Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы в 5 классе. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Доброе в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (урок литературы, 5 класс)
Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рамонской СОШ № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю вам разработку урока литературы по теме «Доброе в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» для учащихся 5 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок построен с учётом ФГОС.
Тема: «Доброе в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Цель: Знакомство с повестью Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.
Дидактический материал: Учебник литературы. 5 класс под ред.Г.С.Меркина, компьютер, экран, медиапроектор, компьютерные программы: MP3 Player, Microsoft World.
Ход урока
Демонстрируется фрагмент мультфильма (момент колядок)
- Мы только что просмотрели фрагмент мультфильма, снятого по очень известному произведению. Вы узнали его?
Автор этого произведения - Николай Васильевич Гоголь. Он вводит нас, читателей, в радостную и таинственную атмосферу праздника. В описаниях мы видим любовь к родной природе и народу, к которому он принадлежит и среди которого он вырос.
На фоне такого прекрасного пейзажа разворачиваются картины народной жизни. Ребята, а кто из вас знает, как и почему встречали Рождество?

(Рождество издавна праздновалось на Руси. Сорокадневный пост заканчивался в Сочельник, есть можно было с появлением первой звезды – рождественской. Ели кутью – зёрна злаков, замоченные в воде, с медом. Обычно под Рождество начинались сильные морозы, но это не мешало народу, особенно молодежи, веселиться. Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко раскрашенным ящиком в два яруса. В нем с помощью деревянных фигурок разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Колядование начинали дети, парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение).

- Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло на добрых людях.

- Обратите внимание на доску.
(На доске записаны пословицы:
- Добро на худо не меняют.
- Добро творить - себя веселить.
- Добро и во сне хорошо.
- Делать добро спеши).

- Внимательно прочтите эти пословицы и попробуйте предположить, о чём мы будем сегодня говорить на уроке. (О добре).

- А как вы понимаете слова добро, доброе, доброта? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими понятиями?

- Словарь С.И.Ожегова даёт такое толкование этого слова: «Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное».

- Сегодня на уроке мы постараемся найти доброе в героях повести. Запишите тему урока в тетрадях: «Доброе в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

- Чтобы разобраться в сегодняшней теме нам предстоит поработать в группах.
1 группа: Вакула. Каким изображен кузнец в повести? Определите положительные качества героя. Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.
2 группа: Оксана. Какие качества Оксаны проявляются в повести? Определите положительные качества героини. Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.
3 группа: Черт. Каким вы представляете себе черта? Боимся ли мы его? Почему? Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.
4 группа (эксперты): Сопоставить иллюстрации с цитатами из текста повести, создать иллюстрированный альбом «Ночь перед Рождеством».

Мы постарались определить положительные качества героев. Обратите внимание на доску. (На доске на карточках перечислены различные качества. Их нужно распределить в три столбика: качества, присущие Вакуле, Оксане, Чёрту).

Вакула                         Оксана             Чёрт
Трудолюбие                 Избалованность     Мстительность
Доброта                         Гордость     Хитрость
Верность                 Зависть             Глупость
Умение любить                 Самолюбие
Умение ценить прекрасное Насмешливость
Готовность к самопожертвованию Способность осознать свои ошибки
                        Красота

- Давайте составим синквейны об этих героях.

- Внимательно прочтите то, что у нас получилось. Скажите, кто из героев больше всего соответствует положительному образу, кто несёт добро? (Вакула).

- А что же мы можем сказать об Оксане? Она, обладая столькими отрицательными качествами, не вызывает у нас симпатии? О ней мы не можем сказать, что она является носителем добра? (Ответы детей могут быть неоднозначными, но это и хорошо. Это повод для дискуссии).

- Не забывайте о том, что все события нашей повести разворачиваются в Рождественскую ночь. Эта ночь необычная, волшебная. Мы понимаем, что зависть, гордость, излишнее самолюбие Оксаны – это плохо.

