Эссе. Профессиональное выгорание педагога -психолога
Автор: Гневанова Ольга Михайловна, педагог- психолог, социальный педагог, педагого дополнительного образования ГАУ СО «Центр социальной помощи семье и детям города Качканар», Свердловская область.
Описание материала: В эссе содержатся мои размышления, о профессиональном выгорании педагога, а риск снижения эмоционаьного выгорания в педагогической деятельности. Данный материал можно взять за основу при разработке конкурсного эссе для педагогов и классных руководителей, социального специалиста.
Цель: Размышление о профессиональном выгорании педагога- психолога.
Задачи:
- развивать творческое мышление и письменное изложения собственных мыслей;
- формирование пересмотра и переоценки педагогической деятельности;
- воспитывать уважение к труду педагога, классного руководителя, социального специалиста.
Найти свое призвание: с радостью бежать на работу, жадно впитывать и внедрять новые идеи и методы, чувствовать, что приносишь реальную пользу людям. Это ли не мечта многих? Но проходит 2, 3, 5 лет и вместо сочувствия и сопереживания по отношению к клиентам все чаще приходят раздражение, скука и равнодушие. На смену былому подъему и энтузиазму приходит постоянное чувство разбитости, усталости и бессилия. Возникает ощущение бессмысленности собственной работы, да и жизни в целом. Все чаще происходят «срывы» по пустякам, хочется побыть одному и побездельничать, уже становится круг друзей и хобби, все чащи напоминает о себе здоровье. Опасность последствий такого состояния у специалиста, от которого клиенты изначально ожидают поддержки, трудно переоценить. В чем же причина такой метаморфозы? Ошибка в выборе профессии? По данным исследований Г.А. Макаровой среди психологов-консультантов, врачей психотерапевтов признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности имели 73%. Неужели все эти людей ошиблись с выбором? По мнению исследователей, эмоциональному выгоранию не случайно подвержены именно представители помогающих профессий, от которых ежедневно требуются коммуникабельность, эмпатия, принятие индивидуальных особенностей клиентов, гуманизм и милосердие.
Любая критическая ситуация с клиентом – стресс, требующий от специалиста больших психологических и физиологических затрат. Стресс накапливается и рано или поздно представители помогающих профессий из-за постоянных перегрузок начинают испытывать эмоциональное, физическое и умственное истощение.Звучит как приговор, но к счастью «спасение утопающих» и в этом случае на 90% - «дело рук самих утопающих». В самом общем виде список факторов, снижающих риск эмоционального выгорания,
сводится к следующему:
*соблюдение оптимального режима труда и отдыха;
*поддержание здоровья и хорошей физической формы (сбалансированное питание, физическая активность и т.д.);
*освоение приёмов релаксации и саморегуляции;
*наличие творческих хобби;
*поддержка социального окружения (семья, друзья и др.);
*поддержка профессионального сообщества (супервизии; балинтовские группы, обучение, конференции и т.п.).
Каждый из нас изучает способы профилактики эмоционального выгорания еще в ВУЗе, но с годами работы, как свидетельствуют данные статистики, мы почему-то все реже применяем их на практике.
С другой стороны наличие симптомов эмоционального выгорания это хороший повод пересмотреть и переоценить свою профессиональную жизнь, чтобы сделать ее более интересной, ресурсной, продуктивной и долгой.
Список литературы:
1. Ронгинская Т. И.Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская //
2. Психологический журнал, 2002. – том 23. – № 3. – С. 19 – 24.
Рекомендуем посмотреть:
Тренинговое занятие для педагогов
Эссе педагога-психолога. Моя роль в реализации ФГОС ДО
Эссе педагога - психолога ДОУ
Эссе. Профессиональный рост педагога - психолога