Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эссе. Профессиональное выгорание педагога - психолога

Эссе. Профессиональное выгорание педагога -психолога
Автор: Гневанова Ольга Михайловна, педагог- психолог, социальный педагог, педагого дополнительного образования ГАУ СО «Центр социальной помощи семье и детям города Качканар», Свердловская область.
Описание материала: В эссе содержатся мои размышления, о профессиональном выгорании педагога, а риск снижения эмоционаьного выгорания в педагогической деятельности. Данный материал можно взять за основу при разработке конкурсного эссе для педагогов и классных руководителей, социального специалиста.
Цель: Размышление о профессиональном выгорании педагога- психолога.
Задачи:
- развивать творческое мышление и письменное изложения собственных мыслей;
- формирование пересмотра и переоценки педагогической деятельности;
- воспитывать уважение к труду педагога, классного руководителя, социального специалиста.


Найти свое призвание: с радостью бежать на работу, жадно впитывать и внедрять новые идеи и методы, чувствовать, что приносишь реальную пользу людям. Это ли не мечта многих? Но проходит 2, 3, 5 лет и вместо сочувствия и сопереживания по отношению к клиентам все чаще приходят раздражение, скука и равнодушие. На смену былому подъему и энтузиазму приходит постоянное чувство разбитости, усталости и бессилия. Возникает ощущение бессмысленности собственной работы, да и жизни в целом. Все чаще происходят «срывы» по пустякам, хочется побыть одному и побездельничать, уже становится круг друзей и хобби, все чащи напоминает о себе здоровье. Опасность последствий такого состояния у специалиста, от которого клиенты изначально ожидают поддержки, трудно переоценить. В чем же причина такой метаморфозы? Ошибка в выборе профессии? По данным исследований Г.А. Макаровой среди психологов-консультантов, врачей психотерапевтов признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности имели 73%. Неужели все эти людей ошиблись с выбором? По мнению исследователей, эмоциональному выгоранию не случайно подвержены именно представители помогающих профессий, от которых ежедневно требуются коммуникабельность, эмпатия, принятие индивидуальных особенностей клиентов, гуманизм и милосердие.

Любая критическая ситуация с клиентом – стресс, требующий от специалиста больших психологических и физиологических затрат. Стресс накапливается и рано или поздно представители помогающих профессий из-за постоянных перегрузок начинают испытывать эмоциональное, физическое и умственное истощение.Звучит как приговор, но к счастью «спасение утопающих» и в этом случае на 90% - «дело рук самих утопающих». В самом общем виде список факторов, снижающих риск эмоционального выгорания, сводится к следующему:
*соблюдение оптимального режима труда и отдыха;
*поддержание здоровья и хорошей физической формы (сбалансированное питание, физическая активность и т.д.);
*освоение приёмов релаксации и саморегуляции;
*наличие творческих хобби;
*поддержка социального окружения (семья, друзья и др.);
*поддержка профессионального сообщества (супервизии; балинтовские группы, обучение, конференции и т.п.).
Каждый из нас изучает способы профилактики эмоционального выгорания еще в ВУЗе, но с годами работы, как свидетельствуют данные статистики, мы почему-то все реже применяем их на практике.
С другой стороны наличие симптомов эмоционального выгорания это хороший повод пересмотреть и переоценить свою профессиональную жизнь, чтобы сделать ее более интересной, ресурсной, продуктивной и долгой.
Список литературы:
1. Ронгинская Т. И.Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская //
2. Психологический журнал, 2002. – том 23. – № 3. – С. 19 – 24.

