Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине

Упражнение 1
На столе расставляется набор предметов или игрушек. Ребенку предлагается предмет и даётся инструкция: «Найди точно такую же чашку (куклу, машинку и т.д.)». Количество предметов в наборе постепенно увеличивается от 3 до 6. Закрепляются представления о тождестве: такой же - другой, одинаковые - разные.
Упражнение 2.
На столе раскладываются в беспорядке одинаковые по размеру, но контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек, шнурков. Ребенок должен помочь Маше-растеряше подобрать пару к каждому предмету.
Упражнение 3.
Берутся 4 набора кубиков разного цвета. Ребенку предлагается построить башню вместе с взрослым. Взрослый начинает строить и комментирует свои действия: «Первый этаж мы построим из таких кубиков» (например, красных), ребенок подбирает нужные кубики и завершает этаж. Взрослый подводит итог совместной работы: «Первый этаж мы построили из красных кубиков». Таким образом строится каждый последующий этаж.
Упражнение 4.
Ребенку предъявляется карта с наклеенными разноцветными домиками, в которых вырезаны окошки. Затем ребенку дается комплект разноцветных квадратиков и предлагается закрыть ими окошки в домиках. Взрослый комментирует действия ребёнка, называя цвет квадратиков и домиков, обращает внимание на то, что они подходят по цвету.
Упражнение 5.
Ребенку предъявляется карта, на которой изображены цветные колечки, вырезанные внутри. Ребенок должен подобрать кружочки такого же цвета и вложить их в трафаретки.
Упражнение 6.
Ребенку предъявляется карта, на которой нарисованы разноцветные колобки. Ребенок должен подобрать дорожку, по которой покатится каждый колобок. Если ребенок уже ориентируется в цветах, взрослый говорит: «Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета».
Упражнение 7.
Ребенку выдаются шарики, одинаковые по размеру, но разные по цвету. Ребенок должен разложить шарики в разные коробки в зависимости от цвета.
Упражнение 8.
На столе раскладываются пластмассовые зайчики четырех основных цветов, по три каждого цвета, и волк - мягкая игрушка. Ребенку предлагаются четыре коробочки-домика, по одной каждого цвета. Надо помочь зайчикам спрятаться от волка. Одинаковые зайчики должны быть спрятаны в домики такого же цвета.
Упражнение 9.
Ребенку предлагаются палочки четырех основных цветов, перемешанные произвольно, которые нужно сгруппировать по цветам и разложить на столе.
Полезно собирать пирамидки с ребенком, акцентируя внимание на цвете, форме и размере.
Упражнение 10.
Для упражнения нужны листы белой бумаги, краски (красная, желтая, зеленая, синяя), кисти и розетки для красок. Рекомендуется вначале показать ребенку растение, обращая внимание на цвет листьев. Потом дать ребенку розетки с красками и предложить найти ту, которая похожа на цвет листочков. Затем предложить малышу сделать несколько мазков на листе.
Упражнение 11.
«Елочки и грибочки». Используют коробки, в которых отобраны по десять элементов зеленой и красной, желтой и синей мозаики. Ребенку показывают мозаику и объясняют, что елочки бывают такого (зеленого) цвета. Затем показывают элементы красной мозаики. Такого цвета бывают грибочки. На панели размещают «елочку», потом «грибочек», потом снова «елочку» и т.д. Действия могут сопровождаться словами: «Елочки нарядные стали в рядок, а за каждой елочкой красненький грибок».
По мере усвоения задание усложняется, ребенку предлагается выбрать три цвета из четырех и т.д.
Упражнение 12.
Отбираются предметы одинакового цвета, Но разной формы (квадрат, круг, треугольник). Ребенок должен разложить предметы в разные коробки в зависимости от формы.
Упражнение 13.
Используются картонные карточки-трафареты, на которых вырезаны силуэты геометрических фигур и комплект фигур-вкладышей. Ребенка просят помочь Незнайке закрыть окошки. Сначала предлагаются фигурки одного цвета. Затем ребенку можно дать фигурки разного цвета. Подбирать их он должен только по форме.
Упражнение 14.
Ребенку предлагаются карточки с изображением предметов сервиза: чашек, блюдец, сахарницы. Всего три сервиза. Каждый сервиз украшен геометрическим орнаментом из кругов, квадратов, треугольников. Ребенок должен собрать на стол предметы с одинаковыми орнаментами.
