Конкурсы

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Я в ответе за своего меньшего друга»

Конспект урока литературы по теме: «Я в ответе за своего меньшего друга» (по произведению В.А. Бахревского «Пятерка по нелюбимому предмету»)

Автор: Шигапова Нурфия Габдуллазяновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Многопрофильный лицей имени А.М. Булатова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Я в ответе за своего меньшего друга» (по произведению В.А. Бахревского «Пятерка по нелюбимому предмету»). Данный урок можно провести  во время внеклассного чтения, так как произведение не включено в программное изучение. Этот урок несет познавательную информацию о пребывании лебедей в зоопарке и имеет большое воспитательное значение, направленное на бережное отношение к животным и на проявление чувства любви к ним.

Конспект урока литературы по теме: «Я в ответе за своего меньшего друга» (по произведению В.А. Бахревского «Пятерка по нелюбимому предмету»)

Интеграция образовательных областей: «Экология», «Профориентация».

Актуальная задача учителя в рамках представленного урока — помочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями, но и поразмыслить над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели (слушатели), если бы были на месте героев.

Цели урока:

Образовательные - обучить элементам анализа рассказа. Научить отличать добрые поступки от плохих на примере героев рассказа.

Развивающие - развивать навыки характеристики литературного героя.

Воспитательные – воспитывать внимательное отношение к животным.

Здоровье сберегающие задачи урока – с учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения, обеспечить укрепление и развитие психического и физического здоровья детей.

Дидактизм данного урока  заключается в развивающем потенциале рассказа – нравственный урок в нем дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Особое внимание следует обратить на полноту образного восприятия произведения и на анализ его содержания. Это делается для того, чтобы у ребенка сформировалось целостное впечатление от текста, усиливающее эмоциональность и поучительный опыт.

Демонстрационный материал: иллюстрации к произведению, фотографии лебедей, отрывок из фильма о Казанском зоопарке.

Раздаточный материал: карта урока, детали цветка ромашки с утверждениями для самооценки (авторский приём «Эффект ромашки»).

Методические приёмы: анализ произведения, сопоставление информации фильма с содержанием произведения, прием «Инсерт», самооценка.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

Поприветствуем друг друга глазами

И соседу своему улыбнемся.

Поздороваемся друг с другом хлопками,

Сядем за парты и в урок окунемся.

2. Постановка учебной задачи. (На экране проецируется загадка, потом появляется отгадка в виде фотографии лебедя)

Сегодня у нас необычный урок - урок внеклассного чтения. А начну я его с загадки.

В зоопарке, в тиши вод,

Птица белая плывёт.

Взгляд её, изгиб спины –

Всё в ней дивной красоты.   (Лебедь)

Правильно, лебедь.

Почему лебедь? Как эта птица связана с нашим уроком? ( В рассказе «Пятерка по нелюбимому предмету» мальчик Сережа спасает лебедей от холодной зимы). (На экране проецируется тема урока)

Ребята, почему именно этот  рассказ мы выбрали сегодня для нашего обсуждения?

(Потому что на примере поступка мальчика мы учимся быть внимательными к окружающему нас миру)

Значит, чему вы должны на уроке научиться?

- Отличать добрые поступки от плохих на примере героев рассказа.

- Быть внимательными к животным.

Цели урока: (На экране проецируются возможные цели урока)

1. Обучить элементам анализа рассказа. Научить отличать добрые поступки от плохих на примере героев рассказа.

2. Развивать навыки характеристики литературного героя.

3. Воспитывать внимательное отношение к животным.

А учиться нам будет помогать карта нашего урока, куда вы будете обращаться за информацией. (На экране проецируются карта урока)

3. Решение учебной задачи.

1. Биография В.А. Бахревского. (На экране проецируется портрет автора рассказа)

Дома вы прочитали рассказ «Пятерка по нелюбимому предмету», автором которого является Владислав Анатольевич Бахревский. А что вы узнали о жизни автора рассказа?

2. Работа в группах.

Рассказы В.А. Бахревского учат нас быть добрыми, человечными и просто внимательными ко всему, что нас окружает. Одним из таких рассказов является «Пятерка по нелюбимому предмету».