Рекомендуем посмотреть:

Тренинговое занятие для педагогов Эссе педагога-психолога. Моя роль в реализации ФГОС ДО Эссе педагога - психолога ДОУ Эссе. Профессиональный рост педагога - психолога
Медитация. Рекомендации для педагога-психолога | Песочная терапия, как средство коррекции детских страхов
Опубликовано: 3208 дней назад (9 февраля 2016)
Просмотров: 9026
Рубрика: Статьи, эссе
+20
Голосов: 22
Марина Сергеевна Долгих # 9 февраля 2016 в 12:36 +3
Рекомендованные способы профилактики эмоционального выгорания имеют огромное значение. Действительно,наличие творческих хобби,поддержка социального окружения и поддержка профессионального сообщества может сохранить интерес к своему делу.Спасибо за информацию.
Ольга Михайловна Гневанова # 9 февраля 2016 в 22:26 0
Я важно мнение коллег. Спасибо.
Юлия Александровна Ивлева # 10 февраля 2016 в 08:00 +2
Очень интересная и полезная статья для педогогов. Большую часть времени в современном мире мы проводим на работе и от этого ни куда не уйти особенно в нашей професии. Ваша статья очень полезна, рекомендую все использовать данные способы, предложенные вами, в своей практике. Спасибо.
Светлана Вячеславовна Клокова # 9 февраля 2016 в 13:01 +3
Полезная статья. Рекомендую её изучить руководителям педагогических учреждений, и в свою очередь показывать своё уважение к сотрудникам, чтобы каждый чувствовал свою защищённость. Всем приятно чувствовать, что его ценят и уважают. Работа- наш второй дом , пусть в нём будет уютно и тепло от людей которые тебя окружают.
Ольга Михайловна Гневанова # 9 февраля 2016 в 22:27 0
Спасибо за теплые и трогательные слова в адрес профессии "педагога!
Елена Геннадьевна Ядыкина # 9 февраля 2016 в 13:47 +2
Вечер добрый, Ольга Михайловна!Действительно, сегодня все чаще слышишь термин "профессиональное выгорание", наверное,это в силу постоянно меняющегося законодательства, новых требований к стандарту педагога, ежедневной рутиной с документацией и мн.др. Для нас, людей занимающихся педагогической деятельностью, очень важно наличие авторитетного, опытного коллеги, который даст дельный совет, либо группы единомышленников, к которым мы можем обратится и вместе решить какие-либо проблемы, посмотреть на них с разных сторон. Ваша статья очень полезна, рекомендую все использовать данные способы, предложенные вами, в своей практике. Спасибо.
Ольга Михайловна Гневанова # 9 февраля 2016 в 22:28 0
Спасибо Елена Геннадьевна.
Валентина Политова # 9 февраля 2016 в 16:36 +2
Ольга Михайловна, с интересом прочитала данную статью. Действительно деятельность педагога связана со многими напряженными ситуациями - это и нарушение дисциплины детьми, и непредвиденные конфликты, перегруженность работой и т.д. Все это ведет к стрессу, к необходимости принятия ответственного решения, что пагубно сказывается на здоровье, таким образом приводит к "выгоранию". Рекомендованные способы профилактики эмоционального выгорания полезны. Спасибо за информацию.
Ольга Михайловна Гневанова # 9 февраля 2016 в 22:29 0
Валентина благодарю.
Ирина Николаевна Ступченко # 9 февраля 2016 в 17:43 0
Спасибо за приглашение. Эссе очень правильное. Ваши суждения по поводу выгорания - это попадание в цель. Ведь многие работники, не только педагоги, испытывают подобные моменты. Данная работа - выход из таких ситуаций. Беру на заметку Вашу публикацию.
Примите голос!
Ольга Михайловна Гневанова # 9 февраля 2016 в 22:33 0
Ирина Николаевна, буду рада, если мои рекомендации помогут в ситуации стресса. Спасибо.
Александр Семенович Жбанов # 9 февраля 2016 в 18:45 +2
Ольга Михайловна, спасибо за предупреждение! Действительно, пора придерживаться некоторых ваших рекомендаций относительно режима и физической формы... Иначе, хана! Примите голос!
Ольга Михайловна Гневанова # 9 февраля 2016 в 22:30 +1
Александр Семенович, шведская ходьба и бассейн по выходным - это ЗДОРОВО!
