Дидактические карточки для ознакомления дошкольников с приметами осени
Аннотация.
Этот 2017 год объявлен в России годом экологии. Все уже понимают, что природу необходимо охранять и сохранять. Природа уже давно кричит о том, что любое грубое вмешательство людей в ее законы, заканчивается плачевно: исчезают редкие виды растений, погибают животные, птицы и рыбы; природные объекты превращаются в мусорные свалки. Всем известно, что воспитание любви к природе, надо начинать как можно раньше. Своим поведением, отношением к живому, взрослые подают пример подрастающему поколению. С раннего возраста дошкольникам доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон характерен своими особенностями погоды, температуры воздуха, продолжительностью дня и ночи, типичным осадками, состоянием растительного мира и особенностями поведения животных в разные сезоны.
Автор: Портнова Ирина Михайловна, воспитатель логопедической группы МБДОУ «Детский сад № 19» г. Канаш ЧР
Назначение: Карточки можно использовать на занятиях по развитию речи, на познавательных занятиях и в беседах о временах года с детьми старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен воспитателям, учителям начальных классов
Цель: Ознакомление дошкольников с приметами и явлениями осени в природе
Задачи: Формировать умение замечать приметы осени
Учить наблюдать такие явления природы, как иней, туман, дождь
Формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано
Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
Описание пособия: В данной работе представлены карточки с нарисованными приметами, на которых зашифрованы приметы осени. Белый картон разделен на 2 странички. На левой стороне нарисовано изображение характерного явления природы, на правой стороне значение этого явления. Несколько слов-подсказок написаны на обеих сторонах.
В детском саду, мы воспитатели, знакомим ребят с природными сообществами, явлениями природы, происходящими в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, экологические начала разумного отношения к природе.
В образовательном процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития познавательного интереса детей должно уделяться особое внимание.
Значимое место отводится детским наблюдениям за природой, природными явлениями, самонаблюдению, экспериментированию, опытам. В программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой стоит задача использования в процессе ознакомления с природой произведений художественной литературы, музыки, народных примет. Педагоги в своей работе часто используют художественные произведения поэтического характера, малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, приметы, приговорки, загадки. Пословицы и поговорки доступны детям всех возрастов. Они входят в часть занятий по речевому, познавательному развитию, не говоря уже о том, что в течение дня воспитатель применяет их в разных режимных моментах. Одним из средств по воспитанию у детей познавательного интереса к природным явлениям, является знакомство с приметами каждого времени года. Для этого были нарисованы карточки с приметами для детей подготовительной к школе группы. Ведь будущие школьники уже пытаются читать некоторые слова, и поэтому применение карточек с нарисованными приметами и написанными словами помогает им легче запомнить осенние явления природы.
Примерные беседы по дидактическим карточкам
Воспитатель в предварительной работе проводит беседы о наступившем времени года, знакомя детей с приметами осени. В начале знакомства с карточками педагог знакомит детей с некоторыми обозначениями, показывает детям термометр для измерения температуры воздуха. Затем задаются наводящие вопросы:
- На что похожа эта куча земли? (муравейник)
- Как думаете, что обозначает замерзшее окно? (холодно)
- Догадайтесь, печка обозначает тепло или холод? (тепло)
- Как называются эти деревья? (березы)
- Что обозначает эта картинка? (мягкая зима)
На карточке примета: Если муравьи строят большой муравейник, то зима будет долгая и холодная
Воспитатель: Как вы думаете, какая примета изображена на карточке?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему же муравьи делают большие домики?
Предположения детей
Воспитатель: Да, ребята, муравьи трудолюбивые и выносливые насекомые, как настоящие синоптики, предугадывают приближение дождя, наводнения, холодной погоды.
На карточке примета: Гром в сентябре предвещает теплую осень
Воспитатель: Догадайтесь, какая пословица спряталась на картинке?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что народ издавна наблюдал за поведением животных и растений и предстоящей погодой. Это происходило не за один сезон. Поэтому люди подметили, что некоторые природные явления напрямую связаны с определенными погодными явлениями. И если в сентябре прогремела гроза с дождиком, то люди верили, что спокойно смогут убрать урожай, посадить озимый чеснок, посадить кусты и деревья.
На карточке примета: Если паутина стелется по земле, то предстоит теплая погода
Воспитатель: Кто разгадает примету на этой карточке?
Ответы детей
Воспитатель: Пауки относятся к паукообразным. Они приносят пользу тем, что ловят в свои сети насекомых - вредителей. Предчувствую теплую погоду они расставляют свои сети - ловушки на травах, кустах, чтобы поймать как можно больше насекомых.
На карточке примета: Осенью птицы летят низко - к холодной зиме
Воспитатель: Кто догадался, что обозначают эта картинка и птицы, летающие внизу?
Ответы детей
Воспитатель: Вы знаете, что птицы улетают в теплые края и перед отлетом они должны набраться сил и вдоволь наесться, чтобы были силы для долгого перелета. Некоторые птицы обладают удивительной способностью определять и предсказывать погоду в разные сезоны года. С птицами вообще связано очень много разных примет. Разные виды птиц сообщают нам о том или ином явлении природы. По ним люди научились определять, какая будет погода, долгая ли будет зима впереди.
Карточка с приметой: Поздней осенью появились комары - к мягкой зиме
Воспитатель: Кто нам расскажет об этой примете?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, уже знаете, что комары любят тепло и влажность. Поэтому они обычно при теплой погоде размножаются быстрее и их становится много.
Карточка с приметой: В лесу много рябины – осень будет дождливая
Воспитатель: Дети, вы обратили внимание в этом году много рябины на рябиновом дереве?
Ответы детей
Воспитатель: Расскажите по этой карточке, что вы предполагаете по этим рисункам?
Ответы детей
Воспитатель: Да, ребята, я заметила в прошлом году, что в парке и в скверах ягоды рябины алели на рябинах помногу. И действительно, сентябрь был очень дождливый
Воспитатель своими вопросами и заключениями подталкивает детей на необходимость запомнить эти и другие приметы, и понаблюдать далее, сбылись эти приметы или нет.
Использованная литература и интернет - источники:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Рекомендуем посмотреть:
Квест игра в подготовительной группе на прогулке на тему: Осень
Осенние пальчиковые игры для дошкольников 4-6 лет
Экологические игры на осеннюю тему с презентацией. Старшая группа
Осенний квест в средней группе
Похожие статьи:
Игры осенью в детском саду в помещении. Младшая группа