем творить добро?
Тема: Зачем творить добро? Автор: Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Цель урока: формировать представление учащихся о добре и зле как этических норм поведения. Задачи: Образовательная: Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле. Знакомство с новыми понятиями. Расширение словарного запаса. Развивающая: Развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим. Воспитывающая: Воспитание положительных качеств личности. Требования к результатам обучения -личностные:
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: душевная радость, сопереживание, добро и зло; -метапредметные:
овладение способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение навыками осознанного построения речевых высказываний;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог; -предметные:
знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества; Тип урока: урок открытия нового знания. Формы работы учащихся: беседа, словарная работа, работа с текстом, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге. Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор. Раздаточный материал: карточки со словами для работы в группах. Орг. момент.
- Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.
- К нам пришли гости, которые хотят посмотреть,
как мы дружно работаем на уроке, учимся и получаем новые знания.
- Сегодня отправляемся в интересный мир православной культуры.
Старик и яблони. (Л.Н.Толстой)
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал!
- Что ответил старик? (ответы детей)
- Посмотрим какая версия автора.
+ «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». Актуализация знаний.
Анализ текста.
- Зачем старик сажал яблони? (чтобы было больше цветущих деревьев на земле, приносящих плоды и радость людям)
- Для кого дедушка сажал яблоню?
(для людей, своих детей и внуков, кто живет рядом)
- Какой поступок совершил дедушка?
(хороший, добрый)
- А зачем совершать добрые поступки?
(чтобы радовать окружающих, помогать друг другу).
Сообщение темы и цели урока.
- Отвечая, правильно на все вопросы, думаю, вы правильно сформулируете тему нашего урока. (зачем творить добро). Формирование новых знаний и умений.
- Положите листочки перед собой. Найдите большое яблоко на дереве. В центре яблока напишите тему урока "Зачем творить добро".
- Кто закончил, сядьте прямо, глазки поднимите, листок в сторону отложите.
Я вижу, что вы готовы со мной работать дальше.
Словарная работа.
- Посмотрите, на экране, в столбик, записаны слова. Прочитаем по цепочке.
(трусость, сострадание, жестокость, терпение, любовь, забота, зависть, эгоизм, жадность, лень, дружба, отзывчивость, безответственность).
- Какие из этих слов вам непонятны. Разберем их значение.
- Переверните листочки. Распределите стрелочкой значения слов относящиеся к добру и злу. (Выполнение работы учащимися).
- Обменялись листочками, проверяем друг друга. Если все верно ставим веселого смайлика, есть ошибки - грустного смайлика.
- Зачитайте слова, относящиеся к добру, злу.
- Какими другими словами можно заменить слова добро и зло.
(хорошо и плохо)
- Какого человека можно назвать хорошим?
(который помогает всем, умеет дружить, заботится, вежливо и порядочно себя ведет, любит животных, уважает старших)
- А про какого человека говорят, что он злой?
(это человек ругается, дерется, всех обижает, не слушается).
- А с каким человеком вам больше хотелось бы общаться: с добрым или злым?
- Скажите, а вы какие?
- Я знаю, что вы дружно общаетесь между собой, не говорите плохих обидных слов друг другу… почти. Стараетесь помочь в нужный необходимый момент, выручаете друг друга. Проявляете заботу по отношению к девочкам, младшим ребятам, женскому полу.
- Но иногда, зло может замаскироваться под добро, предлагая нам много всего привлекательного заманчивого. Очень часто хочется пойти за злом, т.к. оно не заставляет нас прикладывать усилий. Но добро дает нам силы, а зло питается нами, нашей душой. Хотя сразу этого не видно. Поэтому нужно уметь распознавать зло, которое исходит от плохих людей.
Добро любит, зло ненавидит.
Добро помогает, зло разрушает.
- А как вы думаете, чего в мире больше: добра или зла?
Можно человека заставить быть добрым?
Можно ли стать добрым на время?
Нужно ли быть добрым к любому человеку?
Легко ли быть добрым?
Есть ли у вас желание делать добрые дела?
-Какие поступки совершать легче: добрые или злые? Почему?
Для чего совершают добрые дела?
А вы совершали добрые поступки? Физминутка.
А какие?
(физ-минутка: встать в круг, рассказать про добрые поступки,
обняться, говорят, человек, умеющий обнимать - хороший человек)
- Когда вы кому-то помогали, какие чувства вы испытывали?
- А когда помогали вам, что вы ощущали?
- А если за ваше доброе дело заплатили - это будет считаться добрым поступком?
Как совершаются добрые дела (бескорыстно, без отдачи).
Значит доброту за деньги приобрести нельзя. Так же как и дружбу и любовь за деньги не купишь.
