Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий мероприятия к 9 Мая для учащихся 6 класса

"Сороковые - роковые" (сценарий мероприятия к 9 Мая)
Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы, для учащихся 6 классов «Сороковые - роковые»
Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна,
Описание: предлагаю сценарий праздника, посвящённого Дню Победы, для учащихся 6 классов «Сороковые - роковые».
Цель:
1. Знакомство с произведениями Великой Отечественной войны, воссоздание картины эпохи.
2. Формирование навыка выразительного чтения, развитие творческих способностей учащихся.
3. Воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции учащихся.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Великая Отечественная война 1941 – 1945гг была кровопролитной и страшной. Прошедшая войну на передовой медицинская сестра, а позже замечательная поэтесса Юлия Друнина писала:
Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжелых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.

Звучит песни на стихи М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом».

Ведущий 2: «В лесу прифронтовом» - это удивительная песня, передающая высокие гражданские чувства. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе с ненавистным врагом.
В годы Великой Отечественной войны советские писатели получали десятки писем со словами благодарности за их творчество, помогающее в борьбе с фашизмом.
Ведущий 3: Замечательная песня «В лесу прифронтовом» создана поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И.Блантером. Исаковский рассказывал: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В прифронтовом лесу» исполняет Ефрем Флакс».
Ведущий 1: Блантер избрал для песни мелодию вальса. Она звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. Хорошо знакомые интонации старинного вальса «Осенний сон» связывают песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны.
Ведущий 2: «Михаил Исаковский – человек счастливого таланта. Ему удается сочинять подлинно народные песни, песни, прочно и надолго входят в быт. Слушая их, почти всегда думаешь: неужели этого раньше не было? Исаковский учился у народа, воспринимал богатое наследство русской песни и с лихвой вернул народу то, что получил от него», - так писал о нем С.Я.Маршак.
Ведущий 3: Вся страна переживала огромный патриотический подъем. Люди не жалели сил, отдавая всё победе. И музы не молчали!
Деятели искусства считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом. В годы войны появились «Окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат, как самый оперативный вид искусства, откликался на самые важные события.
Ведущий 1: Автор плаката «Родина-мать зовет» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать выражению ее лица решимость, сделать ее призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката в две краски – черную и красную. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошелся по всей стране с текстом, напечатанном на многих языках.

Экскурсия по выставке, посвященной подвигу народа в Великой Отечественной войне.

Звучит фрагмент Седьмой (Ленинградской) симфонии Д.Д.Шостаковича.

Ведущий 2: Это одно из наиболее значительных произведений Д.Шостаковича написано в 1941г в осажденном Ленинграде.
Седьмую симфонию Шостаковича сыграли в зале Филармонии 9 августа 1942г. Это был подвиг голодных, ослабленных людей, но их энтузиазм и решимость передавались слушателям. В оркестре Радиокомитета осталось всего пятнадцать музыкантов, а нужно было не менее ста. Тогда военные оркестры переправили в город лучших своих музыкантов.
Ведущий 3: Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передает она дух событий. И вместе с тем эта музыка поражает не только непосредственностью впечатлений, но и глубиной мысли. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания, творчества, разума и мира разрушения, жестокости.
Ведущий 1: Прозвучала Седьмая симфония и 25 июня в Ташкенте. Весь сбор шел в пользу эвакуированных детей. На этом концерте была и А.А.Ахматова.
На своей книге, которая Ахматова подарит композитору, она напишет: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».
Ведущий 2: Ленинградская симфония отразила всеобщий патриотический подъем. На той же высокой ноте прозвучало на торжественном вечере стихотворение А.Ахматовой «Мужество» в Ташкенте.

Чтец 1 «Мужество» (А.Ахматова)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Ведущий 3: Стихотворение было опубликовано в «Правде» 8 марта 1942г. Его перепечатали дивизионные и армейские газеты. Его читали в окопах, блиндажах, землянках, на привалах, в краткие перерывы между боями. Газетные вырезки бойцы хранили в карманах гимнастерок.

