Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия «Великие люди России». Подготовительная группа

Познавательное НОД на тему «Великие люди России» для детей старшего дошкольного возраста. Конспект с презентацией
Описание: данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста.
Дети закрепляют и расширяют знания о людях прославивших нашу страну. Это великий поэт А.С. Пушкин, первый космонавт - Ю.А. Гагарин, великий ученый - М.В. Ломоносове . Данный материал могут использовать воспитатели старших и подготовительных групп.
Цель: Обогащать знания детей о великих людях нашей страны (А.С.Пушкин, Ю.А. Гагарин, В.М. Ломоносов)
Задачи:
- Закрепить и расширять знания детей о великом русском поэте А.С.Пушкине (биография) и его произведениях (стихи, сказки)
- Обобщить знания о первом космонавте Ю.А. Гагарина(биография, личные качества) и о его подвиге
- Познакомить с великим ученым нашей области М.В. Ломоносовым:
- дать знания о жизни и научной деятельности М. В. Ломоносова,
- сформировать представление о многогранности таланта великого учёного
- Способствовать развитию познавательной активности и интереса к исследовательской деятельности
- Развивать познавательный интерес у дошкольников к истории нашей страны и родного края.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к истории родного края и
к людям, прославившим его.
Методы и приемы:
Наглядные: портреты, модель машины времени, презентация, карта, картинки-схемы, картинки
Словесные: беседа, вопросы, художественное слово, рассказ
Игровые: игра «Путешествие на машине времени», игра «Отгадай сказку по отрывку», игра «Отгадай сказку по предмету», игровой сюжет «Исследователи» игра «Собери картинку»
Практические: динамическая пауза, опыт
Оборудование: презентация, портреты великих людей, стол с лампой, прялка, платок, волшебный сундук, петушок, веревка, зеркальце, картинки к сказкам Пушкина, игра «Собери картинку», стакан, стакан с водой, камень, картинки-схемы
Ход
1. Организационный момент
- Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительное красивое звучное имя. Как называется страна, в которой мы живем? (слайд 2)
Посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Чем богата наша страна? (ответы детей) Россия богата не только природными ресурсами, но и знаменитыми людьми. А кто такие знаменитые люди? Почему их назвали «великие люди России»?
(ответы детей) Да, великие люди своим талантом или героическими подвигами прославили не только себя, но и нашу страну Россию. Их знают не только в России, но и во всем мире. Среди них ученые, поэты, художники, музыканты, полководцы.
Сегодня мы с вами познакомимся с такими великими людьми. Для этого я приглашаю вас в путешествие на машине времени, в прошлое нашей страны.
(Дети встают в круг «машину времени»)
Готовы? Закройте глаза, а я включаю машину времени (включается музыка)
День за днём, за годом год
Время движется вперёд
Мы часы перевернём,
Время в прошлое вернём.

2. А.С. Пушкин- великий поэт
Вот мы с вами и оказались в прошлом. (Дети садятся на стульчики) (слайд 3)
Мы с вами оказались в нашей стране много-много лет назад. Раньше наша страна называлась Российская империя и в ней правили цари. Именно в это время жил этот великий человек. Что это за человек вы догадаетесь, если послушаете вот это стихотворение (слайд 4)
(звукозапись стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья»)
Правильно это стихотворение написал великий русский поэт А. С. Пушкин. Посмотрите на портреты этих людей и найдите портрет А.С. Пушкина. (дети находят портрет) (слайд 5)
Трудно найти человека, который бы не знал, не любил произведения великого русского поэта. А вы знаете, что написал А.С. Пушкин? (Поэмы, сказки, стихи) Поэт написал очень много стихов: о любви, о дружбе и природе.
Александр Сергеевич любил родную природу, получал от нее заряд бодрости, и благодаря ей создал свои стихи. Какое время года вы видите на слайде? (слайд 6). А теперь давайте послушаем, как видел зиму А.С. Пушкин

Стихотворение «Вот ветер тучи нагоняет» (читает Никита)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы
- Ребята, а какое время года любил Пушкин больше всего? Пушкин очень любил осень, его сердце всегда принадлежало этому времени года. (слайд 7) Как вы думаете, почему?(ответы детей)
Но кроме стихов, А.С.Пушкин писал еще и сказки. Когда Пушкин был маленький , у него была добрая няня Арина Родионовна (слайд 8), которая рассказывала ему сказки. Даже когда он вырос, его няня всегда была с ним рядом. Он записал её сказки, а потом использовал в своих стихах.
Представьте себе такую картину: горит свеча, за печкой тихо поет сверчок, тихо поскрипывает прялка, и неторопливо звучит сказка (дети садятся на скамейку перед столом с свечкой , рядом стоит прялка) Сейчас я буду Ариной Родионовной (воспитатель накидывает платок) и буду рассказывать вам сказку, а вы должны отгадать её название

