Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "В гостях у птиц"
Автор: Букина Галина Викторовна, воспитатель, МАДОУ детский сад КВ №8 "Росинка", город Пущино.
Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 6-7 лет. Может быть использован воспитателями ДО, студентами педагогических вузов для работы по познавательному развитию старших дошкольников. Развивает познавательный интерес, познавательную активность, внимание, мышление, речь детей.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".
Цель: сформировать представление об образе жизни птиц.
Программные задачи:
образовательные: познакомить детей с пуховыми и маховыми перьями, с их ролью в жизни птиц, расширять и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Совершенствовать умение отгадывать загадки, использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями.
развивающие: развивать познавательно-исследовательскую деятельность, умение устанавливать элементарные связи. Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность.
воспитательные: воспитывать интерес к жизни птиц, умение оказывать им помощь.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ввести в активный словарь относительные прилагательные: зимующие, перелётные, пуховые, маховые, лёгкие, упругие. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов: пружинит, зимовать, вьют, откладывают, высиживают.
Оборудование:
демонстрационное: предметные картинки с изображениями птиц, пуховое и маховое перо, два листа бумаги формата А4, один из которых скомкан в шарик, картинки из игры «Что сначала, что потом?».
раздаточное: предметные картинки с изображением зимующих, перелётных, домашних птиц, перья пуховые и маховые, простые карандаши, 1/2 альбомного листа по количеству детей, лупы.
Предварительная работа: чтение рассказов Е.И. Чарушина «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесной хор», Г. Скребицкого «Рассказы о птицах для детей», чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (перевод с немецкого К.Орешина), заучивание стихотворений о птицах, рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», иллюстраций с изображением зимующих, домашних и перелётных птиц, птичьих гнёзд, птенцов, наблюдения за птицами на прогулке.
Используемые методы и приёмы: словесный метод - беседа (приёмы-вопрос, указание, пояснение, оценка), игровой метод (загадывание загадок), наглядный (показ и рассматривание картинок), практический (опыты, рисование перьев)
Технологии: личностно-ориентированные, технологии исследовательской деятельности, игровые, здоровьесберегающие.
Ход ООД
1. Открытый вход в деятельность.
Воспитатель вместе с детьми делает круг доброты.
Мы любим природу, (Прижимают руки к груди)
Мы любим мир вокруг! (Разводят руки в стороны).
Мы очень-очень рады (Хлопают в ладоши)
Что рядом с нами друг! (Кивают друг другу).
2. Вводно-организационный.
Звучит пение птиц.
3. Мотивация на деятельность.
Воспитатель. Дети, птицы хотят с вами поиграть. Они прислали вам загадки о себе. Будете отгадывать? (Да).
4. Расширение имеющихся знаний.
Проводится игра «Отгадай загадку».
Цель: совершенствовать умение отгадывать загадки о птицах.
Правила игры: если дети правильно отгадывают загадку, то на доске появляется отгадка.
1.Она маленькая птичка.
И зовут её…(Синичка)
2.Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует –
Коноплю ворует.
(Воробей)
3. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой!
Кто это? (Дятел).
4. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач).
5. На шесте –дворец
Во дворце-певец.
Как зовут его?
(Скворец).
6. Спереди-шильце,
Сзади-вильце,
Сверху-чёрное суконце,
Снизу-белое полотенце.
(Ласточка).
Воспитатель. Дети, вы правильно отгадали все загадки, и птицы появились на доске.
-А скажите мне, какие птицы, из появившихся на доске, с нами зимовали? (Синица, воробей, дятел).
-Как мы можем назвать этих птиц одним словом? (Зимующие).
-А как назовём оставшихся птиц? (Перелётные).
-Почему перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются? (Для них нет корма).
-Чем питаются перелётные птицы? (Насекомыми, мелкими обитателями воды).
-Кто из птиц является вестником весны? (Грач.)
Воспитатель. Он первый, в середине марта, возвращается в наши края. Затем в апреле прилетают скворцы. Как только реки освободятся ото льда, прилетят дикие гуси, утки, лебеди. В мае прилетят ласточки, стрижи, трясогузки.
Воспитатель. Дети, птицы любят играть в прятки. Хотите отгадать, кто из них спрятался? (Да).
Проводится игра «Угадай, кого не стало».
