Консультация для родителей «Путешествие в гуашь»
Полезные советы и рекомендации для родителей и детей желающих научиться рисовать гуашевыми красками.
Автор: Игнатова Ирина Владимировна, учитель по изобразительному искусству МОУ «СОШ №1» г. Ртищево Саратовской области.
Описание материала: предлагаю познакомиться с гуашевыми красками; изучить основные характеристики краски; познакомиться с инструментами и аксессуарами при работе с гуашью; изучить несколько практических советов; открыть в себе художника и настоящего творца, как взрослому, так и ребенку.
Цели и задачи:
1. Познакомить со свойствами гуашевых красок.
2. Изучить основы теории и практики живописи гуашевыми красками.
3. Дать элементарное представление о законах цветоведения.
История детского художественного творчества сравнительно небольшая. Но за короткий срок она смогла наполниться целым рядом достижений: это детские конкурсы, фестивали, праздники. Наблюдение и изучение этого феномена помогло научно обобщить и систематизировать детское творчество. Исследования ученых-педагогов доказали: дети, которые занимаются искусством, учатся значительно лучше. Чем их сверстники. В результате чего во всем мире разработан ряд программ по развитию у детей творческих способностей.
Результаты исследований выявили довольно определенную тенденцию. Наиболее ярко способности проявляются у взрослых художников. А вторыми оказались дети шести лет, почти всегда опережавшие детей постарше, а так же взрослых, не связанных с искусством.
С периодом взросления в жизни ребенка многое меняется. Но рисовать он любит по-прежнему. Возможно, дети делают это не так свободно и не так часто, как хотелось бы. Но всегда с удовольствием.
Как вы думаете, почему дети любят рисовать и порой начинают делать это раньше, чем говорить? Наверно потому, что рисование доступно, познавательно, чувственно, выразительно, образует законченный продукт – рисунок.
Поэтому на нас лежит ответственная задача – поддерживать и развивать в детях не просто творческое начало, а целостное художественно-образное мышление, без полноценного развития которого не может полноценно развиваться и формироваться логическое мышление. И поэтому, я предлагаю вам совместное обучение рисованию гуашевыми красками. И помогут в этом мои советы по работе с гуашью.
Гуашь – необыкновенно красивая, сочная и густая краска. Гуашью можно перекрывать непонравившиеся участки и рисовать на них новые. Эта краска завораживает своей силой и богатством цветовых оттенков. Ребенок любого возраста (и мальчик, и девочка) найдут взаимопонимание с этим материалом.
Гуашь – это клеевая краска. Живописные свойства ее основываются, прежде всего, на том, что она является кроющей, т.е. почти непрозрачной. В этом её главное отличие от акварели, темперы и масляных красок. Это её свойство связано со значительным количеством (по отношению к содержанию связующего вещества) пигмента и наполнителя. Кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые), что делает высохшую краску несколько белесоватой и при этом придаст ей матовость и бархатистость.
Основные характеристики
Гуашь выпускается двух видов: художественная и плакатная. Первая – предназначена в основном для станковой живописи, вторая – для оформительских работ. Краски гуаши красивы, ярки и хорошо растворяются в воде.
Мазок гуаши высыхает быстро, поэтому «следы» кисти в живописи становятся весьма очевидными, особенно в крупных работах. Можно избежать эффекта «полос». Легко пройдя влажной кистью по уже высохшей краске.
Светостойкость
Отечественные краски подразделяются на три группы:
1. «вполне светостойкие» обозначаемые тремя черными звездочками;
2. «умеренно стойкие», обозначаемые двумя черными звездочками;
3. «слабо светостойкие», обозначаемые одной звездочкой.
Основы и грунты.
Лучше взять прочную основу: качественный картон. Картон для акварели, холст на картоне, а также деревянные доски. Целесообразнее использовать основы, обладающие некоторой фактурой. Хотя эти краски держатся надежно даже на гладких поверхностях.
Инструменты и аксессуары.
Инструменты, как и для акварельной живописи: кисти, палитры, и др. для работы потребуется емкость с водой: для мытья и для увлажнения кистей при смешивании красок.
Начинаем работу.
Рисунок, как правило, делается средней на основе карандашом средней твердости. К рисунку «под гуашь» не предъявляется особых требований, так как гуашь – краска кроющая, позволяющая выправить все погрешности рисунка и внести в него любые поправки. Это свойство гуаши начинающий художник может выгодно использовать, делая или тщательно проработанные рисунки, которые можно обобщать в процессе живописи, или в других случаях, выполняя предварительный рисунок только в самых общих чертах, чтобы затем переносить большую часть работы над рисунком в живопись.
Работая гуашью, вы можете использовать большинство из существующих техник, применяемых в акварели или акриле. Для создания фактуры можно использовать мастихин, губку, салфетки, куски ткани. Кроме того, краску можно соскребать с поверхности основы, зачищать наждачной бумагой с участков, предназначенных для переделок или удалять с помощью щетинной кисти.
Смешивание красок и технологические особенности.
Следует помнить, что при смешивании любых белых красками других цветов неизбежно снижается яркость цвета.
А также, при высыхании она, значительно меняется, светлеет или темнеет, в зависимости от цвета краски. При этом неразбеленные краски меняются слабее, чем разбеленные. Справиться с этим неудобством гуаши вам поможет, во-первых, практика, а во-вторых, пользование колерами, т.е. заранее разведенными и испробованными на высыхание цветами. А еще, смешивая их между собой, вы получите необходимые промежуточные цвета. Как правильно научится смешивать цвета гуашью? Из цветоведения мы знаем, что существуют 3 основных цвета – желтый, красный и синий, из которых состоят все остальные цвета. Мы можем получить из 3 цветов остальные цвета на примере цветового круга. Предлагаю выполнить упражнение на смешивание цветов, и тональных растяжек.