«Отгадай сказку по отрывку»
Стал он кликать золотую рыбку…
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Что тебе надобно, старче?» («О рыбаке и рыбке»)

«Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи
Я ль, скажи мне , всех милее
Всех румяней и белее… («О мертвой царевне и семи богатырях»)

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир» («Сказка о царе Салтане»)

«Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело» («Сказка о золотом петушке»)

А ещё у меня есть волшебный сундучок и там есть предметы из сказок Пушкина
Игра «Отгадай сказку по предмету»
(Предметы: зеркало «Сказка о мертвой царице и о семи богатырях» петушок «Сказка о золотом петушке», веревка «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Про Пушкина говорили: «Это солнце русской поэзии». Его произведениями восхищаются люди в разных странах. Ведь стихи Пушкина переведены на многие языки.

3. Ю.А. Гагарин - первый космонавт
Сейчас мы с вами познакомимся с другим знаменитым человеком, который прославил нашу страну. Вставайте в машину времени (Дети встают в круг. Звучит музыка)
День за днём, за годом год
Время движется вперёд
Мы часы перевернём,
Время в прошлое вернём.
Мы с вами в эпоху космонавтики (слайд 9). Это замечательное событие произошло 12 апреля 1961 года. Что это за событие? Правильно, полет первого человека в космос.
В космической ракете
С названием “Восток”
Он первый на планете
Подняться к звездам смог
Как звали первого человека, который побывал в космосе? Найдите его портрет в нашей галерее. (Дети находят портрет) (слайд 10)
Его корабль «Восток» сделал один оборот вокруг Земли. Возвращение Гагарина ждала вся планета, его встречали на Красной площади , о нём писали в газетах и журналах, показывали по всем каналам телевидения. Это было важное событие во всём мире (слайд 11)Первый космонавт планеты родился в деревне Клушино Смоленской области. Там и провел свое детство. Юра был самым обыкновенным ребенком, ничем не отличавшимся от своих сверстников: он помогал родителям, был участником всех детских деревенских забав, иногда шалил.
Затем он окончил в военно-авиационное училище, где стал летчиком (слайд 12). Юрий очень много занимался спортом. Он был очень сильным, здоровым и смелым и поэтому стал одним из тех , кто готовился к первому полету в космос
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть: добрым, смелым, отзывчивым, решительным, настойчивым, выносливым. Он должен любить свою Родину, природу и свой народ. Нужно хорошо учиться в школе и заботиться о своём здоровье ,заниматься спортом.
Давайте и мы с вами выполним «Космическую зарядку».

4. Динамическая пауза «Космическая зарядка»
Раз, два – стоит ракета. (Ноги вместе, руки вверху над головой - «домиком».)
Три, четыре – скоро взлёт. (Прыжок на месте: руки – в стороны, ноги – на ширине плеч.)
Раз, два – хлопок в ладоши. (Два хлопка в ладоши.)
А потом на каждый счёт. (Четыре хлопка в ладоши.)
Раз, два, три, четыре – (Ходьба на месте маршем.)
Мы на месте походили.
Пять, четыре, три, два, один! ( Поднимают руки рывками через стороны.)
Вот мы в космос летим! (Соединяют руки в «замок»)
Мы взлетаем высоко, (Бегут по кругу)
Мчит ракета быстро.
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым.
Вокруг звезд мы облетели, (Кружатся)
Выйти к звездам захотели.
В невесомости плывем (Ходят, делая плавные движения руками)
Рядом с нашим кораблем.
Снова дальше летим,
В иллюминаторы глядим.

