Рассказ о времени и об отце…
для учащихся 5-11 классов
Автор. Подольская Ирина Александровна учитель русского языка и литературы КГУ «СОШ № 4» г.Семей ВКО.
Анонс. Рассказ может быть использован на уроках краеведения, экспозиции в школьном музее, как образец для оформления семейного альбома или для школьного альбома «Участники Великой Отечественной войны города Семипалатинска», в подготовке к сочинению «Вклад моих близких в Великую Победу».
Цель. Знакомство с участниками Великой Отечественной войны г.Семипалатинска через исследовательскую работу и подготовку к написанию сочинения.
Задачи:
- способствовать формированию у учащихся патриотических чувств;
- развивать интерес к работе с архивными материалами;
- систематизировать материалы, документы для создания семейного и школьного альбомов «Вклад моих близких в Великую Победу»;
- написать рассказ о близком человеке, изучив имеющиеся документы.
Война. Какое короткое слово, а сколько горьких воспоминаний сразу накатывает, когда его слышат наши и отцы и деды. Не секрет и ни открытие, что нет в нашем Отечестве семьи, которую стороной бы обошла война. Все начинается с семьи.
Меня давно просила дочь что-нибудь написать и создать такое, чтобы осталось и внукам, и правнукам о её любимом дедушке, моём отце, участнике Великой Отечественной войны, – Терёхине Александре Матвеевиче. В нашей семье было не принято расспрашивать папу: «Как там было на войне?»… Вот мама и папа собираются на вечер, посвященный 9 Мая. Так раньше говорили. Готовятся, чуть ли не за месяц вперед. Папа слегка нервничает, все время что-нибудь падает, никак не может завязать галстук, он вообще не любил галстуки, говорил, что они его когда-нибудь задушат. Папа худой, высокий, почти два метра роста, а мама невысокая, кругленькая, с шикарной кудрявой копной волос. Когда они уходят, то в комнате всё еще немного пахнет «Красной Москвой». Потом они целый год будут вспоминать: кто приехал на праздник, как вальсировали, как пели песни «Катюша», «Едут, едут по Берлину наши казаки» , надо заметить, что папа был из донских казаков… Казалось, что так будет всегда.
Когда началась война, моему папе ещё не было и 16 лет. Поэтому первым ушел на войну мой дед Терёхин Матвей Константинович. Бабушка вспоминала, что его занесли на носилках в вагон, так как в это время он лежал с язвой. Так и остался в памяти этот хмурый, долгий день. А потом пришла похоронка, и ещё одна. Так иногда случалось. На руках оставалось пятеро ребятишек. Папа – единственный мужчина в доме.
11 января 1943 года, настал тот долгожданный день, когда мой папа, Терёхин Александр Матвеевич, вместе со своими друзьями был призван защищать Родину, свой дом – четырёх сестер, маму и бабушку. Опять вокзал, поезд, слёзы, обещание вернуться, гудок паровоза…
Пройдя курсы, папа стал командиром стрелкового орудия номер 152 мм. Участвовал в боях в войне с Японией в составе 424 Гаубинского артиллерийского полка 2-го Дальневосточного фронта.
28 января 1950 года был демобилизован в запас.
Об этом времени он не любил вспоминать. Всегда только говорил: «На войне как на войне». Первый серьёзный разговор состоялся только тогда, когда я стала работать в школе вожатой. Надо было приготовить стенд. Мы первый раз вдвоём, сидя на диване, медленно рассматриваем альбом. Он вспоминал своих друзей. Вглядывались в пожелтевшие фотографии, рассказывал фронтовые истории спокойно, медленно, с грустью в голосе и слегка заикаясь. Тогда он мне отдал свои фронтовые фотографии. Стенд был сделан. Школа заняла первое место. «Город» обещал вернуть все фотоматериалы, но как это бывает – всё почему-то потерялось. Мне стыдно было сказать, что всем, чем дорожил мой отец, возможно, просто добрые тёти выбросили, потому что нужен был стенд для следующего мероприятия.
Боевые награды, «настоящие», как называл их папа, не сохранились. Молодая семья, дети, а медали были такие яркие и красивые, и поэтому-то плачущие ребятишки быстро успокаивались, когда им разрешали поиграть такими красивыми «монетами». Но прошло время, и пришло понимание, что надо сохранить и передать внукам, правнукам, то, каким был их прадед, дед, отец. Именно мне, младшей дочери, было завещано то, чем он очень дорожил: орден и юбилейные медали, именные часы, радио, подаренное Первым Президентом Назарбаевым Н.А., и книги, книги о войне.
В этих книгах сохранена и передана история нашей Родины. А в книге «Памяти» навечно записаны имена наших близких родственников, которые принимали участие в битве за Сталинград, Смоленск, имя моего деда Терёхина Матвея Константиновича. И это только в одном из томов.
