Мастер-класс «Северное сияние» (работа в технике «Граттаж»)
Автор: Дубовик Елена Владимировна, учитель начальных классов, МБСКОУ СКОШ №36 г. Озёрск Челябинская область
Уважаемые коллеги!
Хочу поделиться мастер - классом работы в технике «Граттаж». Занятие для учащихся 2 класса.
Цель: познакомить с техникой «граттаж», создать композицию «Северное сияние», развивать познавательную сферу детей, воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.
Можно начать занятие с загадки о северном сиянии, ведь именно его мы и будем сегодня учиться делать в технике, которую в простонародье называют «цап-царапки».
Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает -
Солнцу силы не хватает!
Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние? -
Это -... (северное сияние)
Целесообразно рассказать немного ребятам об этом явлении природы (можно это сделать заранее, на уроке «Окружающий мир»).
«В ясные морозные ночи Северное небо, озаренное лишь светом луны и бесчисленных звезд, неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем. Это явление называют северным или полярным сиянием, потому что оно наблюдается не только у нас на севере, но и на Южном полюсе – Антарктиде. И чтобы не было обидно ни белым мишкам, ни пингвинам, ученые называют сияние полярным.
С чем его можно сравнить?
В народе этому явлению давным-давно придумали меткие определения. Называют сполохи, потому что все небо вспыхивает и играет лучистыми дугами; пазори – вроде бы и зори, но полярные. Говорить о полярном сиянии – то же самое, что пытаться словами описать музыку. С чем его только не сравнивали! Людям казалось, что они видят на небе извивающихся змей и гигантские птичьи крылья, огненные купола и короны, экзотические веера и занавеси, снопы и пучки разноцветных лучей, дуги, спирали, исполинские огненные столбы.
Можно зачитать отрывок из книги В. Суслова «В краю поющих сугробов»:
«На небе большими зигзагами полоскались разноцветные ленты. Их было много: красные, желтые, зеленые,… всякие! Они то свертывались в огромный клубок, то развертывались, разбрасывая по небу золотистые нити.
Потом ленты собрались вместе, и с темного неба, почти до самой земли, опустился радужный занавес. А перед ним вырос причудливый, как из сосулек, высокий дворец. Возле дворца прыгали смешные человечки и бросали кругленькие снежки. Снежки летели по небу и тянули за собой золотистый, зеленый хвост из тонких нитей.
Но скоро все куда-то исчезло. В темном небе остались одни звезды. Крупные. Мохнатые. Будто вырезанные из серебристой бумаги на новогоднюю елку».
Для работы нам понадобятся:
- белый картон
- гуашь(цветная и чёрная)
- парафин (любая свечка)
и...зубочистка.
Начинаем.
1. Заполняем лист картона разноцветными мазками. Чем ярче они будут, тем лучше.
Даём высохнуть.
2. Покрываем парафином получившийся шедевр.
Для этого зажигаем свечку (любую), макаем туда кисточку и наносим парафин равномерно на картон.
3. Парафин покрываем чёрной гуашью (она должна быть консистенции густой сметаны). Кисточку не мочить!
4. Последний этап работы - зубочисткой процарапываем до показавшегося пёстрого слоя, создавая эффект северного сияния.
Дополним работу аппликацией. Кто живёт на Северном полюсе? Нам на помощь опять приходит загадка.
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? - Белые... (медведи)
Можно снег сделать из ватных дисков, а мишек – из прокладочной бумаги из конфетной коробки.
А здесь у нас мишки выполнены в технике «Квиллинг». Обратите внимание, в первой работе мы царапали по вертикали, а во второй по горизонтали.
Для ребят помладше можно мишку выполнить из салфетных комочков.
Участник конкурса для педагогов на «Лучший мастер-класс»
Рекомендуем посмотреть:
Мозаичное рисование. Мастер-класс
Техника набрызга в рисовании
Рисование птиц в начальной школе
Тингатинга. Мастер-класс
Нетрадиционные техники рисования для школьников