Чтец 2 «Победа» (А.Ахматова)
1
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
2
Вспыхнул над молом первый маяк,
Других маяков предтеча,-
Заплакал и шапку снял моряк,
Что плавал в набитых смертью морях
Вдоль смерти и смерти навстречу.
3
Победа у наших стоит дверей...
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей,-
Так мы долгожданной ответим.

Ведущий 1: Уходя на фронт, многие брали с собой стихотворение А.Ахматовой «Мужество» и К.Симонова «Жди меня», ставшее олицетворением верности, любви и долга.

Чтец 3 «Жди меня…» (К.Симонов)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Ведущий 2: «Жди меня» - послание К.Симонова любимой женщине. Автор не полагал, что оно получит такую общественную огласку. Послание сурово и сдержанно. В нем нет нежных слов, признаний в любви. Но при всем этом читатель ощутит огромную силу чувств поэта. Об этом говорит убежденность лирического героя в том, что она, любимая, умеет ждать, «как никто другой», а ее преданность поможет ему все преодолеть.
Ведущий 3: Неоднократно повторяющийся призыв звучит как мольба и приказ: ждать и надеяться, и ничто не должно поколебать эту веру. Слово жди повторяется в стихотворении одиннадцать раз.
Ведущий 1: Мысль автора выражена лаконично и ёмко: «Только очень жди», «Всем смертям назло». Жизнь изменила намерениям Симонова не публиковать свое послание. То, «что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставило меня через полгода напечатать его в газете», - вспоминал впоследствии поэт. Оно было опубликовано в «Правде» в январе 1942г.
И сегодня «Жди меня» продолжает волновать и вселять веру в счастливый исход неизбежных разлук.
Ведущий 2: У каждого истинного поэта своя земля и свое небо, вдохновляющие его на создание стихотворений, считал Сергей Сергеевич Орлов. Притяжение земли и стремление к небу – две важнейшие составляющие его поэтического мира. Стихотворение «Его зарыли в шар земной» (1944) – яркое подтверждение этих слов.

Чтец 4 «Его зарыли в шар земной» (С.Орлов)
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...

Ведущий 3: Композиционная, ритмическая и лексическая простота художественного текста, разговорно-доверительная интонация, психологическая открытость и душевная ясность свойственны этим строкам.

Звучит песня «Журавли» в исполнении М.Бернеса

Ведущий 1: Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность и славу. Каждый год в День Победы эта песня звучит как гимн всем ушедшим, не вернувшимся с войны. В 1965г известный артист Марк Бернес прочитал стихотворение Р.Гамзатова, посвященное двум погибшим на войне братьям. Начиналось оно так:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей…

Ведущий 2: Стихотворение было сокращено и переработано. Как опытный и чуткий артист, Бернес почувствовал, что краткость песни усилит ее эмоциональное воздействие. Затем он прочитал стихотворение «Журавли» композитору Яну Френкелю, попросил написать к ней музыку. Так и родилась проникновенная песня.
Ведущий 3: Во время атомной бомбардировки Хиросимы Садако Сасаки находилась дома, всего в миле от эпицентра взрыва и осталась жива. Росла сильным, здоровым, активным ребенком. В ноябре 1954г у нее проявились первые признаки лучевой болезни. В феврале 1955г она была помещена в госпиталь. От своего лучшего друга узнала о легенде. Садако, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших ей в руки кусочков бумаги. В октябре 1955г она умерла, успев сделать более тысячи бумажных журавликов.
Ведущий 1: Расул Гамзатов вспоминал: «Я был потрясен этой смертью. И тут советский дипломат вручил мне телеграмму, в которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. Но та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти, так было написано это стихотворение. В песни «Журавли» нет различия национальности партийности, это песня – реквием по усопшим. Таковой она и останется».
Ведущий 2: На протяжении всего творческого пути Давид Самойлов, с гордостью причислявший себя к фронтовому поколению, постоянно обращался к годам своей молодости, к теме войны.

Чтец 5 «Сороковые» (Д.Самойлов)
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Ведущий 3: Стихотворение было написано спустя двадцать лет после начала войны. Оно рассказывает о первом, самом тяжелом периоде. В стихотворении воссоздан автопортрет лирического героя – солдата той войны. В описании чувствуется доброе и чуть ироничное отношение к самому себе, тогда еще юному, наивному, душевно щедрому, желающему походить на бывалого.
«Сороковые, роковые» - стихотворение-воспоминание. Поэт ведет с читателем задумчивый разговор о пережитом, гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить.

Звучит запись «Никто не забыт, ничто не забыто».

Минута молчания.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий конкурсной программы ко Дню Победы в начальной школе Внеклассное мероприятие для 5-9 классов к 9 мая. Сценарий Конспект классного часа ко Дню Победы для старшеклассников Вечер памяти к 9 мая - День Победы в школе. Сценарий

Похожие статьи:

9 мая. Сценарий праздничного концерта для школы

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Победы в начальной школе

Классный час на тему 9 мая День Победы, 10 класс

Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс

Классный час ко Дню Победы – 9 мая, 2 класс

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы 9 мая в 6 классе | Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса
Опубликовано: 3902 дня назад (19 апреля 2014)
Просмотров: 7149
+15
Голосов: 15
Людмила Алексеевна Иманова # 19 апреля 2014 в 21:57 +6
Татьяна Анатольевна, спасибо Вам за трогательный сценарий. Спасибо за патриотическое воспитание.Спасибо за то, что хотите что бы ваши воспитанники помнили и чтили нашу историю,настоящую, а не ту которую сейчас стараются перевернуть с ног на голову.
Кое что возьму для себя. Успехов вам.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 19 апреля 2014 в 22:00 +5
Людмила Алексеевна, спасибо за столь теплый отзыв. Рада, что пригодится Вам в работе
Маргарита Александровна Гришина # 19 апреля 2014 в 22:14 +8
Что сказать,Татьяна Анатольевна,вы подняли довольно актуальную тему как в те времена,когда гремела отечественная война,так и в наши дни,когда не кто не должен быть забыт, и ничто не забыто.Великие поистине писались стихи и песни,которые действительно по рассказам очевидцев поднимали воинов в атаки,на подвиги,солдаты помнили и верили,что их ждут и в них верят.Давались командные задания сверху нашим талантливым композиторам,писателям,поэтам,музыкантам,артистам,певцам, танцорами т.д.,чтобы сочиняли,пели.танцевали,играли и т.д. во имя поднятия духа наших воинов,во имя победы.И сколько талантливых и сильных людей раскрылось в то время,они не щадили здоровье, сил,времени чтобы все это творить во имя победы.Бригады артистов выезжали прямо на передовые, выступали практически на линии фронта,а песни настраивали солдат на службу,на стойкость,на героизм,на терпение.Солдаты после таких выступлений даже домой писали успокоительные письма своим домочадцам.Много еще можно рассуждать на эту тему.Большая благодарность за создание таких конспектов мероприятий к празднику 9 мая.Очередные поколения детей должны знать такие тонкости,которые также содействовали победе над фашизмом.Спасибо вам за конспект.Удачи вам,Татьяна Анатольевна!+1
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 19 апреля 2014 в 22:18 +4
Маргарита Александровна, спасибо за такой содержательный комментарий.
Наталья Михайловна # 19 апреля 2014 в 22:20 +5
Людмила Алексеевна, спасибо за трогательный и патриотичный сценарий посвященный Дню Победы. Тема важная и атуальная в наше время по патриотическому воспитанию молодого поколения. Знакомите детей с приоизведениями и историей создания песен. Смогли воссоздать эпоху сороковых. Понять и оценить настоящее можно только сравнив его с прошлым. Человечекая память - способность сохранить историю. Никто не забыт и ни что не забыто. Дети - наше будущее, должны знать историю своей страны. С благодарностью за удивительные чувства памяти!
Вера Ивановна Прошина # 19 апреля 2014 в 22:54 +3
Татьяна Анатольевна, какая хорошая подборка материала, хороший переход от одного произведения к другому! Детям очень важны те знания, которые Вы даете и очень важно поднимать патриотический дух нашей молодежи. Пусть навсегда останутся в памяти те жестокие и тяжелые военные годы. Пусть знает каждый, что и творчество писателей, композиторов поднимало дух, укрепляло силы наших солдат, воодушевляло и сподвигло на множество подвигов, описанных и рассказанных очевидцами военных лет. Спасибо за МК. Удачи Вам! Примите мой голос!
Наталия Александровна Клюка # 19 апреля 2014 в 23:48 +3
Скоро вновь зазеленеют деревья, пригреет землю майское солнце и сотни тысяч людей во всех городах и весях нашей огромной Родины с букетами в руках потянутся к обелискам Славы, чтобы отдать дань павшим в боях за освобождение родной земли от фашисткой нечисти... Ваше мероприятие, Татьяна Анатольевна, актуально, своевременно и глубоко патриотично. Поэзия военных лет - особый пласт отечественной поэзии. Простые, скромные слова стихотворений тех лет звучат пронзительно и отзываются болью в сердцах людей. Ваше мероприятие знакомит школьников с творчеством поэтов Великой Отечественной, с историей создания песен на эти стихи. Очень интересный документальный материал переплетается с прослушиванием стихов и песен военных лет. Прекрасный сценарий - даёт пищу и для ума, и для души. +++1!
Мила Кузьмина # 19 апреля 2014 в 23:51 +2
Согласна со всеми коллегами, что сценарий заслуживает внимания. Видна большая подготовительная работа. Данный сценарий - это не просто подборка материала, это прожито и прочувствовано учителем, который желает это передать нашим детям. О войне, о подвиге нашего народа надо говорить и говорить, меняя разные формы проведения мероприятий. Спасибо за ваше чуткое отношение к духовности и патриотизму. Сценарий беру в закладки. Голосую.
Лилия Масагутова # 20 апреля 2014 в 08:18 +3
Татьяна Анатольевна, примите и мой голос за отличную разработку сценария! Спасибо за прекрасный материал!Удачи!
Светлана Корячихина # 20 апреля 2014 в 08:46 +2
Читая Ваш сценарий, Татьяна Анатольевна, я плакала. Невозможно остаться равнодушным к этим великим стихотворениям, а музыка сама вставала в памяти и звучала, звучала! Прекрасная разработка, которой, я уверена воспользуются многие учителя! Спасибо!
Александр Семенович Жбанов # 20 апреля 2014 в 10:55 +3
Эти произведения останутся бессмертными навеки и на них будут воспитываться еще много и много поколений. Они пронизаны ощущением той страшной войны, авторами этих трогательных произведений являются люди, прошедшие эту войну, на себе испытавшие все ее тяготы, лишения, видевшие своими глазами все ужасы того времени. Наши дети должны об этом знать! Спасибо Вам!
Людмила Артемьевна Воронкина # 20 апреля 2014 в 13:45 0
Спасибо за Ваш сценарий и патриотическое воспитание
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 20 апреля 2014 в 15:42 0
Спасибо огромное за все комментарии. Рада, что материал не оставил Вас равнодушными.
Раниль Нурисламович Калимуллин # 21 апреля 2014 в 11:22 +2
Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве. И ваш сценарий, целью которого является знакомство с произведениями Великой Отечественной войны, актуальна во все времена. Нужная, познавательная разработка! Удачи вам, Татьяна Анатольевна! +
Ирина Анатольевна Князева # 21 апреля 2014 в 21:37 0
Татьяна Анатольевна! Спасибо за приглашение, провела время с пользой для себя! Согласна с комментариями коллег на все 100! От себя добавлю, хорошо что остались такие замечательные педагоги, которые прививают нашим детям любовь к Родине и ее истории. Удачи!!!
Чулпан Раифовна Гайнанова # 22 апреля 2014 в 16:54 0
Татьяна Анатольевна! Спасибо Вам за сценарий. Скоро 9 мая. Очень полезный материал!
Татьяна Гришанова # 28 апреля 2014 в 22:33 0
Ваша работа тронула до глубины души! Спасибо!
Юлия Владимировна Мещерякова # 19 мая 2014 в 15:31 0
Татьяна Анатольевна ,спасибо за такой познавательный и интересный сценарий.Очень нужная тема.Материал подобран правильно,использованы интересные формы.Успехов Вам. Отдаю свой голос +1.
Светлана Анатольевна Ковтунова # 27 декабря 2014 в 16:33 0
Еще один поразительный сценарий, посвященный Дню Победы! Очень интересный, воспитывающий чувство патриотизма у детей. Спасибо Вам огромное за такой конспект!