«Развитие умения писать частицу не с глаголами».
Урок по русскому языку в 3 классе
Учитель: Ступченко Ирина Николаевна
Цели урока.
Образовательные:
• расширить знания детей о служебных частях речи
• углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола,положительный и отрицательный смысл глаголов)
• познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
Воспитательные:
• воспитание культуры учебного труда
• создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
• воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
• развитие работоспособности и профилактика утомления
• развитие интереса к изучению русского языка
Развивающие:
• развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
• развивать навыки точного употребления глаголов в речи
• побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
• развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
• развивать внимание и память учащихся
• развивать умение слушать товарищей
• развивать умение оценивать себя и своих одноклассников
Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.), мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук.
ПЛАН УРОКА
1. Оргмомент.
2. Чистописание. Введение в тему урока.
3. Наблюдение над лексическим значением частицы не.
4. Правописание частицы не с глаголами.
5. Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
7. Знакомство с глаголами-исключениями.
8. Творческая работа в парах.
9. Итог урока. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного дня, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.
2. Чистописание. Слайд 2.
н е нн ее ннн еее не
Введение в тему урока. Слайд 3.
А) на доске: и, на, за, от, в, или, под, к, про, но, не
- Что записано на доске? Как назвать их общим определением?
(Служебные части речи)
- Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?
- Для чего они служат?
- Кто знает, что такое не? (Частица)
- Почему мы её относим к служебным частям речи?
Мы ещё недостаточно хорошо знакомы с этой частью речи, её смысловым значением и назначением, правописанием. Поэтому, сегодня на уроке рассмотрим частицу не с разных сторон. Слайд 3.
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 4.
Б) на доске: Стыдно знать, стыдно учиться.
- Прочитаем предложение.
- Согласны вы с этим утверждением? Почему?
- Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным. (Ответы учащихся).
Слайд 5.
Правильный вариант: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться. Запишите пословицу.
3. Наблюдение над лексическим значением частицы не.
- Выясним, какой смысл имеет частица не.Слайд 6 .
- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?
(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).
- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)
- Проверим это на других примерах.Слайд 7.
Здоровье за деньги купишь.
Кашу маслом испортишь.
Ложь человека красит.
- Согласны вы с этими высказываниями?
- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не).Слайд 8.
- Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).
- Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл).
- А смысл пословиц?
4. Правописание частицы не с глаголами. Слайд 9.
- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?
-Как пишется не с глаголами?
5. Физкультминутка.
Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот
Не качайтесь, не кружитесь,
Не тянитесь, не шагайте,
Не приседайте, не моргайте,
Не шепчите, и не спите.
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь.
6. Первичное закрепление.
Выполнение упражнения 365.
Выписать глаголы с частицей не, подчеркнуть орфограмму - пробел.
7. Знакомство с глаголами-исключениями.
- Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами. Слайд 10
Но есть среди глаголов исключения, т.е. слова, которые пишутся с частицей не слитно.Слайд 13.
ненавидеть
негодовать
неволить
недоумевать
- Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?
(Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).
- Запишите в тетрадь глаголы-исключения и запомните их написание (выделите приставку не).
8.Творческая работа в парах. Слайд 13.
А.– Составьте памятку о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте, где надо, частицу не и дополните своими советами.
Девочек __ дёргать за косички.
__ драться на переменах.
На уроках __ говорить с соседом.
__ приходить вовремя на занятия.
…
…
– Проверим, что у вас получилось.
– Молодцы!
Б. Игра «Выбери».
- Прочитайте стихотворение «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь.
Слезь со стула! Не _ хочу!
Упадёшь!
Не _ упаду!
Отойди!
Не _ отойду!
Приедешь?
Нет, не _ приеду!
Придёшь?
Нет, не _ приду!
Услышишь?
Не _ услышу!
Найдёшь?
Нет, не _ найду!
Слезаешь?
Не _ слезаю!
Решаешь?
Не _ решу!
Мечтаешь?
Не _ мечтаю!
Молчишь?
Нет, не _ молчу!
Конфетку, может, хочешь? Нет! Да, хочу, хочу, хочу!
9. Итог урока.
- Что нового сегодня вы узнали на уроке?
- Было ли что-то непонятно?
- Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) на полях своей тетради. Слайд 16.
Итоговое закрепление. Слитно или раздельно. Оценивание учащихся.
10. Домашнее задание.
1. упр. 367
2. Записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не.
Слайд
18. Спасибо за работу!
Рекомендуем посмотреть:
Как делать работу над ошибками?
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Поддержание интереса детей 3 класса к русским народным сказкам
Игровые технологии на уроках русского языка
Похожие статьи:
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»