Сценарий воспитательного мероприятия «Международный день родного языка»
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.
Задачи:
Образовательная:
- дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
- формировать у детей навыки слушательской культуры;
- способствовать развитию устной речи учащихся.
Развивающая:
- развивать у детей любознательность и интерес к языкам.
Воспитательная:
- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.
Материалы: презентация «Народы мира» и «Национальные костюмы. География для малышей», методическая разработка мероприятия, видеоклип «Дружат дети на планете», мультфильм «Шесть Иванов-шесть капитанов», мелодии народов мира.
Ход мероприятия
Педагог: Здравствуйте ребята? А вы знаете, какой сегодня день?
(Ответы детей).
Педагог: Сегодня 21 февраля - Международный день родного языка. А вы знаете, какой он родной язык?
(Ответы детей).
Педагог: Правильно ребята. Родной зык – это тот язык, на котором человек думает.
Что мы знаем о слове?
Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов.
Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет.
- Что это? (Глобус)
А что такое глобус? (маленькая модель земного шара)
- Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?
(голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни).
- На глобусе мы можем увидеть все страны.
Педагог: Ребята, в какой стране мы живём? В каком городе?
На каком языке мы с вами говорим?
А на каком языке говорят:
украинцы - украинском.
белорусы - белорусском.
поляки - польском.
немцы - немецком, и т.д.
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
Сегодня мы будем говорить о родном языке как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка - как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию.
Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. В мире много языков, у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.
Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.
- У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.
Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире.
А ещё у каждого народа есть свой национальный костюм. Конечно, такие наряды можно увидеть на больших праздниках, фестивалях, на сцене. Давайте мы с вами посмотрим, как одеваются в разных странах.
Просмотр презентации «Национальные костюмы. География для малышей».
Педагог:
Как он велик и необъятен,
Язык мой русский! Он родной,
Со всех сторон он мне приятен.
Он так могуч, такой живой!
О, как чудны его творенья,
Правописанье, говоренье!
Я с ним, как с воздухом, живу.
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу!
Со мной он всюду и везде,
Поможет в счастье и в беде.
Мой русский, мой родной язык,
Ты необъятен и велик!
Наши ребята приготовили стихотворения на разных языках.
На английском:
Some families are large.
Some families are small.
But I love my family
Best of all!
На польском:
Zerwal z glowy czapke wiatr,
Szalik z szyi wiatr tez skradl,
Zabral babci parasolke,
Potem plaszcz zawinal w rolke,
W okiennice z trzaskiem wpadl,
Taki psotnik, maly wiatr.
На итальянском:
Tirin tin tino, il gatto e il violino
La mucca salto sulla luna
Con un tale scherzzo, il cane rido
E il piatto col cucchiaio si scappo.
На немецком:
Schoen, dass ihr da seid Hallo, hallo,
Schoen, dass ihr da seid
Die Hacken und die Spitzen wollen nicht mehr sitzen,
Die Hacken und die Zehen wollen weiter gehen.
На иврите:
парhолех умитнаднэд hапар,
гонэах бэтнуа:
- hакэрэш hакацар нигмар -
ани эполь ата.
На испанском:
Soy,soy, soy
Soy el sol.
Soy, soy, soy
Soy el sol.
Te doy toda mi luz
Te doy toda calor.
Para ti, para el
Con pacion, con amor.
На украинском:
Можна у світі чимало зробити:
Перетворити зиму на літо,
Можна моря й океани здолати,
Гору найвищу штурмом узяти,
Можна пройти крізь пустелі та хащі..
Тільки без мами не можна нізащо,
Бо найдорожче стоїть за словами:
В світі усе починається з мами!..
На белорусском:
Заплятае коскі Натка
Косачкі дзве тоненькі
Мама пляснула ў ладкі:
"Не дзяўчынка! Сонейка!"
Усміхнулася і ў мамы
Натанька пытаецца:
"Хіба ж сонейка так сама
гэтак заплятаецца?"
На русском:
Как он велик и необъятен,
Язык мой русский! Он родной,
Со всех сторон он мне приятен.
Он так могуч, такой живой!
О, как чудны его творенья,
Правописанье, говоренье!
Я с ним, как с воздухом, живу.
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу!
Со мной он всюду и везде,
Поможет в счастье и в беде.
Мой русский, мой родной язык,
Ты необъятен и велик!
Педагог: А ещё у каждой страны есть своя мелодия, и я предлагаю вам сыграть в игру.
ИГРА «Угадай мелодию»
Детям по фрагменту мелодии надо угадать, в какой стране её исполняют.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео фрагмент, из которого вы узнаете больше о народах и их обычаях.
Презентация «Народы мира»
Педагог: А теперь мы с вами поиграем в игру:
«Земля – вода – небо»
Играющие должны знать названия рыб, птиц, зверей, чтобы игра проходила веселее и активнее. Угадывается соответствие: небо – птицы, вода – рыбы и т.д. В игре принимают участие все желающие дети. Играющие садятся или становятся кругом лицом к центру. В середине круга – ведущий с мячом (лучше набивным).
Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот ловит мяч, называет соответствующее животное, например, лису или медведя на слово «земля», и возвращает мяч ведущему. Если участник игры не успел назвать или неправильно назвал животное, не сумел поймать мяч, то он получает штрафное очко или отдает фант (любой мелкий предмет).
Ведущий кидает мяч новым игрокам, стараясь всех держать в напряжении в ожидании мяча и необходимости быстро назвать нужное животное. Мяч можно дважды кинуть одному и тому же играющему. Когда накопится группа участников, имеющих штрафные очки, игру прерывают, чтобы разыграть фанты, а имеющим штрафные очки дать веселое групповое задание: спеть, сплясать, изобразить пантомиму и т.д. Затем игра продолжается с новым ведущим.
Ведущий может кидать мяч только произнося уже слово «земля» или другое.
Нельзя повторяться в названиях животных.
Педагог: Наш русский язык очень богат.
Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит...
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем — незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!
Давайте вспомним все-все-все добрые слова.
Упражнение «Дарите добрые слова»
Педагог: Нет для дружбы расстояний,
Для сердец преграды нет.
Мы сегодня в этот праздник
Детям мира шлем привет.
Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы?
Сейчас мы с вами посмотрим
мультфильм «Шесть Иванов-шесть капитанов».
В этом мультфильме рассказывается о том, как шесть капитанов из разных стран мира, говорящие на разных языках, помогли маленькой девочке (просмотр мультфильма)
Педагог:
- Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника для детей "Покров Пресвятой Богородицы"
День пионерии. Сценарий мероприятия
Итоговый концерт в центре детского творчества
Внеурочное занятие для школьников 14-15 лет по теме «Любовь и Дружба»