Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе «Весна, весна! И все ей рады…»

Конспект урока внеклассного чтения для 5 класса

Автор: Ровенская Татьяна Николаевна, учитель-дефектолог, учитель русского языка и чтения КС КОУ ОО «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», г. Орёл

Описание материала: предлагаю методическую разработку урока внеклассного чтения по теме «Весна, весна! И все е рады…»  для учащихся 5 класса (11-12 лет), обучающихся в специальных (коррекционных) школах  8 вида. В ходе урока проводится знакомство с народными традициями, фольклором, особенностями праздника «Сороки».

Цель. Вырабатывать навыки выразительного чтения наизусть.

Образовательные задачи:

- познакомить с элементами устного народного творчества.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать связную устную речь, мнестические процессы, активизировать внимание.

Воспитательные задачи:

- воспитывать учащихся на духовных началах народных традиций, прививать эстетическое чувство прекрасного.

Пед. инструментировка:

-  репродукция картины Левитана «Март»;

грамзапись романса Глинки «Жаворонок»;

грамзапись пьесы П. Чайковского «Март»;

сменный стенд «Так начинается весна»;

домик, плетень;

ворона для декорации сельской улицы;

костюмы русских парней и девушек;

раздаточный материал для учащихся с закличками;

карточки с загадками;

предметные картинки грача, скворца, жаворонка;

печенье – жаворонки

План урока

1.  Подготовительная часть (10 мин.).

1.1. Оргмомент. Рапорт дежурного.

1.2. Знакомство с темой урока, задача на урок.

1.3. Повторение признаков весны.

1.4. Чтение стихов о весне.

2.   Основная часть (25 мин.).

2.1.  Рассказ учителя о распространенном русском обычае – празднике   Сороки.

2.2. Чтение учителем закличек «Жаворонки»

2.3.  Чтение учащихся.

2.4. Анализ закличек.

2.5. Отработка выразительного чтения. Прослушивание грамзаписи.

2.6. Инсценировка «Сороки!»

3.   Заключительная часть (5 мин).

3.1.  Аукцион «Знаешь ли ты птиц?»

3.2. Итог урока. Праздничное угощение детей жаворонками.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Подготовительная часть.

 

 

Организация класса.

Дежурный ученик сдает рапорт

 

На доске тема урока «Весна, весна! И все ей радо…»

Дети, прочитайте, пожалуйста, тему урока.

 

Дети читают.

 

Как вы думаете, какая наша задача на уроке?

Мы будем говорить о весне.

 

Да, но только сегодня это пройдет в необычной форме. Вы когда-нибудь ходили на концерт?

Да.

 

Кто выступает обычно на концерте?

Артисты.

 

Правильно, и мы сегодня устроим концерт. В роли артистов будете выступать вы, только получать за выступление будете не аплодисменты, а оценки. Наш концерт будет посвящен первому месяцу весны. Какому?

Марту.

 

Мы постараемся вспомнить приметы марта, произведения различных поэтов о начале весны. И в середине концерта вас ожидает сюрприз.

Я буду ведущей нашего концерта. Иногда буду обращаться к вам с вопросами и попрошу быть очень активными.

Давайте представим, ту, которую изобразил художник Левитан в своей картине «Март». Вот на этой улице стоит домик, рядом плетень. А кто же на крыше домика?

 Ворона.

 

А почему она такая лохматая?

С зимы такой осталась.

 

Она и ведет себя очень странно. Почему?

Она радуется приходу весны.

 

А какой поэт нам об этом рассказал?

А. Блок  «Ворона». (Дети читают наизусть)

 

А что это ворона заприметила на земле?

Конверт

 

Откуда же он здесь взялся? Давайте посмотрим, что же там написано?

Ученик читает листок из конверта.

 

Признаки весны.

 

 

Весна начинается в мае. В это время становится холоднее, и замерзают реки. Первыми прилетают снегири. В середине весны птицы начинают строить гнезда. В конце весны прилетают грачи, снег тает.

Здесь все неправильно.

 

Давайте попробуем разобраться в признаках весны.

Весна наступает постепенно.

 

Какое небо становится весной?

Выше, светло-голубое, плывут кучевые облака.

 

Какой снег становится?

Темный, грязный.

 

Что на дорогах появляется?

Лужи

 

Учитель показывает картинку с вопросом: «Что превращает парк в море?»

Солнышко

 

Какое оно весной?

Яркое, теплое. Светит ярче, поэтому все тает.

 

В каком стихотворении рассказывается о наступлении марта и его приметах?

С. Маршак «Март» (наизусть).

 

Если солнышко пригревает, что бежит по дорогам?

Ручьи.

Дети читают отрывок из стихотворения

С. Смирнова

«Первые приметы»

 

Что значит «ручей родился на припеке»?

Начал таять снег и появился ручеек.

 

И вот он уже не один, а много их. Они бегут со звоном, оглашая наступление весны.

