Данный проект подготовили мои пятиклассницы для участия в краевом конкурсе творческих проектов(3 место). Он адресован учителям литературы и русского языка. Материал называется "Кукла в традиционной культуре и в рассказах Л. Толстого "Кавказский пленник" и Е.Носова "Кукла".
Конспект урока внеклассного чтения «Куклы и люди»
Оборудование и оформление к уроку
На доске - тема урока «Кукла в традиционной русской культуре и рассказах Л. Толстого «Кавказский пленник» и Е. Носова «Кукла»
Таблички Л. Толстой «Кавказский пленник»
Е. Носов «Кукла»
Карточки с заданиями
Е. Носов «Кукла»
1. Функция куклы в рассказе?
2. Какова роль куклы в авторском замысле?
Л.Толстой «Кавказский пленник»
1. Функция куклы в рассказе?
2. Какова роль куклы в авторском замысле?
Презентация
«Кукла в традиционной культуре»
Ход урока
1. Организационный этап
Целеполагание:
Ученица: Ребята, посмотрев на доску, скажите, какова будет цель нашего урока? ( Предполагаемый ответ:
- Познакомиться с функциями куклы в традиционной русской культуре,
- Понять роль куклы в рассказах Л. Толстого «Кавказский пленник» и Е. Носова «Кукла»).
- Запишите тему урока в тетрадь.
Мотивация:
Если мальчики сомневаются, интересно ли им будет на уроке, должны сказать, что в Древней Руси мальчики наравне с девочками ходили в одинаковой одежде (в рубашке) до тех пор, пока сами не сделают свою первую куклу. После этого они получали право садиться за общий стол и одевать порты (штаны). Знали ли вы об этом, мальчики? Значит и вам на уроке будет интересно.
2 этап Актуализация знаний
Презентация «Кукла в русской традиционной культуре».
Рассказ ученицы о роли куклы в жизни человека (идея: кукла сопровождала человека с рождения до смерти, к ней относились с уважением (нельзя было куклу уколоть, порезать, выбросить), передавали из рода в род)
Подведение итогов: Что нового вы открыли для себя? (Ответы.)
Ученица: Таким образом, кукла в старину играла важную роль в жизни людей: она формировала личность ребёнка, защищала человека от влияния тёмных сил, присутствовала во всех важных этапах жизни человека от рождения, взросления, свадьбы, старости и т.д. Запишите выводы в тетрадь. Можно в виде схемы.
3 этап Анализ художественного текста
- Вспомните художественные произведения, где встречаются куклы? (Предполагаемые ответы¬: Т. Гофман «Щелкунчик», А. Толстой « Приключения Буратино», Ю. Олеша «Три толстяка»)
- Мы вам предлагаем поговорить о двух рассказах, которые вы должны были прочитать дома. Первая группа читала рассказ Л.Толстого, а вторая – Е.Носова. Перед вами лежат карточки с вопросами, на которые вы должны ответить в течение 4-5 минут. А затем познакомить всех с результатами своей работы.
4 этап Работа в группах
( Дети начинают работать в группах, отвечая на вопросы по карточкам в течение 4-5 минут. После команды отчитываются о проделанной работе)
Евгений Носов « Кукла»
функция куклы
Кукла - явное подобие человека в этом рассказе.
« Вроде понимаешь: кукла. Да, ведь облик - то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь».
И когда мы видим её изуродованную, невольно хочется подумать о том, на что способен человек. Ведь всё начинается с малого... Возможно, затем человек сможет перенести эту жестокость и грубость на других людей.
Идея автора: Автор в рассказе «Кукла» осуждает равнодушие человека к природе, к ближнему, ко всему живому на Земле.
«Притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят,» - пишет Е. Носов.
Л.Толстой «Кавказский пленник».
Функция куклы
Кукла устанавливает дружеский контакт между Жилиным и Диной.
Цель автора: Автор с помощью куклы хочет донести до читателя мысль, что даже на войне человек не должен превращаться в зверя. Для него должны быть незыблемы понятия милосердия, честность, товарищество, дружелюбие, любовь к ближнему, забота, понимание, уважение.
На доску вывешиваются схемы к рассказам.
Подведение итогов.
- Итак, с какой целью используют авторы куклу в своих рассказах? ( Общий вывод: Показывая отношение человека к кукле, авторы передают свой замысел.
В произведении «Кавказский пленник» кукла как символ веры во спасение, надежду, удачу. А в рассказе Е.Носова кукла является моделью человека, ведь как будешь обращаться с куклой, так потом сможешь относиться и к человеку). Запись выводов в тетрадь.
5 этап Рефлексия
- Давайте вспомним, какова была цель урока?
- Удалось ли нам достичь цели?
6 этап Домашнее задание
Читать рассказ Дарьи Вильке «Шутовской колпак» (по желанию).
Приложение к уроку
Фронтовики-люди с обнаженным и обожженным сердцем. Как самый страшный эпизод войны сохранила память защитника Брестской крепости майора Гаврилова момент, когда во дворе тюрьмы он увидел, как немцы разгружали кузов набитой младенцами машины, доставая их оттуда…вилами! Один мой знакомый, капитан в отставке, прошедший Афганистан, рассказывал, не в силах сдержать слез, как ему пришлось складывать в армейский рюкзак то, что осталось от 6 (!) его однополчан. Можно ли после этого смотреть на мир прежними, довоенными глазами?
Почти полвека назад молодой Вознесенский в «Охоте на зайца» предупреждал:
Страсть к убийству, как страсть к зайчатине,
Ослепленная и зловещая,
Она нынче вопит: зайчатины!
Завтра взвоет о человечине…
Сухомлинский: «проверяйте свои поступки сознанием: не причинили ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
Разнузданный цинизм есть своего рода « компенсация» душевной неполноценности.
Кукла - существительное одушевленное.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс
Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса
Похожие статьи:
Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной
Урок внеклассного чтения в 5 классе
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе «Весна, весна! И все ей рады…»
Баллады для 5 класса по литературе
Рассказы о природе, 5 класс