Методическая разработка на тему: «Поддержание интереса детей 3 класса к русским народным сказкам»
Автор: Гладких Мария Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ Гимназии № 1558 имени Росалии де Кастро, г. Москва
Описание материала: известно, что дети младшего школьного возраста любят слушать и рассказывать сказки, иногда даже сами пробуют сочинять сказки. В школе, особенно в начальной, изучается много русских народных сказок, но немногие учителя ставят перед собой задачу развития речи при работе со сказкой. Предлагаю Вам систему занятий, направленных на поддержание интереса третьеклассников к русским народным сказкам и на развитие речи с последующей способностью продолжить сказку до логического и эмоционального конца и самостоятельно написать волшебную сказку. Думаю, данные занятия могут особенно заинтересовать учителей начальных классов
«Система занятий, направленных на поддержание интереса третьеклассников к русским народным сказкам и на развитие речи с последующей способностью продолжить сказку до логического и эмоционального конца и самостоятельно написать волшебную сказку»
Занятие №1
Цель: выявить, на сколько хорошо дети знают и помнят образы сказочных героев и содержание изученных ранее русских народных сказок
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Все мы с вами очень хорошо знаем русские народные сказки, среди них есть самые любимые, которые рассказывают о добрых и злых волшебниках, о могучих богатырях и прекрасных царевнах.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в русскую народную сказку. Всем вам знакомы сказки, где есть злые драконы и прекрасные царевны, Баба—Яга и добрый молодец. А сумеете ли вы их узнать в наших вопросах?
Сегодня мы с вами проводим игру-викторину. Напоминаю правила игры. Играют две команды. (Класс делится учителем на две равночисленные и равноценные по знаниям команды). За каждый правильный ответ команда получает 2 очка.
Первый этап:
Учитель:
Давайте будем мы играть!
Раз, два, три, четыре, пять...
Кто в викторине победит?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет!
Он самый первый даст ответ.
Вопросы для первой команды:
1.Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая.
К дому подошла - обманула петуха.
Унесла его в темные леса.
За высокие горы, за быстрые леса,
(«Петушок-золотой гребешок»).
2. Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?
(«По щучьему веленью»).
3. В какой сказке говорится о яблоках, которые если съесть, то старый становится молодым?
(«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)
4. В какой сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трехглазка?
(«Крошечка - Хаврошечка»).
Вопросы для второй команды;
1. О какой героине говорится:
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленой кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей?
(«Царевна—лягушка»).
2. В какой сказке главный герой говорит такие слова:
«Ку - ка - ре - ку! Иду на ногах, в красивых сапогах,
Hecу косу на плечах; хочу лису посечи!
Слезай, лиса, лиса с печи!»
(«Лиса и заяц»).
3. В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробе с пирогами, который нес медведь?
(«Маша и медведь»).
4. В какой сказке главных героев спасает от догонявших гусей речка с кисельными берегами, яблоня и печка с ржаными пирожками?
(«Гуси-лебеди»).
Второй этап:
Показываются или зачитываются отрывки из сказок для каждой команды, а детям нужно отгадать название сказки.
Первая команда:
1. «Лиса и журавель».
2. «Волк и семеро козлят».
3. «Цапля и журавль».
Вторая команда:
1 «Лиса и заяц».
2 «Заяц—хваста».
3 «Теремок».
После подсчета очков объявляется победитель, и команде вручаются призы - книги русских народных сказок.
Учитель: Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!
Вот настал момент прощанья -
Будет краткой наша речь:
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!
Учитель: Подошло к концу наше первое занятие, посвященное русским народным сказкам. Но впереди у нас с вами еще не одно путешествие по русским народным сказкам.
Со всеми заданиями, предложенными учителем, третьеклассники справились, значит можно сделать вывод, что дети знают, помнят образы сказочных героев и содержание изученных ранее русских народных сказок.
Занятие №2
Цель: дети должны глубже узнать и воспринять традиционные способы организации сюжета и построения сказки: приемы повторности, троекратности повторения эпизодов, их схожесть, способы цельного построения композиции, структуру появления и движения персонажей: « от большого - к малому», « от малого – к большому», зачина, концовки.
Учитель:
- Давайте вспомним, с чего начинается каждая сказка? (с зачина)
- Скажите, какие зачины вы помните? («Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»
- А чем обычно заканчивается сказка? (концовкой)
- В какой сказке используется концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»? («Сивка - Бурка»)
- Вспомните, какие еще концовки вам встречались при чтении русских народных сказок? («Стали они жить – поживать, да горя не знать» и т. д.)
- Отгадайте, о какой сказке идет речь?
- В этой сказке один за другим приходили звери к терему, сначала маленькие - мышка, лягушка, - а потом все больше и больше – волк, медведь («Теремок»)
- В этой сказке наблюдается повтор эпизодов – все животные приходят к терему с целью остаться там жить.
- Давайте с вами вспомним другую русскую народную сказку «Колобок». Вспомните, как Колобок катился по лесу. Кого он там встретил?