5. М.В. Ломоносов- великий ученый
А сейчас мы познакомимся с великим ученым, который родился в нашей области. Как называется наша область? (Архангельская)
Приглашаю вас в машину времени, мы отправляемся в нашу область на много-много лет назад ( звучит музыка)
День за днём, за годом год
Время движется вперёд
Мы часы перевернём,
Время в прошлое вернём.
(слайд 13) Мы с вами оказались недалеко от города Архангельска в деревне Денисовка, в которых жили крестьяне. (слайд 14) Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Здесь родился великий русский ученый М.В. Ломоносов (слайд 15)
Сейчас в нашей стране все дети ходят в школу. А раньше школ было мало и не все дети могли научиться читать и писать. Маленького Михаила научил читать и писать местный дьячок. Посмотрите на картинку и назовите любимое занятие маленького Михаила Ломоносова (слайд 16) .Первые книги, которые прочитал Михайло Ломоносов были «Арифметика» и «Грамматика». Кроме того он с десяти лет помогал отцу в море.
Очень хотелось Мише учиться! Он слышал, что в Москве есть школы, где наукам учат, да и книг там много. И он отправился в город Москву с рыбным обозом пешком (слайд 17).
Вы все пойдете в сентябре в школу в первый класс. Сколько вам будет лет, когда вы начнете учиться? А Михаил Ломоносов поступил в академию в первый класс, когда ему было 19 лет. Сначала над ним смеялись, а как начал Михайло отвечать на занятиях смеяться перестали. Он очень старался учиться и на него стали смотреть как на чудо.
Ломоносов закончил академию очень быстро за 5 лет. Далее Ломоносов учился в академии наук в Санкт-Петербурге, в университете в Германии. После обучения М. В. Ломоносов был зачислен в состав Академии наук.(18 слайд)
Михаил Васильевич изучал много наук и сделал много открытий.
А сейчас мы с вами будем исследователями и узнаем, какие науки изучал М.В. Ломоносов и какие открытия он сделал.
1) Михаил Васильевич изучал физику и сделал очень интересное открытие
Оказывается все предметы вокруг нас состоят из атомов - очень маленьких частичек Сейчас мы с вами поиграем. (Дети выходят в круг) Представьте, что вы атомы, маленькие частички. Посмотрите, что находится в стакане? Правильно, воздух. Воздух - это газ. В газах атомы-частички бегают очень далеко друг от друга. Покажите как. В этом стакане вода. Вода-это жидкость. В жидкости атомы двигаются уже ближе друг к другу. Покажите как. А сейчас я взяла камень. Какой он? Он твердый. В твердых предметах атомы прижимаются близко друг к другу. Покажите как (Дети показывают)
Вот такое открытие сделал Ломоносов, в разных состояниях атомы ведут себя по-разному. Михаил Васильевич изучал физику (Воспитатель ставит карточку-схему)
2) На каком языке мы с вами говорим. А вы умеете читать на русском языке? А писать? А Ломоносов не только знал русский язык, но умел говорить, писать и читать на 30 языках.
(Воспитатель ставит карточку-схему)
3) Михаил Васильевич очень любил свою Родину, свой край и писал про него стихи. Послушайте одно из таких стихотворение
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Раз он писал стихи, кем он был? Он был поэтом. (карточка-схема)
4) Главной для себя наукой Ломоносов считал химию. (Воспитатель ставит карточку-схему По его настоянию при академии была создана Химическая лаборатория, где он проводил опыты
Давайте отправимся в лабораторию и проведем опыт.

Проведение опыта «Вода-растворитель»
5) Михаил Васильевич из стёклышек разного цвета создавал картины. Вот одна из таких картин «Полтавская баталия»
Давайте мы с вами попробуем собрать картинку из частей

Игра «Собери картинку» (телескоп).
6) Что у вас на картинке, которую вы собрали? Это «ночезрительная труба» для наблюдения за звёздным небом. Сейчас этот прибор называют телескопом. Ломоносов изучал астрономию- науку о звездах. (карточка-схема)
7) А ещё Ломоносов добился больших успехов в математике или как раньше говорили, арифметике. (карточка-схема)
8) Ломоносов занимался минерологией - наукой о камнях , изучал историю- науку о прошлом человечества. (карточка-схема)
Сосчитайте, сколько наук изучал Ломоносов. И везде он сделал открытия!
А как вы думаете почему он стал великим ученым? (ответы детей)
Прошло много лет, как Михаил Васильевич Ломоносов совершил свои научные открытия и достижения, которыми до сих пор восхищаются и гордятся русские люди.

6. Итог занятия
Закончилось наше путешествие на машине времени. С какими великими людьми мы познакомились? Эти люди прославили нашу страну и нашу область.
Презентация на тему: Великие люди России

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия "День народного единства" в подготовительной группе с презентацией Конспект НОД в подготовительной группе с презентацией на тему: Зоопарк Конспект НОД в подготовительной группе с презентацией на тему: Космос Технологическая карта НОД в подготовительной группе детского сада. Уральские первоцветы
Конспект интегрированного занятия к 9 мая в детском саду в подготовительной группе с презентацией
Опубликовано: 336 дней назад (18 октября 2020)
Просмотров: 3143
0
Голосов: 0
Лидия # 21 ноября 2020 в 20:35 0
Ольга Игоревна, замечательный материал!!! Познавательный компонент сопровождаете двигательной активностью, разнообразными игровыми технологиями. Браво!!!