- Но давайте попробуем ответить на вопрос: удается ли темным, разгулявшимся силам в канун Рождества сломить веру кузнеца, заставить его согрешить, продать душу дьяволу за любовь Оксаны? (Этого не случится. Вера кузнеца настолько сильна, что ему удалось вовремя остановиться и не совершить греха. Душа героя оказывается сильнее козней злых сил).

- Как вы думаете, все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или торжеством?

Демонстрируется фрагмент мультфильма (Конец)

- Что оказывается в финале сильнее? (В итоге мы видим торжество добра).

- А что происходит с Оксаной? Ведь кроме внешней красоты мы в ней сначала ничего не видим. (В финале повести Оксана меняется, осознает свои ошибки, она понимает, что главное – не черевички, а чистая, светлая душа Вакулы. Именно искренняя любовь, верность Вакулы помогают изгнать из Оксаны всё плохое, открыть в ней доброе). Давайте в тексте найдем подтверждение нашим словам.

Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествует добро.

- Ребята, а на кого из героев повести вам хотелось бы быть похожим? С кого можно брать пример?
- А вам приходилось бывать в театре? Вы знаете о том, что по многим произведениям Н.В.Гоголя поставлены спектакли, сняты фильмы? Давайте сегодня попробуем создать афишу к повести «Ночь перед Рождеством». (На доску вывешивается заранее подготовленный лист ватмана, на котором указаны герои повести. Ученики напротив каждого героя подписывают фамилию и имя одноклассника, который мог бы сыграть эту роль).

Давайте вернёмся к пословицам, которые мы прочли в начале нашего урока. Какую бы из этих пословиц вы взяли себе в качестве жизненного девиза? Почему?
- Добра на худо не меняют.
- Добро творить - себя веселить.
- Добро и во сне хорошо.
- Делать добро спеши.

В конце урока мне бы хотелось узнать, каковы Ваши впечатления о повести после сегодняшнего урока:
1. Захотелось прочитать повесть ещё раз.
2. Хочу посмотреть фильм (художественный или мультипликационный).
3. Остался равнодушен.

Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:
Добро – это свет, который не дает нашим душам заблудиться во мраке ночи.
Добро – это сила, которая помогает нам вынести любые испытания.
Так пусть ваши души будут наполнены добром,
И пусть оно будет верным и надежным спутником в вашей жизни.

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Чему учит меня повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса

Похожие статьи:

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

План-конспект урока литературы в 5 классе

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Я в ответе за своего меньшего друга»

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»