Упражнение 15.
Предлагаются три шнурка и бусины разной формы, но одного цвета и величины. Нанизывать на каждый шнурок бусины одинаковой формы.
Упражнение 16.
Предлагаются три шнурка и бусины разного цвета, но одной формы и величины. Нанизывать на каждый шнурок бусины одинакового цвета.
Упражнение 17.
Выкладывание мозаики одного цвета, но разной формы. В ряд выкладывается мозаика одной формы.
Упражнение 18
. Подготавливается набор из однотонных геометрических фигур: 6 овалов, 6 кругов, 6 квадратов, 6 прямоугольников, а также 5 коробочек, на стенках которых наклеена определенная геометрическая фигура. Ребенку дается задание разложить фигурки по коробочкам.
Упражнение 19.
Игра в тень. Ребенок должен подобрать к предмету его тень.
Формирование представлений о величине
Упражнение 20.
Ребенку предлагают разложить предметы одного цвета и формы, но разные по величине, в три коробки в зависимости от размера.
Упражнение 21.
Предлагаются три шнурка и бусины разной величины, но одного цвета и формы. Нанизывать на каждый шнурок бусины одинаковой величины.
Упражнение 22.
На столе выкладываются комплекты матрешек и коробочки-домики для них. Ребенок выбирает себе матрешку и сажает ее в подходящий по величине домик.
Упражнение 23.
На столе раскладываются куклы разной величины и коробка с кукольной одеждой. Ребенку нужно выбрать одежду, подходящую кукле по размеру. Взрослый сопровождает действия ребенка фразами: «Это пальто большое, а это поменьше» и т.д.
Упражнение 24.
Из картона вырезаются фигурки трех медведей, различные по величине, квадраты трех размеров, банки с медом, яблоки. Ребенку нужно подобрать для каждого медведя подходящий по величине стол и разложить угощение. Взрослый сопровождает действия ребенка речью.
Упражнение 25.
Изготавливается набор фигурок ежиков и яблок разной величины. Ребенку предлагается разместить ежиков на дорожке в ряд и каждому подобрать яблоко подходящего размера. После этого взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и размещает ежиков, начиная ряд с самого маленького. Когда ребенок откроет глаза, ему предлагается собрать яблоки, которые ежики растеряли. Все действия сопровождаются речью взрослого: «Самому большому ежику - самое большое яблоко» и т.д.
Упражнение 26.
Из картона изготавливается набор фигурок лыжников разного роста и набор лыж. Ребенок должен подобрать для каждого лыжника лыжи.
Упражнение 27.
Ребенку даются палочки разной величины. Нужно воткнуть палочки в пластилин, построить большой и маленький заборы. Все действия сопровождаются речью взрослого.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля Работа дефектолога в специализированном детском саду Декоративное рисование в 1 классе специальной коррекционной школы
Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности для детей с ОНР | Игры для развития экспрессивной речи у детей с ОНР
Автор: Ольга Ким
Опубликовано: 3817 дней назад (10 июня 2014)
Просмотров: 5726
+6
Голосов: 6
Татьяна Николаевна Хусаинова # 10 июня 2014 в 19:15 +3
Ольга Вы просто умница. Замечательные упражнение на формирование представлений формы, величины, цвета. Беру на заметку. Спасибо Голосую +1
Ольга Ким # 13 июня 2014 в 23:08 0
Спасибо за отзыв!
Светлана Александровна Овчинникова # 10 июня 2014 в 19:36 +3
Замечательная подборка упражнений. Анализируя их, можно с уверенностью сказать, что они прошли "испытания" в работе с детьми. Это не просто теоретическая подборка. Упражнения интересные, используется разнообразный материал. Спасибо за материал.
Дарья Константиновна Красноперова # 12 июня 2014 в 21:08 +2
Беру себе на заметку. Спасибо за предоставленный опыт.
Ольга Ким # 15 июня 2014 в 08:25 0
Спасибо за отзыв!
Ольга Ким # 15 июня 2014 в 08:25 0
smile
Ольга Михайловна Подгорных # 18 июня 2014 в 06:41 +1
Спасибо за интересные игры!
Ольга Станиславовна Средина # 4 июля 2015 в 20:42 0
Хорошие упражнения! Если бы их проиллюстрировать фотографиями, он стал бы более информативным.