(- Зайца, волка, медведя).
- Он встречает животных – от маленького до большого; все они одинаковы тем, что неопасны Колобку. А последняя, лиса, похожа на них?
(- Нет. Она хитрая, обманула Колобка).
-Вспомните, что повторялось в сказке?
(- Встреча Колобка с разными животными, их вопросы и ответы Колобка. Так повторяется до тех пор, пока Колобок не встречает лису).
-В каких сказках еще наблюдается повторность схожих эпизодов?
(- «Три медведя»).
- Какие эпизоды повторяются в сказке «Три медведя»
(-Маша сидит на 3 стульчиках. Ест из 3 мисок, лежит на 3 кроватях)
- Как видите, в сказках используется прием троекратных повторов.
- Какие еще вы знаете сказки, в которых используется данный прием? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – Царевич и серый волк» и т. д.), прием «от малого – к большому», а также в сказке должен быть зачин и концовка.
Итогом данного занятия стало достижение поставленной в самом начале урока цели. Дальнейшая работа будет направлена на закрепление этого результата, а также на переход к последнему этапу работы – самостоятельному написанию детьми волшебной сказки.
Занятие №3
Цель: повторить с детьми такого героя многих волшебных сказок, как Баба - Яга; подготовить их к созданию сказок о Бабе-Яге.
- Ребята, какому герою принадлежат слова: «Фу, фу, фу!».
Бывало русского духа слыхом не слыхано, видом не видано,
а нынче русский дух в ложку садится и в рот валится».
(- Это Баба- Яга).
- В какой сказке действует этот сказочный герой?
(- «Гуси – лебеди», «Иванушка и ведьма», «Мачеха и падчерица», «Чудесные дети» и.т.д.)
- Что вы можете рассказать об этом персонаже? (Дети называют качества, которыми традиционно в русских народных сказках наделена Баба – Яга)
- Где она живет?
(- В дремучем лесу, в избушке на курьих ножках).
- Помимо всего прочего, Баба-Яга - повелительница зверей. Все они у нее в подчинении. Верно служат Бабе-Яге серые волки, гуси-лебеди, рыбы. И сама Баба-Яга обладает способностью обращаться в разных птиц и зверей. Она может быть и Ягой-дарительницей, к которой приходит герой. Неустрашимый воитель и герой Иван получает от Бабы-Яги клубок, который катится и ведет к цели. Баба-Яга дарит ему чудесного коня, на котором он покрывает тысячеверстные расстояния и достигает тридесятого царства. Наконец, Баба-Яга дарит Ивану полотенце, которым лишь стоит махнуть - и явится диковинный мост.
- Сейчас, ребята, мы с вами попробуем сочинить какую-нибудь сказку, где действовала бы Баба-Яга.
- Назовите три основных сказочных предмета, которые являются как бы приметами Яги, сопровождают ее?
(- Метла или помело, ступа и избушка на курьих ножках).
- Для чего нужна Яге метла?
- (- Чтобы на ней летать).
- А что делает Яга с метлой после того, как полетает?
(- Пользуется у себя дома во время уборки).
- Возьмем другой сказочный предмет, без которого не
может Баба-Яга, ступу. Допустим, Баба-Яга была
доброй старушкой и постоянно дарила, сказочным героям
разные волшебные предметы. Но вот как-то раз Бабушка-
Яга летела над тридесятым царством, небывалым
государством и не заметила, как в ступе появилась дыра. К
чему это привело?
Детьми совместно с учителем, который наталкивает их на мысли, было предложено такое продолжение:
«Летела Баба—Яга над лесом и не заметила, как ступа прохудилась. В ступе у нее лежало 3 подарка - волшебная шапка-невидимка, сапоги—скороходы и скатерть – самобранка. Все их потеряла. Прилетела Баба-Яга домой, села и заплакала. Шел мимо избушки мальчик, узнал он про горе Бабы—Яги и говорит:
- Не плачь, бабушка, мы с ребятами соорудим тебе вместо ступы вертолет. Три дня и три ночи трудились дети и, наконец, соорудили вертолет, которому Баба – Яга очень обрадовалась и стала жить – поживать, да добра наживать.
На данном занятии дети вспомнили качества Бабы – Яги, место, где она живет, 3 предмета, повсюду сопровождающие Бабу-Ягу, а также попробовали продолжить сказку об этом сказочном персонаже по данному началу, использовав прием троекратных повторов и, не забыв, о концовке.
Занятие №4
Цель: вспомнить с детьми с волшебные предметы, встречающиеся в сказках, подготовить их к сочинению новых сказок на основе введения нового волшебного помощника.
Учитель: - Сегодня, дорогие мои сказочники, нам предстоит увлекательное путешествие в сказочную сокровищницу, где находится очень много диковинных чудесных предметов, которые помогают герою волшебной сказки сражаться с такими чудовищами, как Баба - Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.