Ирина Александровна Махова # 10 февраля 2016 в 09:00 +1
Ольга Михайловна, спасибо за приглашение, понравилось, примите голос!
Ольга Михайловна Гневанова # 10 февраля 2016 в 18:47 0
Ирина Александровна, с большим удовольствием принимаю ваш голос.
Людмила Константиновна Заушицина # 10 февраля 2016 в 09:47 0
Добрый день, Ольга Михайловна! Очень интересные у Вас размышления, действительно проблема "пед. выгорания" очень актуальна в настоящее время и об этом не раз задумывались не раз педагоги и психологи! Ваши рекомендации как нельзя кстати. Спасибо, почерпнула много полезной информации. Творческих Вам успехов! Голос!
Ольга Михайловна Гневанова # 10 февраля 2016 в 18:48 0
Я рада, что почерпнули много информации Людмила Константиновна.Спасибо.
Елена Григорьевна Полякова # 10 февраля 2016 в 09:58 0
Уважаемая Ольга Михайловна, примите голос!
Очень актуальная проблема для многих категорий работников затронута Вами.
Всё высказанное верно, рекомендации дельные.
У нас на работе психолог проводит тренинги, направленные на защиту от
профессионального выгорания, тем самым вооружая набором приёмов, которые
помогут в трудной ситуации практически справляться с этой проблемой.
Было бы здорово, если бы Вы поделились с нашим сообществом подобной практикой
в продолжение темы. Желаю творческих успехов!
С уважением, Е.Г.
Ольга Михайловна Гневанова # 10 февраля 2016 в 18:50 0
Постараюсь поделиться с вашим сообществом профессиональным опытом Елена Григорьевна. Благодарю.
Татьяна Владимировна Дыминская # 10 февраля 2016 в 11:12 0
Я с вами согласна, что происходит процесс выгорания. но к этим факторам для снижения выгорания можно добавить для учителей меньше бумажной волокиты, потому что иногда наши ученики нам "мешают". Да, да нам или учить их или выполнять большой объём документаций. Но и самый главный фактор это благодарность в лице учеников и родителей. Желаю Вам творческих успехов и терпения!!!!
Ольга Михайловна Гневанова # 10 февраля 2016 в 18:53 0
Татьяна Владимировна обратная связь-благодарность в лице учеников и родителей, дорогого стоит. Спасибо, что высказали свое мнение о снижении выгорания учителей.
Евгения Викторовна Паринова # 10 февраля 2016 в 17:09 0
Спасибо за нужную статью. Учитель тоже сталкивается с данной проблемой. В статье даны практические советы. Я нашла в ней много полезной информации.
Ольга Михайловна Гневанова # 10 февраля 2016 в 18:56 0
Мне приятно, Евгения Викторовна, за высказанные мысли о данной проблеме. Благодарю.
Татьяна Викторовна Седова # 10 февраля 2016 в 19:10 0
Добрый вечер! Проблема действительно актуальная, особенно для нас, педагогов! Когда отдаешь все душевные силы окружающим тебя деткам и их родителям. Спасибо за советы. От себя лично хочу посоветовать слушать спокойную классическую музыку по вечерам. Очень хорошо расслабляет и заниматься йогой.
Ольга Михайловна Гневанова # 10 февраля 2016 в 21:07 0
Тоже способ переключения и отстранения от работы Татьяна Викторовна.
Ирина Владимировна Жабина # 10 февраля 2016 в 19:23 +1
Здравствуйте, Ольга Михайловна!
Благодарю за приглашение. Представленный материал поможет разобраться со своим эмоциональным состоянием и отношением к делу. Согласна со списком факторов, снижающих риск эмоционального выгорания. Когда я училась нам профессора в университете всегда говорили, что хороший и настоящий психолог, который действительно может помочь людям, это тот, у которого тоже есть свой психолог. Представленная публикация - это работа профессионала, грамотная, полезная и убедительная. С уважением и голосом №8, И.В.
