Методическая разработка "Великий сказочник Датского Королевства" (по сказкам Х.К.Андерсена)
Описание работы: Предлагаю вам разработку урока литературы по теме «Великий сказочник Датского Королевства" (повторительно-обобщающий урок по сказкам Х.К.Андерсена) для учащихся 5 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок построен с учётом ФГОС.
Тема: «Великий сказочник Датского Королевства" (по сказкам Х.К.Андерсена)
Цель:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Х.К.Андерсена.
2. Актуализировать для школьников знание содержания сказок писателя.
3. Развивать у учащихся умение выразительно читать.
4. Способствовать закреплению у детей интереса к чтению.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к художественному слову.
Форма: урок-викторина.
Тип: повторение.
Дидактический материал: портрет Х.К.Андерсена, иллюстрации к сказкам, выставка рисунков и книг, карта Датского Королевства (на карте изображены пункты, по которым двигаются в течение всего урока: «Поселок чтения», «Улочка Ромашка», «Переулок героев», «Замок кроссворд»), мультимедийная презентация о жизни Андерсена, которая демонстрируется на экране в ходе выступления учеников.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Наш сегодняшний урок посвящен этому замечательному сказочнику Хансу Кристиану Андерсену.
Мы с вами сегодня отправимся в путешествие в Датское Королевство – место, где жил сказочник.
2. Беседа с учащимися.
- А кто такой сказочник? (Человек, который пишет сказки)
- А что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях)
- Правильно. Сегодня нас будет окружать сказка. А за каждый правильный ответ вы будете получать золотые и серебряные монеты (их можно вырезать из цветного картона). В какой сказке мы их встречаем? («Огниво»).
3. Рассказ подготовленных учащихся о жизни Х.К.Андерсена.
- Итак, мы отправляемся в путешествие. Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны вспомнить историю жизни Х.К.Андерсена.
1 ученик: Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но Ханс Кристиан стараниями заботливых родителей, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки. Мать же следила за тем. Чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет. В этом ей помогала подруга, которая перешивала для мальчика старую одежду. Была у Ханса Кристиана и заботливая бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука, чем-нибудь побаловать его. Бабушка рассказывала мальчику сказки, которые погружали ребенка в мир волшебства. Одаренный богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении.
2 ученик: В то время в Оденсе был уже благоустроенный театр. Однажды отец сводил сына на представление. Вскоре для Ханса театр сделался самым излюбленным местом. Но часто посещать спектакли он не мог. Поэтому он познакомился с расклейщиком афиш. Тот ежедневно дарил Хансу Кристиану по афише. Так у Андерсена появилась новая забава: сидя в каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу. Затем шил для своих кукол костюмы и разыгрывал комедии. Это были первые, еще неосознанные попытки творчества. С годами забава переросла в сильное увлечение литературой, искусством. Мальчик мечтал о сцене. Когда ему исполнилось 14 лет, умер его отец. И Ханс Кристиан отправился в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца. Но его никуда не приняли.
Учитель: Хорошо, что Андерсену посчастливилось встретиться с добрыми людьми. Они уговорили его учиться. Учение ему давалось непросто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет. Все это время он продолжал писать комедии, трагедии, сказки, веря в свои силы. Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах: Англии, Италии, Франции. Не забывал он и родную Данию. Всего за свою жизнь Андерсен написал более 150 сказок. Давайте вспомним их названия…
4. Сказочная викторина – путешествие.
- Наша
первая станция – «Улочка «Ромашка». (Из бумаги сделать ромашку). Улочка не совсем обычная: на каждом лепестке ромашки есть отрывок из сказки. Нам нужно узнать, из какой сказки отрывок.
А) «Наконец лопнуло большое яйцо. – Пип! –Пип! – пропищал птенец и вывалился из яйца. Но какой же он был большой!»
(«Гадкий утенок»)
Б) «Обманщикам отвели во дворце большую комнату, и они поставили там два ткацких станка, уселись за них и стали делать вид, что усердно работают.»
(«Новый наряд короля»)
В) «И еще одно чудеснейшее свойство было у котелка: если подержать над паром, который из него поднимался, подержать палец и понюхать, то по запаху можно было узнать, какое у кого в городе готовится кушанье».
(«Свинопас»)
Г) «А солдат уже успел так полюбить принцессу, что от всей души хотел жениться на ней. Да и принцем стать было бы недурно!»
