Обучение проектированию на уроках (идея).
Автор Калина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №7» г. Перми
Современное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Для решения данного вопроса построение личностно – ориентированной системы обучения и воспитания школьников является, на наш взгляд, насущной необходимостью.
Что же включает в себя личностно-ориентированный подход в нашем понимании?
Это такие способы и действия педагога, которые способствуют самопознанию и саморазвитию воспитанника, что и ведет, в свою очередь, к развитию его неповторимой индивидуальности. Стало быть вопрос о способах действий педагога является здесь концептуальным. Поиск образовательных технологий, соответствующих предъявляемым требованиям, привел меня к проектированию. Метод проекта не нов: создаю давно уже воспитательные проекты, учебные проекты в научно-практической деятельности учащихся, участвую в социальных и педагогических проектах. Технология, действительно, актуальна последние 7 лет. Ведь и воспитание ребенка, и жизнь человека – это по сути тоже долговременные проекты. Все принципы личностно-ориентированного подхода в данной технологии (проектировании) работают. Напомним их.
1.
принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
2.
принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;
3.
принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
4.
принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в классе и школе;
5.
принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
6.
принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
Ребенок, вовлеченный в проектную деятельность, изменяется прямо на глазах. Даже момент самовыдвижения или присоединения происходит у каждого по-своему: кто-то это делает смело, уверенно, а кто-то ещё опасаясь, получится ли у него, робко и стесняясь. Однако это не всегда и не со всеми продолжается во время проектной деятельности. Вообще, этап самоактуализации, пожалуй, самый трудный для ребенка. Для учителя же наибольшую трудность вызывает этап поиска проблем, особенно в проектной деятельности для гуманитариев, словесников. При этом идеальным будет нахождение проблем самим учеником при чтении художественных произведений программных и не очень, при изучении грамматики или вообще системы русского языка. Ведь проект не самоцель, а способ решения проблем и одновременно образовательная технология. То есть в идеале проблемы, возникающие в процессе обучения, тут же вызывают необходимость разрешения их методом проекта. Для этого нужно, чтобы все дети получили хотя бы представление о том, что такое проект, как работать в проекте, и имели практику в проектировании, потому что то, о чем я говорила в начале статьи, что мои дети создавали учебно-практические работы, относилось не ко всем детям ( мы же понимаем, что на НПК мы готовим сильных детей, сориентированных на наш предмет).
Таким образом, я пришла к выводу, что нужно проектную деятельность использовать не только во внеурочной и воспитательной работе, но и непосредственно в учебном, урочном плане. Ввести сначала обучение проектированию всех пятиклассников через уроки литературы, а затем эту технологию использовать в любом уроке (русского языка, литературы, спецкурса, географии, английского языка и других) как универсальную в рамках требований ФГОС. Она, безусловно, примененная в учебной практике, не будет укладываться в рамки 45минутного урока, может быть разорвана чередой уроков по программе (участникам нужно время на выполнение некоторых заданий, именно некоторых, потому что идея предполагает выполнение большей части проектных заданий во время урока).
При этом деятельность учителя тоже существенно изменится, так как ему необходимо, если дети пока не видят проблем,
-
вычленить их,
-
распределить детей на группы, при этом учитывая как педагогические, так и образовательные задачи,
-вести эти группы, создавая для каждой свое проектное задание (опять же на первых этапах, потому что планировать свою деятельность, корректировать её в изменившихся условиях тоже должны дети),
-рефлексировать деятельность и результат.
Это гораздо сложнее в организационном плане, чем провести традиционный урок, но это, на мой взгляд, как раз и повысит интерес и мотивацию учеников к обучению, научит их решать все проблемы в жизни или почти все системно и грамотно. Понятно, что метапредметные результаты проектной деятельности детей разного школьного возраста должны отличаться. Предлагаю такое выделение уровней метапредметных результатов:
Регулятивные результаты
1 уровень Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
2 уровень Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок
3 уровень Приобретения навыка саморегуляции
Познавательные результаты
1 уровень Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи
2 уровень Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
3 уровень Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Коммуникативные результаты
1 уровень Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
2 уровень Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы
3 уровень Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Опять же достижение того или иного уровня каждым конкретным ребенком вполне индивидуально, но он должен знать конечный результат того, чего он должен достигнуть в проектной работе.
Таким образом, идея обучения учебному проектированию во время уроков соответствует требованиям системно - деятельностного подхода ФГОС и формирует все метапредметные и личностные УУД.
Рекомендуем посмотреть:
Проект ко Дню Победы в школе
Программа воспитательной работы классного руководителя
Метод проектов в школе
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Похожие статьи:
Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов
Интерактивные методы обучения
Формы обучения в психологии