Программное содержание. Учить различать интонации музыки, воспитывать ладовое чувство; побуждать к двигательной импровизации; учить выражать свои эмоции через движение.
Материалы. Зонт, султанчики.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на улице стало холодно, идет частый дождь, и просит определить, какое у дождя настроение. Звучит музыка осеннего дождя (например, С. Майкапар, «Росинки»). Дети отмечают невеселое настроение музыки. Воспитатель раздает ребятам султанчики и просит их изобразить грустный дождь. Под соответствующую музыку проводится двигательная импровизация «Грустный дождь». Затем воспитатель сообщает, что выглянуло солнце, и дождь «повеселел». Звучит музыка веселого дождя (например, Д. Кабалевский, «Веселая сказочка») и дети двигаются в соответствии с изменившимся характером музыки.
Воспитатель раскрывает большой зонтик и приглашает ребят погулять под дождем. Дети прячутся под зонтом. Проводится подвижная игра.
Игра «Грустно —весело»
Ведущий (воспитатель).
Дождик скачет по тропинке,
Намочил мои ботинки.
— Та-ра-ра, та-ра-ра,
Будет капать до утра.
(Звучит веселая музыка, воспитатель оставляет зонт на полу, и дети прыгают «через лужи».)
Под дождем промокнуть можно.
Всюду лужи, осторожно!
— Та-ра-ра, та-ра-ра,
— Видно, нам домой пора.
(Дети спокойно ходят под зонтом, в конце прячутся за стул-«до- мик».)
Мы на дождь в окно смотрели,
По стеклу звенят капели.
— Та-ра-ра, та-ра-ра,
Не затихнет до утра.
(Дети «смотрят в окно», качая головами.)
Воспитатель предлагает детям быть внимательными и в конце игры двигаться в зависимости от характера дождя (грустного или веселого).
Затем педагог спрашивает у детей, помнят ли они, кто из живых существ любит быть под дождем, предлагает вспомнить разговор двух лягушек и беседует по содержанию сказки про лягушек. Затем педагог проводит разминку для голоса, в которой обращает внимание на высоту интонации.
Игра-разминка для голоса «Лягушки на болоте»
Большая лягушка (низким голосом).
Ква-ква-ква, нет в мире места краше,
Чем любимое болотце наше!
Маленькая лягушка (высоким голосом).
Ква-ква-ква, нет в мире места краше,
Чем любимое болотце наше!
Большая лягушка. Ква-ква-ква!
Маленькая лягушка. Ква-ква-ква!
Разминка проводится 2-3 раза; возможно усложнение игры — игра проводится как диалог воспитателя с хором «лягушат».
Программное содержание. Обогащать эмоции детей; вовлекать в импровизацию; учить обсуждать содержание сказки.
Материалы. Овощи (помидор, капуста, огурец).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, музыка.
Ход игры
Воспитатель в роли хозяйки встречает детей с капустой в руках. Дети рассматривают кочан, а воспитатель расхваливает капусту:
Уродилась густо крепкая капуста,
Выросла на грядке ладная, складная.
Зачем капуста нужна?
В щах хороша?
Дети. Да!
Хозяйка. В борщах важна?
Дети. Да!
Хозяйка. В пирожки кладут?
Дети. Да!
Хозяйка. В бочках солят?
Дети. Да!
Хозяйка. Любите капусту?
Дети. Да!
Хозяйка. Козочкам дадим?
Дети. Дадим.
Хозяйка. А зайцев угостим?
Дети. Угостим.
Воспитатель начинает хороводную игру. Выбирает одного ребенка на роль заиньки.
Хороводная игра «Заинька»
Дети ходят по кругу. Заинька стоит в середине, отвечает на вопросы детей. Дети.
Заинька маленький, где бывал? Заинька маленький, что видал?
Заинька.
В поле бывал,
Огород видал.
Дети.
Заинька маленький, чей огород?
Заинька маленький, кто стережет?
Заинька.
Кумы огород,
Кум стережет.
Дети.
Заинька маленький, зачем убежал?
Заинька маленький, в лесок убежал?
Заинька.
Я капустку брал,
Я морковку рвал,
От кума и кумы
В дальний лес убежал.
Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат морковь, лук, капуста, свекла, кабачки, огурцы, помидоры, и показывает овощи, а дети называют их. Далее воспитатель усаживает детей полукругом у стола и рассказывает сказку.