Цель: совершенствовать умение использовать существительные в родительном падеже, отвечать предложениями. (Не стало воробья). Развивать внимание, память.
Правила игры: на доске вывешены 6 предметных картинок (дятел, синица, воробей, ласточка, грач, скворец).
Дети по команде воспитателя закрывают глаза. Воспитатель прячет изображение одной из птиц. А дети отгадывают, какой птицы не стало.
5. Динамическая пауза.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу. (Руки вверх, плавное покачивание)
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу. (Встряхивание кистей)
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят. (Руки в стороны, движения вверх-вниз)
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад. (Присесть, руки отвести за спину).
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Цель: совершенствовать умение рассказывать по картинкам о последовательности развития птиц. Развивать внимание, мышление.
Правила игры: ребёнок должен расположить на доске картинки: «гнездо», «гнездо с яйцами», «яйцо с птенцами», «взрослые птицы» в определённой последовательности и рассказать по картинкам о развитии птиц.
-Дети, кто из вас правильно расположит картинки на доске и расскажет, как развиваются птицы? (Рассказы детей).
Воспитатель. Из чего птицы строят (вьют) гнёзда? (Из веточек, листьев, пуха, глины и т.д.).
-В какое время года птицы вьют гнёзда и выводят птенцов? (Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов весной).
-А у какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста.)
7. Практическая деятельность.
Опыт «Птица летит, птица приземляется»
-Дети, что надо сделать птице, чтобы она полетела. (Ей надо расправить крылья, распушить хвост).
-Что будет делать птица, если ей надо приземлиться? (Она сложит крылья и хвост).
-Давайте это проверим на опыте.
Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик.
-Почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист-медленно планируя?
Делается вывод: гладкий лист-лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.
Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
(Рассматривают 2 картинки: «Птица в полёте», «Птица на земле»)
Опыт «Что птицу согревает, а что помогает летать»
У каждого из детей по одному маховому и одному пуховому перу, лупа.
Воспитатель. Дети, что лежит перед вами? (Птичьи перья).
Предлагаю рассмотреть перья через лупу.
Воспитатель. Перья состоят из стержня и волосков. (Показ).
-Одинаковые ли перья? (Нет).
-Чем они отличаются? (Одни перья длинные, большие, у них длинные волоски. А другие перья короткие, маленькие, у них короткие волоски).
-Как вы думаете, какие из этих перьев птицу согревают, а какие помогают летать? Давайте помашем маленьким пёрышком. Что вы заметили? (При взмахе это перо не пружинит).
-Может птица махать такими перьями? (Нет.)
Короткие перья похожи на пух. Их и назвали пуховые. Они помогают согревать тело, защищают птицу от холода.
А теперь помашем длинным пёрышком. Что вы заметили? (При взмахе оно пружинит, волоски на стержне пера сцеплены вместе). Эти перья назвали маховыми, потому что они помогают птице летать.
-Где у птицы растут маховые перья? (На крыльях).
-А где растут пуховые перья? (Они растут на туловище).
-Для чего нужны птицам маховые и пуховые перья?
Дети делают вывод: маховые перья у птиц служат для полёта, а пуховые перья защищают птицу от холода.
Предлагаю детям схематично нарисовать маховое и пуховое перо.
Во время рисования закрепляю с детьми названия частей пера (стержень, волоски). Оказываю индивидуальную помощь затрудняющимся детям.
Воспитатель. Какое время года для птиц самое тяжёлое? (Зима).
-Дети, что же спасает птицу от холода? (Пуховые перья и еда).
-Как вы помогали птицам зимой? (Мы развесили кормушки и насыпали в них корм).
-Какую пользу приносят птицы? (Они поедают вредных насекомых, красиво поют, украшают нашу Землю, являются кормом для хищных животных).
8. Открытый выход из деятельности.
Воспитатель. Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей нужно беречь. Нельзя пугать птиц громкими криками, разорять гнёзда, ловить.
Воспитатель. Что нового вы сегодня узнали о птицах?
-Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
Рекомендуем посмотреть:
Загадки о птицах с ответами для детей
КВН ко Дню птиц для старшей группы детского сада. Сценарий
Конспект занятия для детей 5-7 лет «Знакомство с птицами»
Развлечение «Птицы – наши друзья» для старшей группы. Сценарий
Похожие статьи:
Праздник птиц в старшей группе. Сценарий