Проект в средней группе детского сада. Народные подвижные игры
Проект «Народные подвижные игры в современных условиях для детей». Средняя группа
Участники проекта: дети, родители Возраст детей: 4-5 лет Пояснительная записка
Большое значение в психическом и физическом развитии имеет игра. В детском саду она занимает ведущее место. Подвижные игры подбираются с учетом возраста. Участвуя в игре, дети не только бегают, но и изображают персонажи, а в ходе игры у них развиваются мышцы, воображение, фантазия, сноровка, формируются духовно – нравственные качества. Дети учатся точному подчинению правил игры. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника занимают народные подвижные игры. На большое воспитательное значение этих игр указывали многие выдающиеся педагоги: Ушинский К.Д., Г.А. Виноградов, А. В. Запорожец и др. Они собирали и описывали народные игры, чтобы донести до нас, потомков обычаи народа, особенные черты русского характера.
Народные подвижные игры ведут свое начало из глубин народной пе-дагогики. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на потешках, играх-забавах, при¬баутках в жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший игро¬вой фольклор.
Как в наше, современное время передаётся народная игра ребёнку?
Еще несколько поколений назад были дворовые игры. И дети накапливали игровой опыт, и сами становятся «носителями» игры. В настоящее время редко увидишь детей, которые играют в «Казаков разбойников», «Салки», «Ручеек».
Рассмотрим причины:
- во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности;
- во-вторых, родители современных детей часто сами не умеют играть;
- в-третьих, нехватка времени у взрослого на игру и задушевную беседу с ребенком;
- в-четвертых, дети стали больше смотреть телевизор, играть в электронные игры, заниматься за компьютером и другими малоподвижными видами деятельности.
Народные игры почти исчезают сегодня из детства, поэтому я взяла это направление, чтобы показать родителям и детям, что народные игры являются национальным богатством и сильным воздействием на личность ребенка.
Цель:
Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру; Активизировать двигательную активность. Задачи:
• Познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки)
• Развивать нравственные и патриотические чувства в процессе ознакомления с русскими народными играми;
• Развивать физические и умственные качества, любознательность;
• Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в использовании народных подвижных игр.
Предполагаемые итоги реализации работы:
• у детей формируются знания о традициях народа
• дети умеют играть и проявляют интерес и в свободное время используя считалки играют в русские народные подвижные игры.
• в семье устанавливается связь между поколениями
родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
Количество новой игры: один раз в неделю Срок реализации: сентябрь- апрель.
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С. -Петербург, 1998.
2. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
3. Яковлев В. Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб. – М.: ФиС, 1975.
4. И.Л.Страковская 300 Подвижных игр -М. Новая школа 1994,-288с.
Русские народные мелодии и песни:
1. «Плясовая», «Во поле берёзка стояла», «Барыня», «Как на тоненький ледок», и др. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Санкт- Петербург «Детство - пресс»2000
1. Этап
Подбор материала, игр по теме.
Составление картотеки
Разработка перспективного плана С родителями:
Анкетирование родителей: »Русские народные игры» ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем».
2. Основной Этап:
- разучивание считалок, закличек, потешек
- оформление картотеки русских народных игр;
- изготовление масок и костюмов;
- изготовление атрибутов;
Для родителей:
Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры».
Консультация: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».
Мастер – класс :«Использование народных традиций»
Мастер - класс: «Плетение пояса»
Папка – передвижка: »Народные традиции». «Играем дома» «Святочные игры », «Екатерина Санница», «Игры на масленичной недели», «Благовещенье» Совместно с родителями:
«Празднование Дня Матери» ( с использование русской традиции)
«Святочные игры на прогулке»- (январь)
С детьми:
Со старшими детьми на прогулке - « Играем в народные игры»
Музыкальное развлечение «Масленица» -( март )
Печем «Жаворонки, жавороночки» - (март)
3. Заключительный этап:
Картотеки русских народных игр, считалок, закличек.
Применение детьми народных игр в самостоятельной деятельности.
Участие в народных праздниках и гуляньях совместно с родителями.
Перспективный план народных подвижных игр
Скачать Проект «Народные подвижные игры в современных условиях для детей»