Ольга Михайловна Гневанова # 10 февраля 2016 в 21:08 0
Благодарю, Ирина Владимировна за высокую оценку моего труда.
Татьяна Александровна Васильева # 10 февраля 2016 в 20:21 0
Вечер добрый, Ольга Михайловна! Спасибо за приглашение. Интересная статья, я узнала много нового и полезного для себя. Спасибо!
Ольга Михайловна Гневанова # 10 февраля 2016 в 21:09 0
Спасибо, Татьяна Александровна.
Ирина Владимировна Глебова # 11 февраля 2016 в 09:34 0
Благодарю за приглашение в гости, Ольга Михайловна ))). Эссе актуально по теме, полезно по содержанию, грамотно по оформлению. Обязательный голос! Новых Вам успехов smile
Елена Юрьевна Деришева # 11 февраля 2016 в 10:35 0
Интересный, полезный материал. Голос.
Ольга Николаевна Рыбинцева # 11 февраля 2016 в 11:11 +1
Ольга Михайловна. спасибо за приглашение. Спасибо за очень хороший материал. Статья действительно направлена в помощь педагогам. Спасибо еще раз Вам!
Марина Сергеевна Маликова # 11 февраля 2016 в 17:01 +1
"Соблюдение оптимального режима труда и отдыха". Не зря этот фактор перечислен первым. Если мы будем работать в постоянных перегрузках, то нас действительно ждет профессиональное выгорание. Спасибо за полезный материал. Обязательно возьму на заметку все факторы.
Марина Викторовна Алябьева # 11 февраля 2016 в 17:21 +2
Уважаемая Ольга Михайловна, Ваша статья очень актуальна, для нас педагогов и нетолько! Мы живем в век скоростей и дополнительных нагрузок! Мало кто может позволить себе работать на одну ставку - это просто невозможно, ведь кроме нас самих никто к сожалению не думает о нашем благосостоянии! Это конечно вызывает грусть, да еще и дополнительная рутинная нагрузка документацией, что очень удивляет и конечно же не радует.
Скажу о себе, я отношусь к немногим счастливчикам, которые работают с удовольствием и радостью. В моей работе сочетается всё: хобби, семейственность, радость, обучение ... Ребята част говорят на занятии: "Марина Викторовна, Вы всегда весёлая и не уставшая! Почему?" Ответ мой лиричен и прост - мне повезло, я люблю свою работу. Я не делю работу на ДО и ПОСЛЕ. Вся моя семья живёт и разделяет мою работу - хобби. Мы с сыном, мужем, племянниками и уважаемыми родителями заготавливаем дружно глину по осени, живём в загородных лагерях, организуем поездки на конкурсы и экскурсии и многое другое. Мой муж заводчанин и находит хорошую отдушину учавствуя в нашей кипучей жизни! К примеру совсем недавно мы с ребятами нашего п/к побывали на Кремлевской ёлке в Москве!
Я разделяю все предложеные Вами принцыпы профилактики и наверное всё же добавлю не свою конечно мысль, просто освежу память: смена деятельности залог успеха!
Спасибо Вам за напоминание и Ваши мысли Ольга Михайловна!
С уважением Марина Викторовна!
Марина Викторовна Алябьева # 11 февраля 2016 в 17:36 +1


Галина Васильевна Егорова # 11 февраля 2016 в 17:47 +1
С интересом познакомилась с вашей публикацией. Она написана понятным, простым и доступным языком. Предложенные советы будут полезны всем педагогам и воспитателям. Очень важно поддерживать свое душевное равновесие, творческий потенциал и чувство радости от работы. Примите голос.