Цветовой круг:
1. Упражнение на смешивание цветов: берем 3 основных цвета – желтый, красный и синий. Получаем сначала дополнительные цвета: желтый + красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый, красный + синий = фиолетовый. Затем смешиваем их между собой, получая промежуточные цвета: желто-оранжевый, оранжево-красный, красно-феолетовый, феолетово-синий, сине-зеленый, зелено-желтый.
2. Упражнение на затемнение и разбеление цветов: работать будем сначала на разбеление цвета (добавляем в основной цвет белила), затем на затемнение, добавляя в основной цвет черную краску.
Чтобы научить смешивать цвета детей младшего возраста можно нарисовать радугу, а не цветовой круг. К тому же эта работа поможет запомнить название цветов, а для этого вспомним шутливую песенку художника: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». При этом задании дети пользуются только основными цветами – желтым, синим и красным, а все остальные цвета получают путем смешивания краски.
Гуашь обладает хорошей кроющей способностью. Накладывая краску мазками можно перекрыть первый мазок последующим практически полностью.
Разводить гуашь водой лучше всего до состояния жидкой сметаны, накладывать – по возможности тонким слоем. Вписывать один цвет в другой лучше всего, когда последний еще влажный (но не мокрый), либо делать прописку по совсем высохшему слою. Не следует растирать кистью одно и то же место, чтобы размыть положенный ранее цвет. Помните, что гуашь не должна собираться на поверхности лужицей: такая лужица при высыхании дает пятно, которое уже нельзя перекрыть или затушевать. Ее можно снять ножом или скальпелем. Предварительно увлажнив это место. И только после высыхания перекрывают его вновь. Гуашь, положенная слишком толстым слоем дает клеевые пятна, блестит или может не закрепится. Поэтому поправки следует вносить вновь главным образом после смывания или удаления краски скальпелем.
Работа над пейзажем.
Гуашь для меня представляет собой материал с широчайшими возможностями – от нежнейшего водяного, акварельного письма до корпусного мазкового.
Конечно, гуашь отличается и от акварели, масла, темперы, хотя с последней у нее много общего. Гуашь – это матовая, бархатная поверхность благородная во всех отношениях. Свои гуашевые работы я начинаю легко в акварельной технике. Но, иду дальше, и перехожу к более корпусному, мазочному письму, сродни масляной живописи. Тонкое лессировочное письмо наносится же в гуаши изначально, а не в конце. В этом одно из отличий этого материала от других.
Можно работать гуашью и как пастелью или карандашом. Выявляя образ небольшими мазками. Итак, мы определили, что гуашью можно работать, как акварелью, маслом, пастелью и др. но есть некоторые качества, свойственные только этому материалу. Во-первых, нельзя писать от начла и до конца лессировками, а только в начале. Впоследствии письмо переходит в густо положенные мазки краски. Корпусно положенные мазки нежелательно перекрывать жидко, как в акварели, во избежание появления грязи. Во-вторых, гуашь хороша, когда напоминает флорентийскую мозаику, то есть сохраняет чистоту и звонкость красок. Именно этот язык наиболее свойственен и приемлем для гуаши.
Мастера и дети работают гуашью – в одной плоскости свободы творчества – быстро, на одном дыхании. Дети сразу, без подмалевков и долгих рассуждений, берут и лепят образ. Гуашь сохнет быстро.
Ещё несколько практических советов.
1. Писать гуашью пастозно не рекомендуется, так как толстый слой краски неминуемо потрескается, а затем осыплется.
2. Гуашевые картины, написанные на холсте, можно закреплять лаком, но при этом необходимо помнить, что под ним краски сильно меняются в цвете. Я много раз проделывала такие эксперименты, добиваясь интересных результатов.
3. Хранить гуашь надо, как и другую живопись при рассеянном свете, и нормальной влажности помещения.
Гуашевые краски помогают детям отреагировать неприятными эмоциями (злость, агрессия) и перевести их в творчество, создавая «волшебные» рисунки. Работа с гуашью для самых маленьких – это возможность поляпаться и поиграть, а для более старших – почувствовать в себе силу и уверенность. Не только каждый ребенок, но даже и взрослый откроет для себя этот волшебный мир гуашевых красок.
Наши малыши делают первые шаги в большом мире. Каждый из них оставит свой неповторимый след, откроет свой мир. И каким этот след будет, зависит от нас.
Ученые сравнивают единую работу мозга с оркестром, где правое полушарие – это музыканты, а левое – дирижер. Чем больше музыкантов (ярких и красивых впечатлений, переживаний, поэтического опыта, самостоятельности) и чем они квалифицированнее, тем дирижеру (левому полушарию) легче ими управлять и тем более сложное произведение можно исполнить.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс «Сказочный зимний пейзаж»
Мастер-класс по хохломской росписи
Конспект занятия кружка по рисованию в начальной школе
Увлекательные уроки рисования в начальной школе
Похожие статьи:
Рисование птиц в начальной школе
Мозаичное рисование. Мастер-класс
Тингатинга. Мастер-класс
Техника Граттаж. Мастер-класс
Техника набрызга в рисовании