Дети читают отрывок из стихотворения

А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…».

 

Есть такая народная примета «Вода с гор потекла – весну принесла».

А где снег тает быстрее?

В городе.

 

А затем?

В поле.

 

И в последнюю очередь?

В лесу.

 

В каком еще стихотворении нарисованы картины прихода весны?

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»(наизусть)

 

Все поэты помогают нам полюбить, почувствовать это время года – время пробуждения природы.

Так композитор П.И. Чайковский передал в музыке свое настроение, которое возникло у него с приходом весны. Он назвал свою пьесу «Март».

И поэты, и композиторы, и художники дают описание весны искренне, радостно, так как сами к ней относятся.

Весна идет, она уже рядом. А какая же весна без птичьего щебетания и стремительного полета?! Они уже летят, они уже в пути. А вы их не забыли?

Давайте попробуем отгадать, о каких птицах говорится в стихах – загадках.

Слушайте стихи - загадки про птичьи  повадки.

Учащиеся прослушивают часть пьесы П. Чайковского «Март».

 

 

1.     Что за весенняя птица,

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

Грач

 

А какую поговорку мы знаем о граче?

Грач на горе – весна на дворе.

 

2.     На шесте дворец,

Во дворе певец.

 

Скворец

 

Какая примета связана со скворцами?

Увидал скворца - знай: весна у крыльца.

 

3.     У берега, под склоном,

Где тальничек зеленый,

Где хмель разросся дикий,

Поет артист великий.

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит.

Соловей.

 

4.     У этой хвост косицей,

У той, как веерок,

Две птицы – две сестрицы:

Касатка, воронок.

Ласточка.

 

Учитель читает:

 

5.     Он голосисто с вышины

Поет на солнышке сверкая…

 

 

Дети продолжают и говорят, что это жаворонок.

 

 

Кто написал эти строки?

В. Жуковский

 

Прочитайте все стихотворение наизусть.

Ученик читает.

2.

Основная часть.

 

 

  Особенно с нетерпением ждали прихода весны крестьяне, потому, что начинались все земледельческие работы.

  Поэтому и возникли в глубокой древности обычаи и обряды, которые разыгрывались в честь прихода весны – красны.

  По старинным поверьям необходимо было помочь приходу весны, хорошо ее встретить, «закликать» обрядами.  А радостно встреченная весна должна была принести  крестьянину свои дары: половодье, теплую погоду и богатый урожай.

  Крестьяне не пассивно ждали весну, а стремились песнями и обрядами как-то воздействовать на ее быстрейший приход.

  Повсеместно на Руси  был распространен обычай: 22 марта (день весеннего равноденствия) отмечали праздник – Сороки.

  Считалось, что в этот день зима кончается, день с ночью равняется, что в этот день прилетают сорок птиц на Русь из заморских стран, где они спасались от мороза. И первая из них – жаворонок.

Старики говаривали: «Сколько проталинков – столько и жаворонков».

  Бывает, что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок который на Сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет.

  Сороки больше всех отмечали дети. В этот день пекли из ржаного теста печенье в виде жаворонков. Оно так и называлось «Жаворонки».

  Посмотрите, какие у них головки, крылья. Вот – вот взлетят! Да еще медом обмазанные. Их рассылали по родным, торговки продавали возле церквей, на ярмарках.

  На Сороки кликали весну в образе жаворонков. Ребятня бегала по улицам с печеными птахами в руках, подбрасывала их вверх с громкими криками: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите».

  Часто таких жаворонков сажали на плетень или поднимались на крышу и размахивали ими. При этом пели заклички (народные песни), которыми зазывали птиц.

  В этих закличках отразились взгляды людей той далекой поры, когда человек, его благополучие полностью зависели от природы. И он старался задобрить природу, вызвать ее расположение, чтобы вовремя пришло тепло, были солнце и дождь, которые помогли бы ему  вырастить богатый урожай.

  Человек старался сделать природу своей союзницей в нелегком труде.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают печенье – жаворонки.

 

Учитель читает заклички:

Жавороночек

На проталинке,

На завалинке –

Зиму провожает,

Лето поджидает.

 

Чувиль – виль – виль,

Жавороночек,

Прилети к огням,

Принеси ты нам:

Ты весну красну,

Красно солнышко,

Тепло летушко,

Зелёный покос,

Унеси сухой мороз!

 

Как хуже горькой редьки!

Жавороночки, жаворонки,

Прилетайте к нам!

Тут кисели толкут,

Тут длины пекут.

 

Жаворонок, жаворонок,

Улети-ка далеко,

Принеси нам тепло!

Садись на дугу,

Воспевай на лугу!

Весна красна!

 Тепло солнышко!

Приди скорей!

Согрей детей!                         

Ученики анализируют заклички.

 

1.     В какое время года они исполнялись?

2.     Как начинались?

3.     Какие пожелания в них высказывались?

4.     Как можно объяснить их содержание?