Сказка про овощи
Однажды на огороде овощи заспорили: кто из них самый красивый. Первой стала хвастаться капуста: «Я— белая, хрустящая. Я самая красивая». Потом сказал огурец: «Я зеленый, крепкий. Я самый красивый». Обиделся помидор: «Я самый красивый, потому что я — красный». Овощи долго спорили. Тут на огород прибежал зайка. Он увидел капусту и сказал: «Капуста — самая красивая. Она самая вкусная». Взял кочешок и —был таков. Потом прибежал Коля. Он увидел огурец и сказал: «Какой красивый огурчик, надо попробовать!» Взял его и убежал. Последней пришла мама. Ей понравился помидор: «Какой красавец!» Сорвала его и понесла домой, чтобы сделать салат. Так овощи перестали спорить, потому что всем они понравились. Тут и сказке конец.
Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка. Оставляет муляжи овощей на столе, чтобы дети могли поиграть в сказку про овощи.
Программное содержание. Развивать слуховое внимание и воображение детей; побуждать к интонационной выразительности; вовлекать в двигательную импровизацию.
Материалы. Осенние листья.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, музыка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям сесть в тесный кружок и проводит этюд-упражнение.
Этюд-упражнение «Как воет ветер»
Воспитатель (сердито). Сердится и воет ветер: «У-у-у, у-у-у...»
Дети. У-у-у, у-у-у...
Воспитатель. Завывает громко он в трубу: «У-у-у, у-у-у...»
Дети. У-у-у, у-у-у...
Воспитатель (приглушенно, таинственно). Дома. Дома посидите: «У-у-у, у-у-у...»
Дети. У-у-у, у-у-у...
Воспитатель (громче). Никуда не выходите: «У-у-у, у-у-у...»
Дети. У-у-у, у-у-у...
Воспитатель предлагает ребятам «погулять в парке». Дети изображают деревья. Проводится двигательная импровизация.
Двигательная импровизация «Деревья в парке»
Воспитатель.
Зашумели деревья поутру,
Закачались деревья на ветру. (Дети - «деревья», раскинув руки-«ветви», качаются.)
Ветви низко склонились до земли
И качались тихонько до зари. (Дети наклоняются вперед и вниз и качают руками из стороны в сторону.)
Вот сильней задувает ветерок,
Полетели листочки на восток,
Дружной стайкой, как ласточки, летят,
Покрывалом устилают сад. (Дети вытягивают руки вперед и мелко машут кистями рук — «трепещут» на ветру.)
Воспитатель показывает детям осенний листик и предлагает проследить, как он летит по ветру. Звучит музыка, воспитатель подбрасывает листья, дети следят за их полетом. Затем дети танцуют, как падающие листья.
Игра-ситуация «Музыкальная шкатулка»
Программное содержание. Познакомить детей с новой сказкой; вовлекать в беседу по ее содержанию и в драматизацию образов; учить вслушиваться в музыкальное сопровождение и узнавать настроение музыки, соотносить его с образами героев сказки.
Материалы. Дудочка, шкатулка.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель приносит волшебную шкатулку, открывает ее и оттуда доносится музыка (аудиозапись).
Шкатулка, шкатулка, скорей расскажи,
Истории разные ждут малыши.
Шкатулка играет, тихонько звенит
И детям волшебные сказки дарит.
Дети садятся возле шкатулки, и воспитатель начинает рассказ под музыку.
Сказки из шкатулки
Жил-был пастушок и была у него дудочка. Рано утром на заре гнал пастушок свое стадо, и дудочка помогала ему веселой песней. (Звучит веселая мелодия.) Днем стадо паслось на лугу. Пастушок отдыхал в тенечке под кустом и играл на дудочке. Коровы слышали пение дудочки и были спокойны — их пастушок рядом. (Звучит спокойная мелодия.)
Однажды пастушок разморился на солнышке и задремал. Коровы не услышали привычной музыки и стали разбредаться по лугу. Корова Зорька зашла в лес и там щипала траву. Бычок Борька убежал к речке один. Разошлись друг от друга далеко и другие коровы. А пастушок все спал.
Увидали птички, что стадо разбежалось, и стали волноваться, щебетать: «Смотрите, смотрите, чив-чив, пастушок уснул. Теперь его коровки далеко уйдут, потеряются. Не собрать пастушку своих коровушек». (Звучит музыка беспокойных птичек.) А коровы все дальше в лес идут, вот уже и мычания их не слышно.