(«Огниво»)
Д) «У ворот стояла принцесса. Боже мой! На кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос и платья прямо на туфельки. Бедняжка была такая мокрая, как будто ее только что вытащили из реки».
(«Принцесса на горошине»)
Е) «Поцелуй ее был холоднее льда, пронизал его холодом насквозь и дошел до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным».
(«Снежная королева»)
Ж) «Теперь-то он зажил весело: ходил в театры, ездил кататься в королевский сад и раздавал деньги бедным. И хорошо делал: он ведь по себе знал, каково сидеть без гроша в кармане».
(«Огниво»)
З) «Фи, какой страшный! И совсем непохож на остальных! Неужели это индюшонок? Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой!»
(«Гадкий утенок»)
-
Вторая станция - «Замок героев».
В этом замке живут герои разных сказок Андерсена. Ребята, я вам буду показывать героев сказок, а вы должны вспомнить из какой сказки эти герои. (Учитель показывает предметы и игрушки: горошину, розу, солдатика, лягушку, ореховую скорлупу и т.д.)
-
Третья станция – «Остров рисунков».
Ребята, вы должны узнать сказку по рисунку. (Учитель показывает рисунки – иллюстрации сказок Х.К.Андерсена – дети отгадывают).
-
Четвертая станция – «Поселок чтения»
(Выразительное чтение и пересказ отрывков сказки «Дюймовочка». Вывод: добро всегда побеждает зло, добро правит миром)
-
Пятая станция – «Замок кроссворд». (Кроссворд лучше всего начертить на листе ватмана и закрепить его на доске. Дети будут подходить и вписывать маркером каждое слово).
С О Л О В Е Й
Д Ю Й М О В О Ч К А
Л Е Б Е Д Ь
О Д Е Н С Е
В Е Д Ь М А
В Е Ч Н О С Т Ь
1. Что подарил принц капризной принцессе в сказке «Свинопас»?
2. Название сказки Андерсена, главная героиня которой была такой маленькой, что ее постель помещалась в ореховую скорлупу.
3. На каких птиц хотел быть похожим гадкий утенок?
4. Город, в котором родился Андерсен.
5. Кто помог солдату стать богатым в сказке «Огниво»?
6. Слово, которое должен был составить Кай в замке Снежной королевы.
Ключевое слово кроссворда – любовь. В своих сказках Андерсен воспевал любовь, справедливость, добро, чувство человеческого достоинства. Сказочник учит нас разбираться в людях, учит ненавидеть ложь и несправедливость.
5. Чтение стихотворения Андерсена. Выяснение первого впечатления, восприятия детей.
Андерсен известен во всем мире именно как сказочник, но он писал и пьесы, и стихи. Послушайте его стихотворение и подумайте, как относился к жизни этот замечательный человек.
«Картинка»
Вьется змейкою дорожка;
Покосившийся немножко
Набок домик там стоит.
Дверь с петель слететь грозит;
Словно щурятся оконца
От лучей вечерних солнца.
Вьются ласточки…Щенок
Лает, глядя на порог.
На пороге улыбаясь
И с ребенком забавляясь,
Мать-красавица сидит;
На щеках заря горит.
Мальчуган здоровьем дышит
И румянцем так и пышет.
Он совсем не хочет спать!
По ножонкам толстым мать
Бьет его за то шутливо.
Кот преважно, молчаливо
Дремлет…Ах. Какой испуг!
На нос муха села вдруг!
Цап! – Не будь такой задорной! –
И опять что твой придворный,
Развалился – важный вид!
А дитя как ангел спит!…
(Ответы: 1. Он любил жизнь, людей, любовался животными. 2. Он радовался жизни. 3. Он любил детей)
- Вернемся к теме нашего урока – «Великий сказочник Датского Королевства».
- Как вы думаете, по праву ли Андерсена назвали великим сказочником? (Да).
- Почему? (Ответы детей)
Домашнее задание (творческое)
1. Придумать продолжение какой-либо полюбившейся сказки Х.К.Андерсена и записать тетрадь. Нарисовать героев этой сказки.
2. Сочините свою сказку о каких-либо привычных предметах, например, о своем будильнике, или о своем портфеле. Это задание сложнее.
Подведение итогов. Награждение победителей (можно сделать медали «Лучшему знатоку сказок Андерсена» и т.д.).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Конспект урока литературы в 5 классе. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс
Похожие статьи:
Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной
Викторина для начальной школы. Викторина по сказкам Андерсена
Литературная викторина для детского сада по сказкам Андерсена
Кроссворд с ответами по сказкам Г. Х. Андерсена