Доброе в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (урок литературы, 5 класс)
Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рамонской СОШ № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю вам разработку урока литературы по теме «Доброе в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» для учащихся 5 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок построен с учётом ФГОС.
Тема: «Доброе в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Цель: Знакомство с повестью Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.
Дидактический материал: Учебник литературы. 5 класс под ред.Г.С.Меркина, компьютер, экран, медиапроектор, компьютерные программы: MP3 Player, Microsoft World.
Ход урока
Демонстрируется фрагмент мультфильма (момент колядок)
- Мы только что просмотрели фрагмент мультфильма, снятого по очень известному произведению. Вы узнали его?
Автор этого произведения - Николай Васильевич Гоголь. Он вводит нас, читателей, в радостную и таинственную атмосферу праздника. В описаниях мы видим любовь к родной природе и народу, к которому он принадлежит и среди которого он вырос.
На фоне такого прекрасного пейзажа разворачиваются картины народной жизни. Ребята, а кто из вас знает, как и почему встречали Рождество?
(Рождество издавна праздновалось на Руси. Сорокадневный пост заканчивался в Сочельник, есть можно было с появлением первой звезды – рождественской. Ели кутью – зёрна злаков, замоченные в воде, с медом. Обычно под Рождество начинались сильные морозы, но это не мешало народу, особенно молодежи, веселиться. Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко раскрашенным ящиком в два яруса. В нем с помощью деревянных фигурок разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Колядование начинали дети, парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение).
- Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло на добрых людях.
- Обратите внимание на доску.
(На доске записаны пословицы:
- Добро на худо не меняют.
- Добро творить - себя веселить.
- Добро и во сне хорошо.
- Делать добро спеши).
- Внимательно прочтите эти пословицы и попробуйте предположить, о чём мы будем сегодня говорить на уроке. (О добре).
- А как вы понимаете слова добро, доброе, доброта? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими понятиями?
- Словарь С.И.Ожегова даёт такое толкование этого слова: «Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное».
- Сегодня на уроке мы постараемся найти доброе в героях повести. Запишите тему урока в тетрадях: «Доброе в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
- Чтобы разобраться в сегодняшней теме нам предстоит поработать в группах.
1 группа: Вакула. Каким изображен кузнец в повести? Определите положительные качества героя. Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.
2 группа: Оксана. Какие качества Оксаны проявляются в повести? Определите положительные качества героини. Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.
3 группа: Черт. Каким вы представляете себе черта? Боимся ли мы его? Почему? Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.
4 группа (эксперты): Сопоставить иллюстрации с цитатами из текста повести, создать иллюстрированный альбом «Ночь перед Рождеством».
Мы постарались определить положительные качества героев. Обратите внимание на доску. (На доске на карточках перечислены различные качества. Их нужно распределить в три столбика: качества, присущие Вакуле, Оксане, Чёрту).
Вакула Оксана Чёрт
Трудолюбие Избалованность Мстительность
Доброта Гордость Хитрость
Верность Зависть Глупость
Умение любить Самолюбие
Умение ценить прекрасное Насмешливость
Готовность к самопожертвованию Способность осознать свои ошибки
Красота
- Давайте составим синквейны об этих героях.
- Внимательно прочтите то, что у нас получилось. Скажите, кто из героев больше всего соответствует положительному образу, кто несёт добро? (Вакула).
- А что же мы можем сказать об Оксане? Она, обладая столькими отрицательными качествами, не вызывает у нас симпатии? О ней мы не можем сказать, что она является носителем добра? (Ответы детей могут быть неоднозначными, но это и хорошо. Это повод для дискуссии).
- Не забывайте о том, что все события нашей повести разворачиваются в Рождественскую ночь. Эта ночь необычная, волшебная. Мы понимаем, что зависть, гордость, излишнее самолюбие Оксаны – это плохо.
- Но давайте попробуем ответить на вопрос: удается ли темным, разгулявшимся силам в канун Рождества сломить веру кузнеца, заставить его согрешить, продать душу дьяволу за любовь Оксаны? (Этого не случится. Вера кузнеца настолько сильна, что ему удалось вовремя остановиться и не совершить греха. Душа героя оказывается сильнее козней злых сил).
- Как вы думаете, все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или торжеством?
Демонстрируется фрагмент мультфильма (Конец)
- Что оказывается в финале сильнее? (В итоге мы видим торжество добра).
- А что происходит с Оксаной? Ведь кроме внешней красоты мы в ней сначала ничего не видим. (В финале повести Оксана меняется, осознает свои ошибки, она понимает, что главное – не черевички, а чистая, светлая душа Вакулы. Именно искренняя любовь, верность Вакулы помогают изгнать из Оксаны всё плохое, открыть в ней доброе). Давайте в тексте найдем подтверждение нашим словам.
Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествует добро.
- Ребята, а на кого из героев повести вам хотелось бы быть похожим? С кого можно брать пример?
- А вам приходилось бывать в театре? Вы знаете о том, что по многим произведениям Н.В.Гоголя поставлены спектакли, сняты фильмы? Давайте сегодня попробуем создать афишу к повести «Ночь перед Рождеством». (На доску вывешивается заранее подготовленный лист ватмана, на котором указаны герои повести. Ученики напротив каждого героя подписывают фамилию и имя одноклассника, который мог бы сыграть эту роль).
Давайте вернёмся к пословицам, которые мы прочли в начале нашего урока. Какую бы из этих пословиц вы взяли себе в качестве жизненного девиза? Почему?
- Добра на худо не меняют.
- Добро творить - себя веселить.
- Добро и во сне хорошо.
- Делать добро спеши.
В конце урока мне бы хотелось узнать, каковы Ваши впечатления о повести после сегодняшнего урока:
1. Захотелось прочитать повесть ещё раз.
2. Хочу посмотреть фильм (художественный или мультипликационный).
3. Остался равнодушен.
Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:
Добро – это свет, который не дает нашим душам заблудиться во мраке ночи.
Добро – это сила, которая помогает нам вынести любые испытания.
Так пусть ваши души будут наполнены добром,
И пусть оно будет верным и надежным спутником в вашей жизни.
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Чему учит меня повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс
Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса
Похожие статьи:
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»
План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
План-конспект урока литературы в 5 классе
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Я в ответе за своего меньшего друга»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»