Классный час (беседа – викторина) в начальной школе «Страна великого сказочника».
Автор: Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ СШ№5 пгт. Яблоновский, Республика Адыгея.
Цель: знакомство с биографией Х. К. Андерсена через его произведения.
Задачи: проявлять интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов, развивать стремление читать детскую художественную литературу; развивать познавательные интересы, творческое мышление, фантазию, речь, пополнять активный словарный запас
Описание: данный классный час приурочен к Международному дню детской книги и проводится в ОУ с конца марта по 2 апреля (день рождения Х.К.Андерсена). Можно дополнить выставкой книг писателя, конкурсами рисунков и поделок на темы его известных сказок.
Ход классного часа
Учитель. Ребята, все вы знаете таких персонажей как Русалочка, Дюймовочка, Кай и Герда, Принцесса на горошине. А знаете ли вы человека, который придумал этих персонажей?
Ответы детей. (Андерсен)
Учитель. Правильно, это великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен. И сегодня мы поговорим о нём, так как 2 апреля его день рождения. А ещё этот день с 1967 года отмечается как Международный день детской книги (ICBD – МДДК).
Учитель. Наш классный час будет необычным, так как пройдёт в форме беседы-викторины. Вы узнаете о великом сказочнике по отрывкам и иллюстрациям к его знаменитым произведениям.
Ученик 1. Родился Ханс Кристиан Андерсен в небольшой европейской стране, которая называется Дания. Писатель называл её «старым лебединым гнездом» из-за того, что там зимует много лебедей из разных стран.
Учитель. Итак, в старинном городе Оденсе 2 апреля 1805 года в семье башмачника и прачки родился будущий великий сказочник.
В маленьком домике, где жила семья Андерсона, на стене единственной комнаты была полочка с книгами, которые так любил читать отец Ханса. И эту любовь он передал своему сыну – выдумщику и фантазёру.
Ученик 2. С раннего детства мальчик с огромным интересом слушал и запоминал истории и сказки, рассказанные родителями, соседями и знакомыми, прохожими. После он их пересказывал по-своему, немножко приукрашенными или переделанными на свой лад, старому коту Карлу.
Однажды маленький Кристиан услышал историю о том, что под их городом, глубоко под землёй, находится китайское царство. Не догадываетесь, какую сказку придумал позже Андерсен?
Ответы детей. («Соловей»)
Ученик 3. Мальчик быстро рос, и одежду приходилось менять всё чаще и чаще. Родители были в недоумении: где набрать столько одежды и обуви? Так может быть тогда в голову мальнького мальчика пришла мысль, что хорошо бы быть маленьким. Спать в ореховой скорлупе, умываться капелькой росы, укрываться цветочным лепестком. И эти мысли внашли своё воплощение в сказке…?
Ответы детей. («Дюймовочка»)
Учитель. Андерсен учился в школе для бедных. Своим одноклассникам он давал прозвища, но совсем безобидные – «Роза», «Тюльпан», «Резеда», «Фиалка», «Пион», «Георгин». Думаю, вы уже догадались, в какой сказке главными героями являются цветы?
Ответы детей. («Цветы маленькой Иды»)
Ученик 4. Ещё, будучи мальчиком, Андерсен побывал в театре, где был ошеломлён увиденной игрой актёров, нарядным залом, множеством огней. До самой смерти он остался глубоким почитателем театра. И домашний театр с самодельными куклами-актёрами был его любимым занятием. Андерсен сам придумывал костюмы, декорации, героев. И всё это выразилось в сказке, о балерине-статуэтке и бравом солдатике-игрушке…
Ответы детей. («Стойкий оловянный солдатик»)
Учитель. У юноши была мечта – стать актёром в Королевском театре. И вот 6 сентября 1819 года, он прибыл в Копенгаген, столицу Дании. Но Андерсен и не подозревал, какие трудности его тут ждут. Это и безденежье, и отсутствие жилья, и голод и болезни. Он поселился у какой-то старухи, где постоянно испытывал насмешки и издевательства соседей. Те смеялись над ним, из-за того, что парень голодал и вечно был простуженным. Наверное, тогда и возник образ несчастного, некрасивого, гонимого и страдающего существа…
Ответы детей. («Гадкий утёнок»)
Ученик 5. Но вскоре Андерсену повезло, и его приняли в хоровую школу. Он мог бесплатно посещать театр. Какое это было счастье!
Потом он окончил гимназию и позже университет. Прослужив какое-то время в театре, Андерсен осознал, что актёрское ремесло не для него. Его дело – сочинять. И он стал писать комедии и трагедии для театра, романы, стихи, очерки. Автор стал много путешествовать.
В 1835 году в свет выходят почти одновременно две книги Андерсена: толстый роман для взрослых «Импровизатор» и небольшая книжка «Сказки, рассказанные детям». Первая сказка начиналась так: «Шёл солдат по дороге: раз, два! Раз, два! Ранец за спиной…Что это за сказка?
