Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.
|
Подготовительная часть.
|
|
|
Организация класса.
|
Дежурный ученик сдает рапорт
|
|
На доске тема урока «Весна, весна! И все ей радо…»
Дети, прочитайте, пожалуйста, тему урока.
|
Дети читают.
|
|
Как вы думаете, какая наша задача на уроке?
|
Мы будем говорить о весне.
|
|
Да, но только сегодня это пройдет в необычной форме. Вы когда-нибудь ходили на концерт?
|
Да.
|
|
Кто выступает обычно на концерте?
|
Артисты.
|
|
Правильно, и мы сегодня устроим концерт. В роли артистов будете выступать вы, только получать за выступление будете не аплодисменты, а оценки. Наш концерт будет посвящен первому месяцу весны. Какому?
|
Марту.
|
|
Мы постараемся вспомнить приметы марта, произведения различных поэтов о начале весны. И в середине концерта вас ожидает сюрприз.
Я буду ведущей нашего концерта. Иногда буду обращаться к вам с вопросами и попрошу быть очень активными.
Давайте представим, ту, которую изобразил художник Левитан в своей картине «Март». Вот на этой улице стоит домик, рядом плетень. А кто же на крыше домика?
|
Ворона.
|
|
А почему она такая лохматая?
|
С зимы такой осталась.
|
|
Она и ведет себя очень странно. Почему?
|
Она радуется приходу весны.
|
|
А какой поэт нам об этом рассказал?
|
А. Блок «Ворона». (Дети читают наизусть)
|
|
А что это ворона заприметила на земле?
|
Конверт
|
|
Откуда же он здесь взялся? Давайте посмотрим, что же там написано?
|
Ученик читает листок из конверта.
|
|
Признаки весны.
|
|
|
Весна начинается в мае. В это время становится холоднее, и замерзают реки. Первыми прилетают снегири. В середине весны птицы начинают строить гнезда. В конце весны прилетают грачи, снег тает.
|
Здесь все неправильно.
|
|
Давайте попробуем разобраться в признаках весны.
|
Весна наступает постепенно.
|
|
Какое небо становится весной?
|
Выше, светло-голубое, плывут кучевые облака.
|
|
Какой снег становится?
|
Темный, грязный.
|
|
Что на дорогах появляется?
|
Лужи
|
|
Учитель показывает картинку с вопросом: «Что превращает парк в море?»
|
Солнышко
|
|
Какое оно весной?
|
Яркое, теплое. Светит ярче, поэтому все тает.
|
|
В каком стихотворении рассказывается о наступлении марта и его приметах?
|
С. Маршак «Март» (наизусть).
|
|
Если солнышко пригревает, что бежит по дорогам?
|
Ручьи.
Дети читают отрывок из стихотворения
С. Смирнова
«Первые приметы»
|
|
Что значит «ручей родился на припеке»?
|
Начал таять снег и появился ручеек.
|
|
И вот он уже не один, а много их. Они бегут со звоном, оглашая наступление весны.
|
Дети читают отрывок из стихотворения
А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…».
|
|
Есть такая народная примета «Вода с гор потекла – весну принесла».
А где снег тает быстрее?
|
В городе.
|
|
А затем?
|
В поле.
|
|
И в последнюю очередь?
|
В лесу.
|
|
В каком еще стихотворении нарисованы картины прихода весны?
|
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»(наизусть)
|
|
Все поэты помогают нам полюбить, почувствовать это время года – время пробуждения природы.
Так композитор П.И. Чайковский передал в музыке свое настроение, которое возникло у него с приходом весны. Он назвал свою пьесу «Март».
И поэты, и композиторы, и художники дают описание весны искренне, радостно, так как сами к ней относятся.
Весна идет, она уже рядом. А какая же весна без птичьего щебетания и стремительного полета?! Они уже летят, они уже в пути. А вы их не забыли?
Давайте попробуем отгадать, о каких птицах говорится в стихах – загадках.
Слушайте стихи - загадки про птичьи повадки.
|
Учащиеся прослушивают часть пьесы П. Чайковского «Март».
|
|
1. Что за весенняя птица,
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
|
Грач
|
|
А какую поговорку мы знаем о граче?
|
Грач на горе – весна на дворе.
|
|
2. На шесте дворец,
Во дворе певец.
|
Скворец
|
|
Какая примета связана со скворцами?
|
Увидал скворца - знай: весна у крыльца.
|
|
3. У берега, под склоном,
Где тальничек зеленый,
Где хмель разросся дикий,
Поет артист великий.
Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит.
|
Соловей.
|
|
4. У этой хвост косицей,
У той, как веерок,
Две птицы – две сестрицы:
Касатка, воронок.
|
Ласточка.
|
|
Учитель читает:
5. Он голосисто с вышины
Поет на солнышке сверкая…
|
Дети продолжают и говорят, что это жаворонок.
|
|
Кто написал эти строки?
|
В. Жуковский
|
|
Прочитайте все стихотворение наизусть.
|
Ученик читает.
|
2.
|
Основная часть.
|
|
|
Особенно с нетерпением ждали прихода весны крестьяне, потому, что начинались все земледельческие работы.
Поэтому и возникли в глубокой древности обычаи и обряды, которые разыгрывались в честь прихода весны – красны.
По старинным поверьям необходимо было помочь приходу весны, хорошо ее встретить, «закликать» обрядами. А радостно встреченная весна должна была принести крестьянину свои дары: половодье, теплую погоду и богатый урожай.
Крестьяне не пассивно ждали весну, а стремились песнями и обрядами как-то воздействовать на ее быстрейший приход.
Повсеместно на Руси был распространен обычай: 22 марта (день весеннего равноденствия) отмечали праздник – Сороки.
Считалось, что в этот день зима кончается, день с ночью равняется, что в этот день прилетают сорок птиц на Русь из заморских стран, где они спасались от мороза. И первая из них – жаворонок.
Старики говаривали: «Сколько проталинков – столько и жаворонков».
Бывает, что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок который на Сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет.
Сороки больше всех отмечали дети. В этот день пекли из ржаного теста печенье в виде жаворонков. Оно так и называлось «Жаворонки».
Посмотрите, какие у них головки, крылья. Вот – вот взлетят! Да еще медом обмазанные. Их рассылали по родным, торговки продавали возле церквей, на ярмарках.
На Сороки кликали весну в образе жаворонков. Ребятня бегала по улицам с печеными птахами в руках, подбрасывала их вверх с громкими криками: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите».
Часто таких жаворонков сажали на плетень или поднимались на крышу и размахивали ими. При этом пели заклички (народные песни), которыми зазывали птиц.
В этих закличках отразились взгляды людей той далекой поры, когда человек, его благополучие полностью зависели от природы. И он старался задобрить природу, вызвать ее расположение, чтобы вовремя пришло тепло, были солнце и дождь, которые помогли бы ему вырастить богатый урожай.
Человек старался сделать природу своей союзницей в нелегком труде.
|
Дети рассматривают печенье – жаворонки.
|
|
Учитель читает заклички:
Жавороночек
На проталинке,
На завалинке –
Зиму провожает,
Лето поджидает.
Чувиль – виль – виль,
Жавороночек,
Прилети к огням,
Принеси ты нам:
Ты весну красну,
Красно солнышко,
Тепло летушко,
Зелёный покос,
Унеси сухой мороз!
Как хуже горькой редьки!
Жавороночки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Тут кисели толкут,
Тут длины пекут.
Жаворонок, жаворонок,
Улети-ка далеко,
Принеси нам тепло!
Садись на дугу,
Воспевай на лугу!
Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей!
Согрей детей!
|
Ученики анализируют заклички.
|
|
1. В какое время года они исполнялись?
2. Как начинались?
3. Какие пожелания в них высказывались?
4. Как можно объяснить их содержание?
5. Какое настроение создает чтение этих закличек?
6. Как называет народ жаворонков?
|
Уменьшительно-ласкательно.
|
|
Отработка выразительного чтения закличек.
Выделите:
1. Слова-обращения.
2. Слова- пожелания.
3. Слова–требования.
- При чтении обращения к жаворонкам передайте просьбу, попросите их, чтобы птицы поскорее прилетали;
- Выразите пожелания, чтобы зима поскорей ушла;
- Покажите голосом, что зима злая, холодная, всем надоела, выразите свое недовольство;
- При чтении слов пожеланий «несите здоровье», выразите просьбу, попросите, чтобы весна принесла вам здоровье.
Прослушивание грамзаписи романса Глинки «Жаворонок».
|
Дети читают с соответствующей интонацией, стараясь подражать учителю.
Ученики делятся впечатлениями о прослушанном романсе.
|
3.
|
Заключительная часть.
|
|
|
В народе говорят, что прилетает сорок птиц. Сколько знаете вы?
Давайте проведем аукцион. Победителем станет тот, кто последним назовет птицу.
Угощайтесь жаворонками, радуйтесь весне, ясному солнышку, звонким песням.
Урок окончен.
|
Дети называют известных им птиц.
|