Сценарий праздника «Осенние посиделки» для 5-6 классов
Опубликовано: 3951 день назад (8 января 2014)
Просмотров: 45350
+12
Голосов: 12
Natalyaa Vladimirovna Yurochka # 8 января 2014 в 18:32 0
Спасибо моей дочери очень понравился мы смотрели вместе хотела бы побыть на уроке очень интересный
Елена Гринченко # 8 января 2014 в 20:29 0
Интересная задумка!!! имеет место быть и обучающий момент, но в то же время волшебство и таинство никто не отменял)))
Маргарита Александровна Гришина # 9 января 2014 в 17:32 +5
Я бы сказала очень подходит к этому уроку пословица,про то ,что добро помогает выдержать любые испытания. Какие только испытания не пришлось испытать Вакуле,он все их выдержал и дождался признания Оксаны.Очень поучительный конспект,нужен не только просто для проведения урока,он достойно исполнит свою цель в пробуждении добрых чувств в детях на примере разборки личностных качеств героев,какими они были и что с ними произошло.Все изложено в доступной понятной форме.+1
Вера Петровна Кириченко # 10 января 2014 в 20:08 0
Очень жаль , что мои дети выросли и окончили школу.,а то бы предложила нашим учителям донести до детей через такое классическое произведение силу любви и добра .
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 10 января 2014 в 20:10 0
Всем огромное спасибо за комментарии! Рада, что вам понравился конспект!
марина евгеньевна луценко # 12 января 2014 в 19:14 +2
Творчество Н.В.Гоголя особенное, мифологическое, и порой понять о том, что он хотел сказать своим читателям трудно. Я помню, сама несколько раз смотрела известную экранизацию "Вий"( когда была школьницей), по настоянию классного руководителя перечитывала повести, но вот задеть меня эти произведения не смогли. Но вот благодаря вашей работе, доступности изложения главной темы урока, я переосмысливаю материал.Действительно, конспект урока отвечает требованиям современности и заслуживает положительной оценки!Надеюсь, что ваши ученики примут творчество Гоголя и  будут творить на Земле добрые поступки во имя любви и дружбы!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 12 января 2014 в 19:16 0
Да. Всегда хочется помочь детям, донести до них идеи автора. Ведь многие писатели сложны для понимания. Спасибо за комментарий.
Татьяна Галютина # 12 января 2014 в 21:38 0
Интересный урок!Много раз смотрела фильм "Ночь перед рождеством", читала повесть и никогда не задумывалась над темой затронутой Вами на уроке. zst Прочитала с огромным интересом.Даже сама поразмышляла на данную тему!Спасибо!+1!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 13 января 2014 в 08:52 +1
Татьяна, спасибо за комментарий!
Ирина Геннадьевна Котова # 13 января 2014 в 23:04 0
Замечательная разработка!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 26 января 2014 в 13:51 +3
Изучать произведения Н.В. Гоголя сложно, но интересно! Колоритность образов героев позволяет учителю научить ребят составлять характеристики героев, сравнивать их, давать оценку поступкам и поведению героев! Использование устаревших и национальных слов расширяет словарный запас учеников. Описания быта и природы позволяет учителю развивать у учеников сочинительские способности! А еще ребята учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения! На Вашем уроке пятиклашки учатся всему этому! Интересное занятие, все ребята вовлечены в работу, а работа отличается разнообразием! Беру себе в копилку! Спасибо!
Наталия Александровна Клюка # 1 февраля 2014 в 23:25 +1
Замечательный урок. Как много познавательного и воспитательного материала он в себя вмещает. Помимо самого знакомства с произведением, разбором характеров героев, дети многое узнают и о народных традициях празднования Рождества, знакомятся с новыми понятиями (пост, сочельник, колядки и т.д.) Прекрасно раскрыта тема добра и зла. Очень понравился урок! Голосую!
Елена Викторовна Горбачева # 26 марта 2014 в 16:02 +1
Научность и в то же время доступность, разнообразие форм работы, возможжность для дискуссии, формирование умения отстаивать свою точку зрения - все просто замечательно! Большое спасибо!
Екатерина Петровна Беликова # 24 апреля 2014 в 15:02 +2
В современном мире так мало добра. Быть может, мало внимания уделяется этой теме. А тут такой замечательный урок, на котором учитель делает акцент именно на этом. Побольше бы таких уроков, как этот, и таких педагогов, как Вы, Татьяна Анатольевна. Голосую.
Любовь Сергеевна Резанова # 3 июня 2014 в 20:23 0
Замечательный познавательный и воспитательный урок! Голосую!
Ирина Евгеньевна Котова # 28 ноября 2014 в 23:31 +2
Спасибо за интересный подход к изучению этого произведения. А я, прочитав ваш конспект, снова погрузилась в атмосферу Рождества, праздника, волшебства. Спасибо!
Светлана Анатольевна Ковтунова # 27 декабря 2014 в 16:46 0
Не урок, а просто Рождественская сказка. Мне очень понравился конспект. В одном из комментариев отметили, что изучать Гоголя сложно. Я бы еще добавила, что такой объем прочитать в 5 классе сложновато и долго по времени. Но вы в такой интересной форме преподнесли урок, думаю, что дети не испытывали никаких трудностей! Спасибо!
Наталья Александровна Сердюкова # 6 января 2015 в 12:34 0
Оказывается, в Рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются самые заветные желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.Поэтому справедливо будет отметить, что урок разработан методически грамотно, методические приемы
способствуют лучшему пониманию характера главных героев, мотивов их поступков. Разработка позволяет проникнуться смыслом произведения, чувствами персонажей. Содержание способствует расширению словарного запаса школьников, развитию речи. Представленный материал готовит учащихся к составлению словесного портрета главных героев, написанию сочинения.Спасибо за урок!