Валентина Николаевна Разумова # 11 февраля 2016 в 19:19 +1
Ольга Михайловна, вы затронули очень важную тему профессионального выгорания. Мы, педагоги, конечно тоже входим в группу риска. Сужу по себе. Работу свою люблю, детей принимаю как своих, очень тяжело потом с ними расставаться. Но иногда бывает и такое, что идти в детский сад не хочется. Сейчас очень большая нагрузка на педагогов. К тому же хочется своё дело делать хорошо. Все мысли о том, как лучше провести это мероприятие, да поучаствовать в конкурсе, да ещё в одном. Да вот на носу очередной праздник. А тут попался замечательный проект и т.д. и т.п. И сил на семью уже не остаётся, да и никаких уже сил не остаётся. Нужно вовремя сказать себе: "Стоп! Остановка!"
Рекомендации в вашей статье мне очень пригодятся. К тому же творчество-это мой конёк. Спасибо за интересный материал.
Елена Николаевна Нечаева # 11 февраля 2016 в 20:39 +1
Спасибо Ольга Михайловна за статью. В наше время это очень актуально. Когда думаешь о своих учениках, на работу идёшь с большим удовольствием, но когда подумаешь о бумажках, становиться плохо. Я работаю в комплекте 3-4 класс сидят вместе. Каждый день 8 планов, это очень тяжело. Хорошо, что поддерживает семья. Спасибо за рекомендации, обязательно воспользуюсь. Вам голос и успехов.
Наталья Николаевна Ерыгина # 12 февраля 2016 в 00:40 0
Вечер добрый, Ольга Михайловна! Спасибо за Вашу статью- рассуждение тему профессионального выгорания.
Полностью соглашусь с Вашим списком факторов, снижающих риск эмоционального выгорания, которого я придерживаюсь в жизни: приверженец правильного питания, зимой катаюсь на лыжах, летом-на велосипеде, есть возможность-иду в поход, хожу в художественную школу, учу стихи, люблю встречаться с друзьями и коллегами, а семья-единомышленники. И после всего этого я иду на работу с радостью, с желанием передать свой опыт и знания подрастающему поколению. Еще раз спасибо за напоминание прописных истин, за грамотную, полезную и убедительную публикацию. С уважением и голосом Н.Н.
Татьяна Гуляева # 12 февраля 2016 в 11:25 +1
Здравствуйте. Согласна, что в 90% спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Работая 27 лет в одном детском саду музыкальным руководителем, убеждаюсь каждый день - какая замечательная у меня профессия! Дает широкую возможность творить и совершенствоваться. Т.е. можно овладевать игрой на новых муз.инструментах, сочинять музыку, стихи, осваивать компьютерные музыкальные редакторы и программы (если, конечно, захочешь). Опять же, жизнь не стоит на месте- подбираешь современный музыкальный репертуар, стихотворные тексты,сценарии. Мне повезло с профессией. И у нас, к тому же, Нескучный сад, точнее названия и не придумаешь (входит в сотню лучших детских садов России), скучать и стоять на месте совершенно некогда. Так что педагогам необходимо находить что-то такое, что не позволит "закиснуть", тем самым предотвращая профессиональное выгорание. О нём, я например, даже не думаю. Статья актуальная, Вам - голос!
Светлана Гудкова # 12 февраля 2016 в 20:59 0
Очень интересная и полезная статья для педагогов. Рекомендованные способы профилактики эмоционального выгорания полезны. Спасибо за информацию.
Татьяна Викторовна Мирошникова # 13 февраля 2016 в 01:31 0
Да. Ольга Михайловна, я с Вами согласна, что наша жизнь требует постоянной оценки самого себя. Только сам можешь над собой поработать. Здесь Ваши советы очень кстати. Спасибо за приглашение к размышлениям. Желаю бодрости и оптимизма! Голос.
Наталия Владимировна Пуханова # 16 февраля 2016 в 19:46 0
Очень полезная статья. Рекомендую её изучить не только педагогам - психологам, но и руководителям педагогических учреждений. Работа- это наш второй дом , пусть в нём будет тепло и уютно от людей которые тебя окружают.А если мы будем работать в постоянных перегрузках, то нас действительно ждет профессиональное выгорание. Спасибо за информацию!!!