Ответы детей («Огниво»)
Учитель. Путешествуя по разным странам мира дали Х.К.Андерсену множество впечатлений. Но он постоянно думал о родине и часто повторял: «Больще всего я люблю Данию». Вдали от родины он сочинял и сказки и песни в её честь. В России Андерсен не был. Но три русские девушки – Александра, Вильгельмина и Елизавета Мандерштерн – подружились с ним. Они много рассказали о нашей стране: её легенды, истории, песни, читали стихи русских писателей. Прислали Хансу автограф А.С.Пушкина. Для датчанина он стал бесценным сокровищем.
Великий русский писатель Л.Н.Толстой был поражён сказками Андерсена. Особенно ему нравилась сказка о горошинах, которые «были зелёные, - вот они и решили, что весь мир тоже зелёный…» Это горошины из сказки…?
Ответы детей. («Пятеро из одного стручка»)
Ученик 6. В своих произведениях Андерсен писал о человеческих качествах, достоинствах, а порой о тех чертах характера, которые не красят.
Героиня одной из сказок говорила: «Я слишком тонка, я не создана для этого мира, терпеть не могу чёрную работу, я знаю себе цену, и этого у меня не отнимут». Из какой сказки эта героиня?
Ответы детей. («Штопальная игла»)
Ученик 7. В сказочном мире Андерсена новой жизнью зажили игрушки: Софи из сказки «Цветы маленькой Иды», - притворщица; мужественный одноногий солдатик погибает, но его сердце – символ верности долгу и любви. А как ведёт себя посуда в сказке «Сундук-самолёт»: котелок-домосед, корзинка – свободолюбива, спички, самовар и медный чайник – знатные господа. Понятно, что за каждым из этих предметов стоит человек с его привычками и образом жизни, с его характером.
Ученик 8. Андерсен находил истории для сказок повсюду. И на лугу, и в лесу, на полянке, в любом доме или на улице… Писатель говорил «Жизнь – вот самая изумительная сказка».
Незадолго до смерти – 4 августа 1875 года – он будто подвёл итог прожитому: «С историями ведь бывает то, что и со многими людьми – они становятся с годами всё лучше и лучше. А это куда как хорошо…»
Учитель. В одной не очень известной сказке Х.К.Андерсена рассказано о детском празднике, где нарядные дети из знатных семей хвастают богатством родителей и родовитостью. «А уж из тех, чья фамилия на «сен», никогда ничего путного не выйдет!» - видимо, повторяя слова взрослых, заявляет маленькая дочь камер-юнкера. Эта сказка называется «Ребячья болтовня». И слова маленькой девочки слышит мальчик, помогающий кухарке… Он краснеет, ведь его фамилия, как у всех бедняков заканчивается на «сен»…
Краснеет и переживает от этого будущий всемирно известный скульптор Бертель Торвальдсен, а историю эту рассказал всемирно известный сказочник Ханс Кристиан Андерсен.
Жизнь расставила всё по своим местам. И достойные и талантливые люди обязательно найдут признание, уважение, почёт и славу, как бы не оканчивалась их фамилия.
Учитель. А теперь предлагаю викторину
«Вспомни сказки Андерсена»
1. Что подарили эльфы Дюймовочке? (Прозрачные крылья)
2. Кто была «молодая девушка на великолепной лошади в ярко-красной шапочке и с пистолетом за поясом»? (Маленькая разбойница в сказке «Снежная королева»)
3. В какой сказке звучит песенка: «Ах, мой милый Августин, всё прошло, всё прошло…» («Свинопас»)
4. Как звали волшебника, который носил с собой два зонтика: один пёстрый и нарядный, а второй – обычный, чёрный? (Оле-Лукойе )
5. Что лежало в серебряных ларцах, которые принц отослал в дар принцессе? (Роза и соловей в сказке «Свинопас»)
6. В какой сказке господином был в доме Кот, а госпожой - Курица, они оба говорили о себе: «Мы и весь свет!»? («Гадкий утёнок»)
7. В кого превратила злая мачеха братьев Элизы? (В лебедей в сказке «Дикие лебеди»)
8. Что отдала юная русалка колдунье, что бы быть вместе с принцем? (Свой голос в сказке «Русалочка»)
9. В какой сказке жил «обер-унтер-генерал-командир-сержант Козлоног»? («Пастушка и Трубочист»)
10. Кто вместе с учёным оживал только с наступлением вечера…? (Тень)
Учитель. В заключение нашего классного часа, предлагаю вам прочитать эти книги, которые ещё больше познакомят вас с миром творчества знаменитого сказочника:
Л.Брауде. ХансКристиан Андерсен.
А.Кокорин. Как я рисовал сказки Андерсена.
К.Паустовский. Ночной долижанс.
А.Трофимов. Сын башмачника.
М.Хаббард. Полёт лебедя.
Г.Цыферов. Мой Андерсен.
Читайте книги! Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуально-познавательная игра в начальной школе. Конституция РФ
Сказки Андерсена в антонимах. Презентация
Викторина с ответами по сказке Андерсена "Принцесса на горошине"
Кроссворд с ответами по сказке Андерсена «Огниво»
Похожие статьи:
Дюймовочка с картинками
Литературная игра по сказкам Андерсена для 3 класса
Загадки для детей по сказкам Андерсена с ответами
Андерсен «Ромашка»
Андерсен «Огниво»