Стали птички летать над пастушком, будить его своим щебетом. (Звучит музыка беспокойных птичек.) Пастушок проснулся, протер глаза и проснулся. На лугу не было ни одной коровы. Испугался пастушок, стал кричать, звать своих коровушек: «Вы коровушки, вы буренушки, воротитеся назад!» Но не слышали пастушка коровки, далеко они ушли. Опечалился пастушок, и тут он вспомнил про свою дудочку: «Дудочка, выручай!» Заиграла, запела дудочка. Далеко по лесу разнеслась грустная мелодия. В ней были все переживания пастушка. (Звучит призывная музыка.) Долетела музыка до дальних деревень, услышали эту песню чужие коровы и замычали протяжно в стойлах: «Му-у!» Услышали дудочку и коровки пастушка. Зорька потянула носом знакомый запах и радостно замычала: «Му-у-у!» Ей отозвался бычок Борька, замычал нараспев: «Му-у-у!» Откликнулись и другие коровы и повернули на луг, к пастушку. Обрадовался пастушок, увидев, что коровушки в стадо собираются. Подходил к ним, поглаживал их и приговаривал: «Мои хорошие, мои голубушки, нашлись!» К вечеру повел пастушок своих коровушек в деревню. Радостные птички так и вились над ним и пели вместе с дудочкой. (Звучит веселая музыка.) Так дудочка помогла пастушку коровушек вернуть.
Примечание. Воспитатель может построить работу вариативно.
• По окончании сказки можно спросить, понравилась ли она детям, и побеседовать по ее содержанию.
• Можно привлечь музыкальное сопровождение: включая музыкальные отрывки, звучащие по ходу сказки, побуждать ребят к беседе по содержанию сказки.
• Можно попросить детей выступить в разных ролях (пастушка, коровушек, птичек), то есть драматизировать сказку в импровизациях.
Далее воспитатель вновь обращается к шкатулке.
Шкатулка, смолк твой перезвон,
В окно спустился вечер,
И мы прощаемся с тобой
До следующей встречи.
Программное содержание. Побуждать детей к решению проблемы; развивать воображение; учить проявлять себя в индивидуальной и групповой роли.
Материалы. Игрушка котик, печка, горшок с кашей, блюдо с пряниками.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, художественная литература, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на улице становится все холоднее, приближается зима, появляется первый лед на лужах по утрам.
Воспитатель.
Первый ледок появился на лужах.
Скоро приблизятся зимние стужи,
Будут ребята по первому снегу
Ездить на санках с разбегу.
(Берет игрушечного котика.)
Первый ледок очень слаб.
Он не для кошачьих лап.
Сломается, если котенок
По нему пробежится спросонок.
— Бр-р, холодная эта вода,
Холод идет ото льда.
Лапки замерзли от снега,
Как же, мне, котику, бегать?
Воспитатель спрашивает у детей, как можно помочь котику. Дети предлагают варианты: надеть сапожки, побыть дома, погреться на печке и др. Воспитатель сажает котика на печку, чтобы он погрелся, показывает, как у него в доме хорошо (тепло, готова каша, на столе пряники), и проводит игру по мотивам русской народной потешки.
Игра «Кот на печку пошел»
Дети (идут в хороводе, в центре кот (ребенок).
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
Горшок каши горяч,
Не дается, хоть плачь.
(Дети останавливаются.)
Кот («варит» — выполняет круговые движения рукой).
Уж я кашу люблю,
С медом, маслом варю.
Каша сладкая, пшеничная.
И на вкус она отличная.
Дети (идут в центр круга и обратно, притопывая).
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
Кот (перекладывает из руки в руку «горячие пряники»).
Уж я пряники люблю,
Уж я пряники стужу.
Остужу — угощу,
Вас отведать приглашу.
(Присаживается на корточки — «спит».)
Дети (крадутся, «берут» пряники — хлопают в ладоши, будят кота—убегают, кот их ловит).
Мыши раз про то узнали,
Мигом пряники забрали.
Кот проснулся — в самом деле! —
Мыши пряники все съели!
Автор: Губанова Наталья Федоровна – кандидат педагогических наук
Прогулки в сентябре в младшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки в ноябре в младшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Сценарий осеннего праздника в младшей группе
Прогулки в октябре в младшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Людмила Вячеславовна Алимова # 2 октября 2017 в 09:51 +1 | ||
|
Марина Васильевна Воробьева # 19 октября 2017 в 14:38 0 | ||
|
Ирина Владимировна Маклакова # 3 ноября 2017 в 19:17 0 | ||
|