«Безопасная дорога в детство» - как профилактика дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста.
Автор: Губайдуллина Надежда Робертовна, логопед-дефектолог, МБУ «Школа № 18», город Тольятти
Описание работы. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.
Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является весьма актуальной и практически значимой. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Наш большой коллектив ОУ всегда стремился и стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мы разработали программу по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста
«Безопасная дорога в детство», которая обеспечила вариативность Основной образовательной программы дошкольного образования нашего учреждения в логике ФГОС ДО.
Программа разработана с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий. Программа является платформой для построения процесса воспитания грамотного участника дорожного движения в дошкольном возрасте. Это одно из важнейших промежуточных звеньев прохождения ребёнком от этапа неосознанного овладения культурой участника дорожного движения к этапу осознанного его применения.
Образовательная работа по данной программе построена с учетом
принципов обучения:
•
Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
•
Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.
•
Принцип интегративности, реализуемый во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по городу в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.
•
Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.
•
Принцип поэтапности, то есть построение работы от простого к сложному, от частного к общему.
•
Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.
Разрабатывая программу, мы понимали, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. В программе определена работа по следующим направлениям: «Безопасная улица», «Разговор о дорожном транспорте», «Нужно слушаться без спора указаний светофора»; «Пешеходы на дороге»; «О чем говорят дорожные знаки»; «Там, где шумный перекресток».
Каждый раздел предусматривает следующие
формы работы с детьми:
• беседы по картинам, по ситуациям;
• просмотр презентаций с ЭОР;
• решение проблемных ситуаций;
• игровые обогащающие ситуации (ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки);
• познавательные часы;
• познавательно-игровые досуги, викторины;
• дидактические и развивающие игры по ПДД;
• сюжетно-ролевые, подвижные игры по ПДД;
• продуктивные виды деятельности;
• чтение художественной литературы;
• моделирование;
• инсценирование и т.д.
Для активизации детей используются интерактивные приемы, а именно: вопросы к детям, моделирование ситуаций, игры, обсуждение предложенных ситуаций, оценивание поступков и поведение персонажей. В программе учтены возрастные особенности детей дошкольного возраста, используются методические приемы, способствующие более эффективному усвоению детьми соответствующего материала. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое.
Одна из задач программы – сформировать у детей навык оценки и понимания дорожной ситуации и возможность самостоятельно принять верное решение. Значительное внимание мы уделяем развитию у дошкольников психических процессов: мышлению (уметь анализировать дорожную ситуацию), вниманию (учить наблюдать, концентрировать внимание), памяти (запоминать и использовать полученные знания в жизненной ситуации); речевому развитию.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют: каждому ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольной образовательной организацией.
Разноплановые
мероприятия с детьми проводятся 1 раз в месяц в организованной и самостоятельной деятельности. В программе они представлены в тематическом перспективном планировании по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Отследить
результаты усвоения детьми программы позволяет нам диагностика по ПДД, которая так же подробно представлена нами и описана в программе. Правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье детей и их безопасности. Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год (в начале года - в сентябре и в конце года – в мае) с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка. Таким образом, разработанные диагностические механизмы позволяют оценить эффективность педагогического воздействия по данному направлению.
Так же необходимо отметить, что в программе разработана система методической работы с педагогами по теме: «Правила безопасного поведения на дороге», а также система обучения воспитателей правилам безопасного поведения детей на дороге. Для повышения педагогического мастерства воспитателей запланировали эффективные формы методической работы такие как: семинары практикумы, нормативно-правовые чтения, педсоветы, диспуты, деловые игры, методические посиделки (исторический экскурс в развитие ПДД, фольклорные разминки, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми.
Для того чтобы профилактика по снижению и предупреждению дорожного травматизма была успешной, необходимо также проводить работу и с родителями воспитанников. Поэтому в программу вошли перспективные планы по работе с родителями по данному направлению, где предлагаются темы для проведения родительских собраний и бесед, уроки дорожной безопасности для родителей, памятки, тесты и анкеты, а также представлена типовая программа по обучению родителей методам изучения с детьми ПДД, а также представлены активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме.
В течение года в нашем образовательном учреждении была внедрена разработанная нами программа по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста.
Проводимая нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получили знания в игровой форме, охотно включались в ролевые игры, учились моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Результативность нашей работы подтверждается высокими показателями знаний наших воспитанников по ПДД.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий конкурсной программы по ПДД в подготовительной группе
Интегрированный физкультурно-спортивный праздник с участием родителей и сотрудника ГИБДД в средней г
Проект по ПДД в средней группе
Внеклассное мероприятие по ПДД в начальной школе
Похожие статьи:
Участники дорожного движения. Зачем нужны правила дорожного движения?
История появления правил дорожного движения. История светофора
Как устроен светофор
Дорога и её составные части
Может ли сразу остановиться транспортное средство?