5.     Какое настроение создает чтение этих закличек?

6.     Как называет народ жаворонков?

Уменьшительно-ласкательно.

 

Отработка выразительного чтения закличек.

Выделите:

1.     Слова-обращения.

2.     Слова- пожелания.

3.     Слова–требования.

-         При чтении обращения к жаворонкам передайте просьбу, попросите их, чтобы птицы поскорее прилетали;

-         Выразите пожелания, чтобы зима поскорей ушла;

-         Покажите голосом, что зима злая, холодная, всем надоела, выразите свое недовольство;

-         При чтении слов пожеланий «несите здоровье», выразите просьбу, попросите, чтобы весна принесла вам здоровье.

  Прослушивание грамзаписи романса Глинки «Жаворонок».

Дети читают с соответствующей интонацией, стараясь подражать учителю.

 

 

 Ученики делятся впечатлениями о прослушанном романсе.

3.

Заключительная часть.

 

 

В народе говорят, что прилетает сорок птиц. Сколько знаете вы?

Давайте проведем аукцион. Победителем станет тот, кто последним назовет птицу.

  Угощайтесь жаворонками, радуйтесь весне, ясному солнышку, звонким песням.

  Урок окончен.

 

 

Дети называют известных им птиц.

 

Рекомендуем посмотреть:

Куприн «Белый пудель»

Рассказы о природе, 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе

Баллады для 5 класса по литературе

Стихи для школьников 5 класса. Путешествия к далеким берегам

Елена Алексеевна Малышева # 4 июня 2014 в 00:09 0
Интересный материал в уроке, я весной как-то не всегда успеваю что-то этакое придумать, а здесь уже всё готово. Спасибо!
Ирина Александровна Подольская # 31 июля 2014 в 18:13 0
Интересный материал. Я всегда приветствую конспект урока в такой форме. Логика урока четко прослеживается. Запланированный материал соответствует цели урока. Спасибо. С уважением ИА
Елена Павловна Явдошенко # 10 сентября 2014 в 01:21 0
Спасибо за интересную разработку урока! Этот материал возьму на вооружение при подготовке своих уроков. Продуманы вопросы: соответствуют уровню подготовки учащихся, Понравилась работа с литературоведческими терминами, заинтересовали печеньки-жаворонки, очень интересно обыграно! Спасибо
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 19:00 0
Хороший урок. Материал, подобранный очень хорошо влияет на развитие речи учеников. На таком уроке дети много узнают нового не только из области литературы, но и о истории народа.
Татьяна Геннадьевна Недодаева # 11 января 2015 в 13:41 0
Спасибо за интересный урок. Очень понравилась работа по развитию речи, которая велась на протяжении всего занятия. Дети много нового узнали, учились выразительно читать, увидели печенье-жаворонков, слушали музыку. Насыщенный, логичный урок.
Оксана Дмитриевна Гонтарук # 13 января 2015 в 23:15 0
Цікавий урок позакласного читання на задану тему, який супроводжується пізнавальним матеріалом в основній частині уроку та аналізом закличок учнями і формуванням навичок виразного читання.
Роза Шагитовна Зиннурова # 20 февраля 2015 в 21:37 0
Достойный внимания материал. По разработке видно как много внимания Вы уделяете работе с детьми.
Рамиля Абузаровна Закиева # 3 ноября 2015 в 19:54 0
Очень трудно заинтересовать обучающихся на уроках внеклассного чтения. Материал очень содержательный, необычный. Спасибо Вам за урок. Я его обязательно использую на своей практике.
Валерия Юрьевна Васильева # 21 января 2016 в 18:17 0
Разработка занимательная и насыщенная.
Светлана Викторовна Дармодехина # 21 февраля 2016 в 18:06 0
Спасибо за интересную разработку урока! Продуманы вопросы: соответствуют уровню подготовки учащихся, Понравилась работа с литературоведческими терминами, которая велась на протяжении всего занятия. Дети много нового узнали, учились выразительно читать, увидели печенье-жаворонков, слушали музыку. Насыщенный, логичный урок.
Наталья Николаевна Шамшур # 22 февраля 2016 в 21:23 0
Спасибо за интересную разработку урока! Материал дал возможность поверить, что запланированные цели урока были достигнуты. В том числе и воспитательные:Поддерживать у учащихся устойчивый интерес к предмету, чтению, к культурному наследию человечества; высокий уровень мотивации к изучению литературы;формировать умение отстаивать свои взгляды, адекватно реагировать на успех и неудачи одноклассников; разумные амбиции и желание достичь успеха;воспитывать у учеников вежливость, дисциплину, ответственность.
Наталия Ивановна Бухольцева # 28 февраля 2016 в 06:10 0
Добрый день! Хотелось бы поблагодарить за такую прекрасную разработку урока. Всё чётко и понятно, запланированные материал соответствует целям урока. У детей полная заинтересованность и занятость. Спасибо)))