Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока спецкурса в 5 классе

Конспект урока спецкурса в 5 классе «Истории разных слов»
Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми Калина Ирина Владимировна
Тема: «Слова тематической группы «Ремесло, род занятий»
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Наш урок посвящен словам тематической группы «Ремесло, род занятий» Какова будет наша цель? (дети называют цели урока)
Цель: познакомиться с словами, которые называют людей по профессии, расширить словарный запас, узнать о происхождении этих слов;
Задачи: узнать о суффиксах русского и других языков, которые участвуют в образовании слов, называющих профессии людей;
запомнить правописание этих слов;
развивать аналитические способности детей.

Учитель:
- Итак, мы будем говорить о ремеслах, различных занятиях человека. Я думаю, что и нам нужно распределить роли-занятия на урок.
Нам нужен ученик-словарь (толмач), задача которого будет находить в толковом словаре значения всех слов нашей тематической группы, которые будут названы на уроке, а в конце урока провести лексический диктант,
Ученик-корректор, который будет вносить добавления в электронные материалы урока.
А остальные будут моими помощниками – мастеровыми.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель:
- Что же такое ремесло? Какие ремесла вам известны?
Понятно ли слово «ремесло»? (ученик-словарь, слайд)
Ремесло – профессиональное занятие, изготовление чего-то ручным, кустарным способом.
- Так, а «кустарь» кто же такой? Что в данном слове указывает на то, что оно будет связано с профессией? (суффикс –арь)
- Какие еще слова с этим суффиксом вам известны? ( гончар, бочар, слесарь, столяр)
Ремеслами здесь будут бочарное дело, гончарное ремесло. А «писарь», «лекарь»?
Итак, записываем в тетрадь значение слов «бочар» и «гончар».
I1I. Исследовательская работа
Учитель: вспомним, какие суффиксы указывают также на профессию? Запишите их на доске и в тетради ( -ер (-ор), -тель, -ник, -щик, -як…)
Возьмем суффикс –ёр. (слайд)
Дирижёр и директор – родственные слова?
Помните ли вы, чем отличаются однокоренные и родственные слова?( ученик-словарь: однокоренные слова – это слова, имеющие один корень, а родственные – слова, близкие по происхождению, содержанию, каким-то признакам).
В работе над поиском ответа на вопрос, возможно, детям понадобится ещё и этимологический словарь (ещё один толмач).
Итак, записываем в тетрадь значение слов
«Дирижёр» – руководитель оркестра или хора.
«Директор» – руководитель предприятия, учреждения.
Учитель: а какие ещё слова образованы по той же словообразовательной модели?
( ректор, лектор, конструктор, диктор, репетитор, репортер, профессор)
IV. Работа в группах
Учитель:
Найти этимологическую справку слов «репетитор», «репортер» и
« профессор». Почему из ряда слов я выбрала именно эти слова? (словарные)
Каждая группа докладывает о результатах своей работы (на экране появляется картинка-справка).
Учитель: Интересно, а как в английском языке образуются слова со значением профессии? ( с помощью суффиксов –ер)
Как узнать быстро русское слово со значением профессии, пришедшее из английского языка?( спортсмен, боцман, лоцман). Запись слов в тетрадь.
Учитель: Догадайтесь, какое слово в русском языке со значением «род занятий» произошло от латинского deputare – назначать?
( слайд депутат- «назначенный»)
- от итальянского soldo «монета, жалование, деньги»
(слайд солдат – «получающий жалование»)
- от латинского adjutare – «помогать»
( слайд адъютант – помощник)
V. Рефлексия.
Учитель: Подведем итоги. Что нового мы узнали?
VI. Словарная работа
А теперь посмотрим, как мы запомнили слова, которые прозвучали на уроке. Толмач читает лексическое значение слов, а вы должны по значению узнать слово и верно его записать. Два желающих могут это делать на ноутбуке и доске.
VII. Домашнее задание[/i]:
Учить слова, с которыми познакомились на уроке, найти еще словарные слова со значением профессия, род занятий.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Обучение проектированию на уроке
Опубликовано: 3772 дня назад (8 июля 2014)
Просмотров: 2127
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Любовь Сергеевна Резанова # 10 июля 2014 в 19:14 0
Ирина Владимировна, спасибо за интересный, полезный материал! Беру в закладки! Голос +1