Так как я и сестра работаем в школе, то мы с учащимися всегда стоим с учениками «в живом коридоре», а брат несёт в это время свою вахту. Кстати, это был единственный день, когда папа надевал свой «боевой костюм», и мой старший брат был ему подстать в форме с боевыми наградами. Как только проходили ветераны войны по центральной улице города в сквер «Победы», мы тоже туда направлялись, чтобы встретить и поздравить с Великим Праздником своего папочку, его однополчан, друзей, всех тех, кто стоит на страже мира. Встретившись, мы смотрели концерт, обязательно был памятный залп. Папа встречался со своими однополчанами, и только потом мы все вместе медленно шли домой. Первые слова всегда были трудными. Именно на праздник Победы мы собирались всегда за одним столом: папа и мама, мы – их дети –, и внуки. Мама показывала новые фотографии и рассказывала, как прошел вечер встречи с ветеранами войны на фабрике, показывала новые поздравительные открытки.
И было такое ощущение, что сам мэр города, президент специально приезжал поздравить нашего папу. А он сидел, слушал, иногда улыбался, а иногда я видела слёзы в его голубых глазах.
Придя с фронта, папа, как и все, кому посчастливилось вернуться домой, по призыву комсомола отправился на целину, а затем начал работать на обувной фабрике. Он всегда гордился, что в его трудовой книжке всего две записи: принят на работу, уволен в связи с выходом на пенсию. Больше сорока лет на одном месте. За добросовестный труд, уже в мирное время, был награжден медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Победитель социалистического соревнования 1973 года», «Ветеран труда».
Рассказ будет безликим, если я не поделюсь некоторыми воспоминаниями своего детства. Своей жизнью я обязана своему отцу в прямом смысле этих слов. Когда мы все собирались по праздникам за большим столом, то, как и, принято, во всех семьях, вспоминали самые интересные жизненные случаи. Примерно в три годика, оказывается, я решила, что я умею не только плавать, но и нырять. Нырнула с обрыва вслед за ныряющими с обрыва. Мне казалось, что я как ласточка лечу. Я не помню, что было и как, но нырял с обрыва вслед за мной мой любимый папа. А в пять лет я уже тонула в бочке с водой. Папа пришел с работы, прилег отдохнуть. И как он вспоминает, «чувствую тяжело мне, не спится, вышел покурить на улицу. Гляжу, а из бочки ножки торчат. Бегом, успел вовремя, наверное, только что нырнула вниз головой, успели откачать. На вопрос, как я там очутилась, очень просто ответила, что платья куклам решила постирать…» Вот я уже ученица 5 класса. Тогда было принято всей улицей ходить весной на Иртыш, посмотреть, как идет лёд. Мы стоим на берегу. Ледяные глыбы проплывают мимо нас. Наплывая друг на друга, ломаются и отправляются опять в путь. Мы с сестрой решили перебраться на другой берег по льдинам. Ведь они такие мощные. Я не успела оглянуться, как уже ушла под воду. Папа в два прыжка уже был рядом со мной. Говорят, успел выхватить меня за руку. Я это плохо помню. Помню, только, как папа нес меня на руках в своей одежде. Мне становилось тепло, хорошо. Потом мы оба долго болели. Все время думаю, почему они меня с мамой не ругали за весеннее купание? Однажды, когда родители ушли в гости, мы с братом и сестрой, играя, не заметили, как на камин упали шторы. В доме начался пожар. Если бы не папа, которому не сиделось в гостях, наверное, нас не было бы в живых. Затем был мотоцикл, разбитые в щепки ворота, папа учил меня ездить на машине. Он всегда был рядом. А вообще-то, я была очень спокойным, не конфликтным младшим ребёнком.
Ещё вспоминается и другое. Папа быстро умел производить в голове любые расчеты. Вот ему уже почти 83 года. Делаем покупки на базаре. Он уже подсчитал, сколько надо заплатить и дать сдачи, а продавец все ещё считает на своем калькуляторе. Почему-то это иногда раздражало продавцов.
Моя дочь любила своего деда. Ко дню Победы мы всегда делали ему открытки. Только много лет спустя, в книгах, мы нашли все открытки, сделанные и подаренные нами. Оказывается, он их бережно собирал и хранил.
Помнится, как однажды мы выучили стихотворение, и во время семейного поздравления Алёна встала, подошла к нему, взяла его за руку и прочла стихотворение.
Почему ты шинель бережёшь? / - Я у деда (папы) спросила.
Не порвёшь, не сожжёшь. / Я у деда (папы) спросила…
Ведь она и грязна и стара, / Приглядись-ка получше.
На спине вон какая дыра, / Приглядись-ка получше.
(Елена Благина.)
Папа посчитал, что это стихотворение мы написали именно для него.
Прошли годы. Но память не стерла тех прекрасных, счастливых минут, проведенных в кругу семьи, рядом с родителями, ощущая заботу и поддержку. Он дал мне жизнь, боролся за мою жизнь, сохранил мне жизнь. И я хочу, чтобы мои дети и внуки помнили, что был такой солдат, который служил своей Родине, подставив своё плечо в лихие годы войны; который помогал налаживать мирную жизнь, вернувшись с фронта; который дал новую жизнь и делал всё возможное, чтобы мы – его дети – стали достойными сынами своего Отечества.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе ко Дню Победы, 7 класс
Творческое эссе педагога. Мое отношение к войне
Эссе к юбилею Победы в Великой Отечественной войне
Сочинение ко Дню Победы. Родственники - участники Великой Отечественной войны