Статья на тему: «Казахская инструментальная музыка».
Подготовлена преподавателем казахского народного отделения: Зважий И.Н.
Караганда
Отличительная особенность традиционной культуры казахского народа высокоразвитая инструментальная музыка. Чисто инструментальные жанры народной музыки встречаются у народов, которые длительный исторический период вели кочевой образ жизни. К их числу относятся казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки и другие. Культура этих народов имела много общего и была объединена единой тюркской языковой группой, близкими религиозными представлениями, совпадающими народными обычаями, свадебными гуляньями, похоронными обрядами. Инструментальное искусство родственных тюркских народов являет собой единую музыкальную культуру, в которой казахские, киргизские, и туркменские как бы представляют различные исторические стороны одной инструментальной традиции.
Кюй -это инструментальная пьеса программного характера. Все отличаются небольшими размерами и звучат не дольше 2-3 минут. С малыми формами, связаны особенности образного строя музыки. Каждый раскрывает только один музыкальный образ, передает только одно состояние и не включает контрастов.
Содержание произведения самое разнообразное. Один из них передает философские раздумья, о смысле жизни ( «Жигер» - «Энергия», «Кокил»- «Мелодия моей души», «Оттин дуние, кетги дуние»- «Прошлое моей души»), другие представляют тонкие психологические портреты людей), третьи воспевают красоту степных просторов и родного края ( «Сары-Арка»- «Золотая степь»,«Саржайляу»- «Золотое пастбище», «Жем суюнын таскыны»- «Бушующий Жем»).
Многие произведения повествуют о важных событиях в жизни народных музыкантов (Курмангазы «Аман бол, шешем, Аман бол»- «До свидания, мама, до свидания», особую группу составляют, посвященные животным и птицам (Народные произведения «Боз инген»- «Верблюдица».
Фактически произведения передают всю сложную и моногогранную картину мира кочевников.
Самым любимым инструментом казахов была домбра. Домбровые произведения переходили из одного поколения к другому, они обобщали жизненный опыт народа, несли знание о природе человека.
История домбровой музыки тесно переплелась с историей народа. Через века и тысячелетия домбра пронесла память о первых страницах истории кочевников, временах, когда и сам инструмент, и музыка еще были включены в древние культовые действия и обряды. Домбровое произвидения отразили многие исторические события,сыгравшие роль в жизни казахов. Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, которая разделяется на два стиля - быстрые и медленные произведения.Быстрые и медленные произведения различаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западно казахстанские произведения отражают яркие драматические события, характеризуются волевые, сильные образы. Отличительная черта всех западных мелодии форма-схема, организует импровизационное развитие произведения в обязательной последовательности по регистровым зонам — верхний лад,средний лад и нижний. Определяющий стиль и особенностью является и штрихи, которые извлекаются на домбре кистевыми взмахами, отличаются огромным разнообразием.Традиции медленного исполнения характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукового-извлечение пальцами. Содержанием медленного произведения стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания, изящные женские образы. Все инструментальное наследие делится на народные мелодии и авторские произведения произведения. Сохранившиеся до нашего времени народные образцы представляют собой ранний фолклернный пласт музыкальной культуры. Происхождение этих произведении было связано с архаичными ритуалами, сохранившими отголоски древней мифологии и верований. Творчество мелодии относится к новой,
более высокой исторической стадии развития музыкальной культуры. Искусство каждого произведения отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства. При этом рассказ и музыка были художественно равноправны.
Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной импровизации, но и владением слова.
В разное историческое время связь между словесным и музыкальным текстами была неодинаковой. В древних пластах инструментальной музыки они образовывали общую сюжетную линию развития: основное содержание и развитие действия раскрывал рассказ, в который включали эпизоды, дополняющие и иллюстрирующие устное повествование. В ходе постепенного исторического развития инструментальная музыка перестала быть просто средством иллюстрирования. Между рассказом и произведениями установились новые соотношения: в разговорном исполнении стали указывать, какому событию были посвящены мелодии, рассказывали они и историю возникновения того или иного произведения.
Музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала нести самостоятельное содержание, раскрывать различные характеры и настроение.
Традиционная инструментальная культура продолжает развиваться и в наши дни. Однако на современном этапе развития традиционного искусства в нем происходят большие перемены, связанные с изменениями условий бытования и исполнения. Теперь произведения звучат не только в сольном исполнении, но и ансамблевых, оркестровых оранжеровках. Многие современные прозведения отражают событие нашей действительности. Однако народная музыка, как и раньше предают искренние чувства народа, его веру в будущее и мечты о счастье.
Рекомендуем посмотреть:
Быт и культура казахского народа
Искусство казахской музыки