- А готовы ли вы совершать добрые поступки, заранее зная, что об этом никто не узнает, не увидит, не заметит?
- А почему?
- Иногда совершать добро намного труднее, чем зло, потому что для этого приходиться отказать себе в чем-то, своим личным интересам. Открытие нового знания.
- Со словом добро связано много значимых слов, самых главных слов, без которых жизнь человека невозможна.
Образуйте от слова добро сложное слово, отвечающее на вопрос какой?
Например: добро + душа = добродушный
(сердце, порядок, совесть, нрав, желание)
- В каждом из этих слов присутствует какое слово? (добро).
- Почему же в православной культуре так высоко ценится именно умение творить добро. Разберем.
- На доске заповеди, которые мы будем изучать позже по нашему предмету.
Посмотрите, может некоторые вам знакомы, слышали где-то?
Любовь есть Бог.
Любите врагов ваших.
Не судите, да не судимы будите.
Не отвечай злом на зло.
Возлюби ближнего своего.
Уважай отца своего и мать свою.
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища не небе.
Золотое правило нравственности: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
- Основываясь на этих заповедях построена вся христианская вера.
Где есть любовь, там и будет добро. Помогать ближним это одно из главных деяний православного ( верующего) человека. А ближний это не только наши родные и знакомые. Это любой человек, который нуждается в помощи.
Вот эти заповеди будем ближе изучать в дальнейшем. Первичное закрепление.
-Сейчас просмотрим небольшой видео ролик, про ребят вашего возраста. Просмотрев, поделитесь со мной своими впечатлениями.
(Просмотр видео ролика)
- Какое чувство вы испытали посмотрев ролик?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Обратили внимание на настроение мальчика в начале и конце ролика?
Сначала грусть, и нет никакого возмущения, что его посуда пуста, но вернувшись обратно, меняется настроение ребенка. Не только его, но и того мальчика, который с ним незаметно поделился.
- Поверните лист, где нарисовано дерево.
Допишем определение к нашей теме урока.
Добрые поступки - совершают… (бескорыстно)
Добрые поступки - делают… (нас счастливыми, радостными)
Добрые поступки - приносят… (людям радость)
-Радость, а я вам скажу даже какую - духовную. Это новое слово, где духовная радость подразумевает что… Духовная от какого слова (душа).
-А где душа у нас? (внутри). Это внутренний мир человека. Когда совершаем добрые поступки, то себе и людям приносим духовную радость.
Допишите новое словосочетание - духовная радость.
- Осталось одно определение. Чтобы ответить на вопрос "Зачем творить добро"
Добро всегда…(побеждает, возвращается)
Домашнее задание.
Дописать или нарисовать свою ассоциацию, т.е. с чем сравнить
Добро - это постройка , то какая…
Добро - это цвет, то какой …
Каждый делает свое на своем листочке.
А что бы помочь выполнить задание просмотрим еще один видеоролик. Смотрим. (стихотворение в слайдах) Итог.
- Скажите одним предложением. Зачем творить добро?
(Приносить радость, быть счастливым, радоваться жизни, жизнь дана на добрые дела).
- Так говорят: злых людей нет на свете, есть только несчастливые.
Так говорят: сделав доброе дело - забудь, получив -помни.
Здравствуйте, Галина Станиславовна! С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией. Урок по ОРКСЭ в классе коррекции очень интересный, насыщенный, но не перегруженный благодаря разнообразным заданиям. Все этапы урока плавно переходят один в другой. Презентация служит прекрасной интерактивной иллюстрацией.
Единственное, хотелось бы знать, какой видеоролик смотрели дети.
Успехов, вдохновения и терпения в работе с детьми с ОВЗ. Примите мой голос 2.
Здравствуйте, Галина Станиславовна! Спасибо вам за такой добрый открытый урок! Просмотрела с большим удовольствием! Вы формируете у детей представления о добре и зле, учите их анализировать, делать выводы о том, что добро, и что зло. Прекрасно, что выбрали для самого начала именно текст «Старик и яблоня» - здесь всё просто и ясно! Вы проводите беседу с детьми, но есть и самостоятельная работа детей, посредством которой расширяется их словарный запас. У детей развивается желание делать добро, значит, они принимают моральные ценности. Урок познавательный, интересный, динамичный. Презентация замечательно способствует пониманию и запоминанию новых слов. Примите голос и пожелание успеха!
Здравствуйте,Галина Станиславовна. Замечательный урок- урок добра, добропорядочности, сердечности. На примере литературного произведения Толстого Вы учите детей анализировать, думать, учите совершать бескорыстные поступки,учите быть людьми.Ваш урок пронизан формированием нравственных качеств, которых так не хватает в современное время, и это надо делать именно с детства.Спасибо Вам!