Статья: "Основы психологии обучения у школьников"
Формировании у школьников научных понятий.
Учебные предметы, которые усваивают школьники, представляют собой системы научных понятий как обобщенных знаний о существенных признаках предметов и явлений. Усвоение учебного предмета и представляет, в частности, формирование соответствующих понятий.
Формирование научных понятий начинается обычно с наблюдений за частными, единичными явлениями, ознакомления с фактами, накопления опыта. Все это, разумеется, организует учитель. Подбирать факты, явления нужно так, что бы в различном можно видеть одно и то же общее, причем существенное общее.
Выделять это общее можно только на основе операции сравнения. Обобщающая деятельность школьников постепенно совершенствуется – вначале она часто строится на внешней аналогии – сопоставлении, внешних признаков и выделении одного общего признака. Затем на основе сопоставления внешних признаков выделяется ряд общих признаков, которые классифицируются. И наконец, учащиеся переходят в выделению и отвлечению от второстепенных, случайных, несущественных.
Ошибочные обобщения.
Целиноправленная организация деятельности учащихся учителем, конечно, вносит важные коррективы в эту схему: существенные признаки могут и должны выделяться школьниками (с помощью учителя) на первом же этапе формирования понятия.
Каковы причины этого явления?
Во-первых, здесь сказывается личный опыт ученики, его житеейские понятия, первоначальные обощения. Так мышь по мнению ребенка, есть домашнее животное («Так как живет дома»), плод – нечто обязательно сочнее съедобное (в жизни младший школьник встречается именно с такими плодами), подлежащее – слово, занимающее первое мсто в предложении (в упражнениях дети имели дело чаще всего с такими предложениями), предлог – короткое слово (именно с такими встречался ученик), а потому предлоги смешиваются с местоимениями и союзами. Итак, случайные признаки преобретают обещенную значимость по той причине, что они играли значительную роль в прежнем личном опыте младшего школьника.
Воздействие непосредственных впечатлений при образовании понятий столь велико, что в ряде случаев оно оказывается сильнее словесного воздействия (текста учебники, объяснения учителя).
Направляющее и организующее процесс образования понятий влияние учителя должно идти в двух направлениях.
Во-первых, надо правильно организовать процесс восприятия этой цели может служить максимальное разнообразие наглядного материала, демонстрация разных случаев, в которых обязательно менялись бы существенные признаки и сохранялись постоянные, существенные.
Для выработки правильного обобщения школьники должны сравнить эти случаи и выделить как общее, так, и то что варьирует, может изменятся, принимать различные значения.
Во-вторых, следует использовать направляющее слово учителя, специально подчеркивающего возможность вариаций несущественных признаков и разъясняющего направление этих вариации. При определении понятия надо требовать от учащихся не только раскрытия существенных признаков, но и специального указания на существенные признаки и их возможную вариацию (например, ученик раскрывая понятие «водораздел», указывает: «водораздел может иметь любое напровления любую высоту»).
Весьма существенно для формирования правильных понятий у школьников систематически упражнять их в применении изученных понятий на практике. Овладеть понятием – значит не только знать существенные признаки предметов и явлений, которые объединяются данным понятием, но и уметь применять его в жизни, на практике, уметь оперировать, пользоваться им.
Рекомендуем посмотреть:
Статья-размышление учителя русского языка и литературы
Описание активного метода обучения "Автобусная остановка"
Обучение проектированию на уроке
Активные методы обучения в вечерней школе
Похожие статьи:
Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов
Интерактивные методы обучения
Формы обучения в психологии