Социализация детей-инвалидов
Автор: Каримова Ирина Дмитриевна, педагог дополнительного образования МБУДО «Краснояружский Центр дополнительного образования» поселок Красная Яруга, Белгородская область.
Описание материала Статья посвящена проблеме адаптации детей-инвалидов в современном обществе. В ней рассматривается занятие журналистикой как одна из форм социализации детей-инвалидов. Данная статья будет полезна педагогам и родителям таких детей.
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы. Таким требованиям может соответствовать только тот человек, который успешно прошёл процесс социализации.
Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.
Ребенку-инвалиду необходимо помочь в адаптации в общество. В процессе адаптации ребенок сможет достичь успехов, когда он сможет принять за себя ответственность. Одним из важнейших результатов социализации ребенка инвалида является его самореализация.
Самореализация – это один из основных процессов человеческой жизни, воплощение в жизнь личных планов, стремлений и творческих задатков. От успешности самореализации во многом зависит отношение человека к обществу и своему месту в нем. Для многих людей основу самореализации составляют цели, которые признаны в обществе как воплощение успеха (престижная профессия, высокий заработок, крепкая семья). И тут встает вопрос о жизненном пути человека с инвалидностью, его возможностей для саморазвития, творчества, учебы, работы, полноценной жизни. Необходимо помочь такому ребенку с его проблемами и развивать их способности. Для этого необходимо обратиться к внутренним потенциалам ребенка.
Одним из принципов воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности растущего человека, является принцип творческой активности. Без нее трудно представить себе формирование яркой индивидуальности, полномасштабной самореализации человека, причем творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность человека в целом.
Перспективным представляется включение детей с проблемами здоровья и развития в смешанные группы, работающие на общий результат. В личном общении выявляются положительные личностные качества, особые способности, как детей-инвалидов, так и здоровых, выявляется не то, что их разъединяет, а то общее, что позволяет общаться, действовать вместе и дружить. В этом детям может способствовать коллективная деятельность, общение и взаимодействие со сверстниками в неформальной обстановке, например, на занятиях журналистикой. Особенностью организации деятельности является то, что ребёнок выполняет ту творческую роль, которую он способен выполнить – преодолевается неверие в свои возможности, создаётся ситуация успеха. На основе самоконтроля и взаимного контроля, дети осваивают навыки поведения в социуме.
Журналистика – та область, которая помогает повысить интеллектуальный потенциал, стать эрудитом и интересным собеседником, дает уникальную возможность для развития творческих способностей. Журналистика как социальный институт позволяет вовлекать всех участников процесса сбора и обработки информации в проблематику реалий сегодняшнего дня, в структуру общественных взаимодействий. Это дает основание рассматривать журналистику как мощный источник формирования гражданской позиции, социально-активной личности. Именно занятия журналистикой способны в полной мере обеспечить как социально-культурную интеграцию, так и самореализацию ребенка. На этом пути он выбирает из социального и культурного контекста идеи, ценности, формы жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям. Здесь ребенок осознает и формирует свою индивидуальность, обретает себя в процессе межличностной коммуникации, в котором собственная самобытность человека «возвращается» к нему отраженным в «зеркале» других сознаний образом его «Я». То есть занятия журналистикой обеспечивают процессы социализации и индивидуализации, итогом которых является социально интегрированная личность.
Даже самому неуверенному в себе человеку журналистика помогает забыть о своих комплексах, потому что ребенок учится управлять сам творческим процессом. Через создание школьной газеты ребенок находит применение самым разным способностям. Дети учатся работать со словом. В. А. Сухомлинский писал: «Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребенок сказал свое слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своем интеллектуальном развитии». Всего выше перечисленного уже достаточно для того, чтобы воспитать ребенка-творца, ребенка-созидателя.
Журналистика предлагает лучшее лекарство от скуки, от внутреннего одиночества, распахивает окно в новый, добрый мир, рождённый вдохновением творчеством.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия журналистикой, выполняя функцию интеграционного ресурса, способствуют воплощению в жизнь главной цели современного образования – воспитывают самостоятельную личность, способную адаптироваться к современным реалиям, формируют у ребёнка-инвалида статус здорового члена общества, снимают у него комплекс неполноценности через творческое самовыражение и доброжелательное общение со сверстниками и взрослыми. Ведь современное образование – это, в первую очередь, обучение для жизни.
Литература:
1. Вернер Дэвид. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филантроп, 2008.
2. Ильина Е.Т. Особый ребенок. Проблемы и решения. – М.: Научно-методическая фирма «МБН», 2009.
3. Cтаробина Е.М. Профессиональное образование инвалидов. – М.: 2010.
4. Холостова Е.И. Социальная реабилитация. – М.: 2011.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля
Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине
Работа дефектолога в специализированном детском саду