Из опыта работы учителя английского языка. Иллюстрированная фонетическая зарядка на уроках иностранного языка – теоретические и практические советы.
Автор: Волкова Галина Валерьевна, учитель английского языка, АНО СОШ "Приоритет", г.Москва.
Данная статья будет интересна преподавателям иностранного языка, уделяющим внимание формированию и развитию произносительного навыка, стремящимся сделать свой урок максимально эффективным и интересным для учеников.
Произношение является неотъемлемой составляющей устной речи, а овладение правильным произношением – одним из залогов успешной коммуникации. Согласитесь, если Ваш собеседник половину звуков произносит неразборчиво, а часть из них и вовсе заменяет на другие, уловить смысл сказанного становится невозможно. Учитывая, что в современных реалиях обучение английскому языку приобретает все большую прикладную направленность, формирование и развитие произносительного навыка должно рассматриваться в качестве первостепенной задачи наряду с изучением лексики и грамматики.
Всем известно, что для преподавателя иностранного языка гораздо легче правильно «поставить» даже самый сложный звук изначально, чем исправлять уже укоренившееся ошибки в произношении. Поэтому так важно уделять внимание произносительной стороне речи на самом первом этапе изучения иностранного языка.
Одним из многочисленных способов обучения грамотному произношению в начальной школе является фонетическая зарядка – особые тренировочные упражнения, главной задачей которых является автоматизация ранее усвоенных произносительных навыков и подготовка к восприятию новых. Как правило, фонетическая зарядка проводится на начальном этапе урока иностранного языка и помогает переключить речевой аппарат учащегося на иноязычный «режим работы», настроиться на отличающуюся от родного языка систему звукопроизношения.
Наиболее эффективной фонетическая зарядка будет, если она проводится на лексическом или грамматическом материале конкретного урока, фонетическая сторона которого может вызвать у учеников затруднения и/или нуждается в отработке. Однако, найти скороговорку или рифмовку, идеально отвечающую требованиям именно Вашего урока в качестве фонетической зарядки, не всегда бывает легко. Часто либо лексика неподходящая – слишком сложная, незнакомая, либо звуков гораздо больше, чем Вы планировали отработать на этом конкретном этапе, а Вам хотелось бы следовать принципу «лучше меньше, да лучше». Да к тому же учитель и так всегда испытывает дефицит времени при подготовке материала к уроку, а тут еще тратить его на поиски подходящей фонетической зарядки… И, наконец, хотелось бы, чтобы даже тренировочные фонетические упражнения были для учеников наполнены смыслом, а не воспринимались как отвлеченная «говорилка».
В процессе решения вышеперечисленных задач я выработала методический прием, который может оказаться полезным для учителей иностранного языка, практикующих фонетическую зарядку на своих уроках – я придумываю фразу для зарядки сама, отталкиваясь от звука, который необходимо отработать и от лексики, на которую можно опереться, и самое главное, рисую к ней иллюстрацию (или подбираю соответствующую картинку в интернете).
Вот несколько примеров моего наглядно-фонетического творчества:
Seal Sally swims in the sea. – To practice the sound \s\
Doll Dolly drinks some tea. – To practice the sound \d\
A big ball on the blue bench. – To practice the sound \b\
A happy cat with an apple. –
A sad cat on a big mat. Звук, который дает буква "а" в закрытом слоге*
Parrot Peter on a purple plant. - To practice the sounds \p\, долгий гласный, напоминающий ё в слове Гёте**
A big bird in a purple skirt,
A small dog in an orange sock. - долгий гласный, напоминающий ё в слове Гёте**, краткий звук "о" близкий к "а"***
This s my mother and this is my father,
This is my sister and this is my brother. - межзубный звонкий гласный****
-I’ve got a pet.
- Oh, it’s a dog!
-What colour is this?
-It’s green! Like a frog! - To practice the sounds \p\,\d\,\f\, краткий звук о близкий к а***
Удивительно, но такое сочетание рисунка (обычно я прикрепляю картинку магнитом на доску или держу в руках, демонстрируя классу) и фразы, которую ученики повторяют за мной, вдохновляет их чрезвычайно. Они обожают менять темп “говорилки”, повторяя ее то очень медленно, то как можно быстрее, хором или по одному. Фонетическая зарядка при этом наполняется смыслом. Ученик не просто механически повторяет за учителем что-то про неизвестно что - он описывает картинку, которая находится перед его глазами, удивляется зеленому псу и смеется над лягушкой, усевшейся на собачьем носу. Неважно, насколько мастерски вы владеете карандашом (я лично не заблуждаюсь насчет художественных достоинств моих рисунков). Как показывает опыт, успех Вашим художественным произведениям обеспечен. Времени же создание подобного «шедевра» отнимает минимум – пять-десять минут рисунок и несколько минут придумывание подходящей фразы или стишка, в зависимости от вдохновения.
Хочется отметить, что с опорой на картинку, фразу на иностранном языке учащиеся запоминают гораздо быстрее, а значит и фонетическая зарядка проходит эффективнее. Больше внимания уделяется правильному звукопроизношению, а не попыткам вспомнить слово, которое нужно произнести. И новая лексика тоже запоминается гораздо быстрее. Слова “plant”, “bench”, “seal” мои первоклассники выучили благодаря рисункам к фонетической зарядке, их не пришлось как-то по-особенному вводить, и так все было понятно.
На основе собственного опыта могу утверждать, что иллюстрированная фонетическая зарядка, созданная самим учителем, является более эффективной, максимально отвечая целям и задачам конкретного урока, облегчает процесс постановки правильного произношения, а также экономит время учителя при подготовке урока и ученика при усвоении материала. Не нужно бояться экспериментировать, придумывать смешные, иногда нелепые фразы и забавные рисунки к ним. Ученики начальной школы - очень благодарная аудитория, с хорошим чувством юмора, ценящая творческий подход к обучению.
* - Звездочками помечены звуки, транскрипционные значки которых не отображаются в поле записи, автор ограничился описанием звуков так как их транскрипционное изображение общеизвестно.
Рекомендуем посмотреть:
Метод проектов в школе
Коммуникативный метод в преподавании английского языка в усолвиях ФГОС
Викторина по русскому языку с ответами для 10 - 11 класса
Конспект урока русского языка для 5 класса. Звонкие и глухие согласные