В старину некоторые предметы: кольцо, зеркальце, платочек, чистый гребень, скатерть вышитую, топор или плеточку с резной рукоятью называли оберегами. Обереги спасали героев от напастей, от козней злых врагов, Стоило бросить наземь гребень - и позади Ивана-царевича вырастал густой, высокий лес, через который с трудом прорубались враги. Бросит девушка платочек и разольется бурная река, в которой какая-нибудь Баба—Яга захлебнется. Чудесный топор сам принимался рубить врагам головы. В зеркальце можно было увидеть все, что на свете творится, и придумать, как оборониться да спастись, еще прежде, чем злые силы начнут погоню.
Такие обереги нельзя было добывать ни хитростью, ни обманом. Чудесную силу от говорящей рыбы, от волшебной птицы или от девушки-змеи получали самые любимые сказочные герои за свою доброту и смелость.
А сейчас, я буду вам рассказывать о волшебных предметах, а вы догадайтесь, о чем именно идет речь.
1. Только кликнешь, откуда ни возьмись, появляется стол накрытый, на нем - бочонок пива да бык печеный, в боку нож точеный» (скатерть – самобранка)
2.Подхватит меня буйный вихрь, понесет - горы и леса, города и деревни так внизу и замелькают» (ковер- самолет)
3.Бегу- земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет» (Сивка – бурка)
4. Повернешь меня обухом кверху — сам начну тяпать: тяп да ляп - выйдет корабль; тяп да ляп - еще корабль. С парусами, с пушками, с храбрыми моряками. Корабли плывут, пушки палят, храбры моряки приказы спрашивают. Повернешь меня обухом вниз - сразу корабли пропадут, словно их не было» (волшебный топор)
5. Задудел - войско появилось; и конница, и пехота, с ружьями, с пушками. Войска идут, музыка гремит, знамена развиваются, всадники скачут, приказа спрашивают. Задудел с другого конца в дудку - нет ничего, все пропало»(волшебная дудка)
6. Мне только скажи: «Ну-ка, обломай бока этому человеку!» - Я сама начну колотить, какому хочешь силачу обломаю бока» (волшебная дубинка)
7. Если перекинуть меня с руки на руку — тотчас 12 молодцев явятся, и что им ни будет приказано, все за единую ночь сделают» (волшебное кольцо)
8. Меня пуля не берет коли наденешь меня - никто не осилит»(волшебная рубашка)
- Давайте еще раз вспомним сказку «Гуси – Лебеди» (Один из учеников напоминает сказку).
- Ребята, представьте себе, что девочка в сказке не одинока, что ей помогают самые различные существа и предметы.
- Представьте себе, что ей в этой сказке помогает Сивка – бурка, о которой мы с вами недавно читали.
- Сейчас, ребята, попробуем продолжить эту сказку, но с присутствием волшебного помощника, которым будет Сивка-бурка.
У детей при помощи наталкивающих реплик и вопросов учителя получается следующая сказка:
«Бежит девочка, а братец уж и бежать не может — сил не осталось. А тут лес закончился — поле началось. Негде от гусей-лебедей спрятаться! И вдруг видят дети - среди поля скачет Сивка-бурка. Бросились дети к нему за помощью.
Сивка—бурка говорит им:
- Прыгайте быстрей ко мне на спину?
Взобрались на Сивку-бурку сестрица с братцем, и понес он их над чистым полем, над лесом...
Вернулись дети домой, а тут и родители с ярмарки вернулись и привезли подарки. А Сивка – бурка еще 30 лет и 3 года жил в деревне и всем помогал».
На данном занятии учащиеся вспомнили волшебные предметы, встречающиеся в сказках, а также потренировались в сочинении сказок по данному началу с участием волшебного помощника.
В результате проведенных занятий дети вспомнили структуру сказки, героев, наиболее часто встречающихся в сказках, волшебных помощников. На занятиях шла работа по развитию речи, т. к. детьми совместно с учителем сочинялись сказки по предложенному началу. Детям трудно давалось усвоение сказочной композиции, приемов сказочного повествования, но путем фронтальной работы эти трудности постепенно преодолевались. На последнем этапе работы учитель предложил детям самостоятельно написать сказку с волшебным сказочным миром.
Занятие №5
Учитель:
- Дорогие мои сказочники! Сегодня вы будете самостоятельно создавать свою волшебную сказку, используя те знания, которые вы
получили на наших занятиях (учитель с детьми еще раз вспоминают приемы, используемые в сказках, построение сказочной композиции, образы сказочных героев и героев-помощников).
- Желаю вам всем успеха!
Слушая русскую народную сказку, ребенок впитывает в себя язык, следовательно, при правильной организации работы со сказкой можно значительно повысить уровень речи учащихся начальной школы.
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Урок математики в 4 классе
Школьная олимпиада по математике 4 класс
Самоуправление в начальной школе
Похожие статьи:
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии
Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»
Сценки для начальной школы
Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков