Конспект классного часа на тему "Война и дети" для 5-6 классов
Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рамонской СОШ № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю вам разработку классного часа "Война и дети" для учащихся 5 - 6 классов. Данный материал будет полезен классным руководителям, воспитателям группы продленного дня.
Тема: «Война и дети"
Цель: воспитание уважительного отношения к великому празднику, чувства патриотизма.
Ход классного часа:
Ведущий: 9 Мая, День Победы – это «праздник со слезами на глазах». Более 60 лет прошло с того памятного дня. Дети,, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них родились свои дети. И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?
Посмотрите на нашу классную доску. Какие только буквы и цифры мы на ней не писал! Но сегодня мы видим страшные цифры. Всмотритесь и вдумайтесь…
От Бреста. Где война началась, до Москвы, где фашистов остановили, - 1000 км. От Москвы до Берлина, где война окончилась, - 1600 км… Это, если считать по прямой… Так мало, правда? 2600 км – это если поездом, то менее 4 суток, самолетом – примерно 4 часа… С боями, перебежками и ползком – 4 года!
4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. И 27 миллионов погибших соотечественников.
27 миллионов погибших… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…43 года!
27 миллионов за 1418 дней – это значит, погибало 13 человек в минуту…
Вот что такое 27 миллионов.
А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников? Детей, которые так и не стали взрослыми…
Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…
Сегодня мы увидим войну глазами детей.
Представьте себе замечательный летний день, воскресенье.
У детей каникулы, у их родителей – отпуск, у всех – выходной.
(Выходят Девочка с воздушным шариком, Мальчик (1) с игрушкой, играют. Мама моет окно)
Девочка: К началу Второй мировой
Мы в школу еще не ходили.
На станцию по мостовой.
Окутанной облаком пыли,
Катился ночной грузовик,
Подвода с утра грохотала,
Как будто по стеклам квартала
Хлестало из туч грозовых.
Над речкой, у самой воды,
Играл отпускник на гитаре,
Цвели, задыхаясь, сады,
И низкие птицы летали.
Такая стояла пора.
Неведенье. Детство. Жара.
(С.Дрофенко)
Ведущий: И вдруг – как гром среди ясного неба…
(Звучит сообщение советского информбюро о начале войны. Шарик в руках Девочки лопается. Звучит запись песни «Священная война». Солдат уходит на войну, Мальчик (1) собирается за ним. Солдат останавливает его, показывая жестом, что нужно защищать Маму и сестру. Песня смолкает)
Мальчик (1): Отца забрали на войну.
…Мальчишка – шпингалет,
Но враз прибавила ему
Война так много лет.
«Так что же, мать?
Так, значит, мать,
Я в доме голова?
Ты начинай белье стирать,
А я – колоть дрова!
Ты говоришь:
Дровец чуток
Осталось.
Так и быть,
Продай слона, продай свисток!
Без них ведь можно жить!
Продай матроску, говорю!
Теперь не до тряпья.
Ты только, мама,
Не горюй!
Не брошу я тебя!
(А.Брагин)
(Мама берет за руки детей. Они уходят. На сцену выходят Чтецы (1) – (8))
Чтец (1): Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщовый мешочек на шее, - все это было суровой начальной школой нашего поколения.
Чтец (2): Мы были серыми, как соль.
А соль – на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль.
Земля дрожала и дымилась.
Просили, плача: «Мама, хлеба!»
А мама плакала в ответ.
И смерть обрушивалась с неба,
Раскалывая белый свет.
Да, мало было хлеба, света,
Игрушек, праздников, конфет.
Мы рано выучили это
Безжалостное слово: «Нет!»
Так жили мы, не зная сами,
Чем обделила нас война.
И материнскими глазами
В глаза смотрела нам страна.
Мы были бережно хранимой
Ее надеждой в горький час –
И свет, и соль земли родимой,
И золотой ее запас.
(Л.Щасная)
Чтец (3): Война меня кормила из помойки,
Пороешься – и что-нибудь найдешь.
Как серенькая мышка-землеройка,
Как некогда пронырливый Гаврош.
Зелененький сухарик, корка сыра,
Консервных банок терпкий аромат.
В штанах колени,
Вставленные в дыры,
Как стоп-сигналы красные, горят.
И бешеные пульки
Вместо пташек
Чирикают по-своему…
И дым, как будто знамя
Молодости нашей,
Встает над горизонтом золотым…
(Г.Горбовский)
Чтец (4): Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро, и мы были сами похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа».
Чтец (5): Я учился писать…
Мимо школы – колонны, колонны
Колыхались рекой
И впадали в невидимый фронт…
Я учился писать,
Не спеша, с нажимом, с наклоном.
И скрипело стальное,
Защитного цвета перо…
Я учился писать…
Где-то плавились танки,
Где-то люди кричали,
Умирая в огне и дыму…
Я учился писать
Изложения о Каштанке,
Я учился страдать страдать
Над судьбою Герасима и Муму.
Я учился писать,
И хрустящие хлебные карточки
От себя отрывала
По клеточке мать,
Чтоб меня не тошнило,
Чтоб меня не шатало за партою…
Я учился писать.
(А.Передреев)
Чтец (6): Собирая колоски на полях, лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, мы чувствовали себя маленьким солдатами Красной Армии, борющейся против фашистских захватчиков.
Чтец (7): Зачем ты, война,
У мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы
Работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих
Директор завода,
А было рабочим – всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое вреся,
Но каждый в себе
Довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию –
Банку варенья –
Пред ними, мальчишками,
Кто-то поставил на стол.
И вот над заводом,
Над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том,
Что, как жизнь у людей ни горька,
Но будет еще у мальчишек
И солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
(В.Радкевич)
Чтец (8): Сорок трудный год.
Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!
До чего же артисты маленькие…»
Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И большими пачками книг…
Что в программе?
В программе – чтение, пара песен
Военных, правильных…
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением…
Двое здесь.
Майор артиллерии
С ампутированной ногой,
В сумасшедшем бою под Ельней
На себя принявший огонь.
На пришельцев глядит он весело…
И другой –
До бровей забинтован, - капитн.
Таранивший «мессера»
Три недели назад под Ростовом…
Мы вошли.
Мы стоим в молчании…
Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно
Объявляет начало концерта.
А за ним,
Не вполне совершенно,
Но вовсю запевале внимая,
О народной поем, о священной так,
Как мы ее понимаем…
В ней Чапаев сражается заново,
Краснозвездные мчатся танки.
В ней шагают наши в атаки,
А фашисты падают замертво.
В ней чужое железо плавится,
В ней и смерть отступать должна.
Если честно признаться, нравится
Нам такая война.
Мы поем…
Только голос летчика раздается.
А в нем – укор:
«Погодите, постойте, хлопчики,
Погодите, умер майор»
(Р.Рождественский)
Ведущий: Да, мальчишки и девчонки здорово помогали в тылу. Но тысячи их было на фронте, вместе с бойцами.
(Чтецы (1) – (8) уходят. Далее следует инсценировка отрывка из повести В.Катаева «Сын полка»)
(Казачок чистит шашку. Ваня, стоя в стороне, с завистью смотрит на него)
Казачок: Чего стоишь?
Ваня: Хочу и стою.
Казачок: Иди, откуда пришел.
Ваня: Сам иди. Не твой лес.
Казачок: А вот мой.
Ваня: Как?
Казачок: Так. Здесь наше подразделение стоит.
Ваня: Какое подразделение?
Казачок: Тебя не касается. Видишь – наши кони.
Ваня: А ты кто такой?
Казачок: Знаки различия понимаешь?
Ваня: Понимаю!
Казачок: Ну, так вот (Показывает погон) Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?
Ваня: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!
Казачок: А вот представь себе, ефрейтор! (Показывает медаль) Видал?
Ваня: Великое дело!
Казачок: Великое, не великое, а медаль за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.
Ваня: Не больно модничай. А то сам получишь.
Казачок: От тебя? Молод, брат.
Ваня: Не моложе твоего.
Казачок: А тебе сколько лет?
Ваня: Тебя не касается. А тебе?
Казачок: Четырнадцать.
Ваня: Хе!
Казачок: Чего – хе?
Ваня: Так какой же ты солдат?
Казачок: Обыкновенный. Гвардейской кавалерии.
Ваня: Толкуй! Не положено.
Казачок: Чего не положено.
Ваня: Больно молод.
Казачок: Постарше тебя.
Ваня: Все равно не положено. Таких не берут.
Казачок: А вот меня взяли.
Ваня: А как же тебя взяли?
Казачок: А вот так и взяли.
Ваня: А на довольствие зачислили?
Казачок: А как же!
Ваня: Заливаешь.
Казачок: Не имею такой привычки.
Ваня: Побожись.
Казачок: Честное гвардейское.
Ваня: И оружие дали?
Казачок: А как же! Все, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Да это что! У меня еще бурка есть. Но я ее только в бою надеваю.
Ваня: А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали – не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.
Казачок: Стало быть, ты им показался, раз они тебя не захотели принять за сына.
Ваня: Как это – за сына?
Казачок: Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.
Ваня: А ты – сын?
Казачок: Я – сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенским связным. Он меня, братец, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки большой шум у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там полторы сотни набили!
Ваня: И ты рубал?
Казачок: Не. По правде, я не рубал. У меня тогда еще шашки не было. Ну и, стало быть, иди, откуда пришел. Прощай, брат.
Ваня: Прощай!
(Ваня и Казачок уходят. Выходит Чтец (1))
Чтец (1): Война унижала нас голодом, холодом, нищетой, и в то же время война возвышала нас ощущением причастности к истории, ощущением самих себя как части великого народа, единого в своем стремлении к победе. Мы – дети Великой Отечественной войны, мы – это зеленые, еще некрепкие побеги на древке Знамени Победы, вооруженного над Рейхстагом.
(Звучит запись песни «День Победы». Выходит Мама с детьми. Возвращается солдат, дает Девочке шарик, Мальчику – слона. Все уходят)
Ведущий: Окончилась война. Домой вернулись не все. Но память о них жива. Как жива наша благодарность к ним, заслонившим нас своей грудью.
(Ведущий называет фамилии, по очереди выходят Чтецы (1) – (5), становятся в строй)
Леня Голиков…
Чтец (1): Леня Голиков, 17 лет, партизан. Герой Советского Союза, погиб в бою.
Саша Чекалин…
Чтец (2): Саша Чекалин, 16 лет, партизан, Герой Советского Союза, повешен фашистами.
Марат Казей…
Чтец (3): Марат Казей, 14 лет, партизан, Герой Советского Союза, погиб в бою, подорвав себя и фашистов последней гранатой.
Лида Демеш…
Чтец (4): Лида Демеш, 13 лет, партизанка, расстреляна фашистами.
Таня Савичева…
Чтец (5): Таня Савичева, 13 лет, умерла после блокады Ленинграда в 1944 году.
Ведущий: И еще тысячи и тысячи детей, чью жизнь оборвала война. Почтим их память минутой молчания.
Чтец (6): Станут памятью встречи, привычки, слова…
А они не вернутся.
Отбушует зима.
Поседеет вдова.
А они не вернутся.
Скорбь утихнет.
Уснет на ладонях Земли…
А они не вернутся.
Снова к пепельным звездам
Уйдут корабли.
А они не вернутся.
В карауле друзья не устанут стоять,
А они не вернутся.
Будет море шуметь,
Будет солнце сиять,
А они не вернутся.
И погаснут миры,
И возникнут миры…
Но одно лишь известно:
Мы состаримся,
Мы будем жить до поры…
А они – будут вечно.
(Р.Рождественский)
Ведущий: Теперь, я думаю, вы можете представить себя на месте тех ребят, которым выпала трудная судьба – жить на войне, но и завидная доля – защищать свою Родину.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий конкурсной программы ко Дню Победы в начальной школе
Конспект классного часа ко Дню Победы для старшеклассников
Война глазами детей. Сочинение
Классный час на тему 9 мая День Победы
Похожие статьи:
Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс
Урок памяти ко Дню Победы, 11 класс
Классный час «День Победы», 10-11 класс
Сценарий концерта День Победы в сельском клубе
Мероприятия к 9 мая в школе. Сценарии