Словарная работа:

Тарас Бульба – герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Морские кишечнополостные – отряд морских животных из курса биологии

Какие  проблеме решаются в рассказе? Помогут нам разобраться в этом наши герои. Я предлагаю вам поработать в группах. Ребята первой группы буду рассматривать образ Сережи, а второй группы – Натальи. Обратитесь к карте произведения. Найдите соответствующие вашему герою вопросы и ответьте на них.

Сергей

Наталья

1.     Как учился Сергей? (примеры из текста зачитайте)

2.     Как лебеди оказались у Сергея?

3.     Как  этот поступок характеризует Сергея?

4.     Почему именно Наталье он захотел показать лебедей?

1.     Как училась Наталья? (примеры из текста зачитайте)

2.     Почему Наталья пошла с Сергеем в подвал?

3.     Что вы можете сказать о поведении Натальи, когда она увидела лебедей?

4.     Какое отношение имеет название рассказа к героине?

 

Вывод: хорошая оценка не раскрывает душу человека, его действительное отношение к животным.

Значит, почему именно так называется рассказ?

3. Виртуальное посещение Казанского зоопарка. (На экране проецируется фильм о Казанском зоопарке)

Лебеди – это прекрасные, чудесные птицы. В этом рассказе о них позаботился мальчик Серёжа. Да и в жизни таких защитников природы тоже не мало. Давайте совершим экскурсию в наш Казанский зоопарк, где работают такие же друзья живой природы.

Как вы думаете, почему люди заботятся об этих грациозных птицах? (информация в карте произведения)

4.  Творческая работа.

Многие художественные произведения экранизированы. А по нашему рассказу, к сожалению, фильма нет. Давайте представим, что мы помощники режиссера и нам дано было задание составить кадр к фильму.

1.Определите, какой из мальчиков подойдет на роль Сергея? Почему вы так думаете? (На экране проецируются возможные образы героя)

2. Какая картинка с изображением лебедей напоминает эпизод из рассказа? Почему?  (На экране проецируются возможные образы лебедей)

3. В какой из школ мог учиться Сергей? Почему? (На экране проецируются школы)

4. Какая из девочек подходит на роль Натальи? Почему? (На экране проецируются возможные образы героини)

А теперь посмотрите, что у нас получилось. Вы согласны с таким кадром?

(На экране проецируются получившаяся иллюстрация)

5.  Итог.

Какую роль играют такие люди, как Серёжа, в жизни этих гордых, но ранимых птиц?

А каким вы видите Серёжу в будущем?

Чему научил вас поступок Серёжи?

Вспомните  цели нашего урока

Какими способами мы их достигали?

Что нового вы узнали на уроке?

6. Домашнее задание.

К следующему уроку внеклассного чтения прочитать другие рассказы из сборника В.А.Бахревского «Золотой спас»:

1. «Золотой Спас»

2. «Дар леса»

3. «Прыжок»

4. «Деревянный чиж»

5. «Лошадиная поляна»

6. «Филимоновские буханки»

7. «Мороз» по жести»

7.  Самооценка.

А теперь оцените свою работу на уроке. Возьми лепесточки, на них написано то, что вы должны были понять сегодня на уроке. Если вы с ними согласны, прикрепите к середине листка.

1. Я запомнил биографические сведения о писателе В.А. Бахревском.

2. Я прочитал рассказ и понял его содержание.

3. Я знаю, почему рассказ «Пятерка по нелюбимому предмету» имеет такое необычное название.

4. Я участвовал в составлении характеристики Сергея или Натальи.

5. Я понял, что люди должны заботиться о животных.

Покажите, у кого получилась  ромашка. (На экране проецируются букет из ромашек)

5 лепестков – «5»

4 лепестка – «4»

3 лепестка – «3»

Оцените свою работу на уроке.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»

План-конспект урока литературы в 5 классе

План-конспект урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Лидия Витальевна Максимова # 20 декабря 2014 в 22:37 0
Уважаемая Нурфия Габдуллазяновна, спасибо за интересную разработку! Мне как учителю биологии она очень понравилась. Постараюсь использовать ваш материал во внеклассной работе по предмету. Тема, затронутая Вами, важна для становления личности школьников.
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 15:25 0
Данная разработка воспитывает у детей такие нравственные понятия, как милосердие, доброта, сопереживание, а это так необходимо молодому поколению.
Усманова Римма # 28 февраля 2015 в 19:49 0
Уважаемая коллега Нурфия Габдуллазяновна!Конспект урока литературы «Я в ответе за своего меньшего друга» чётко продуман, проработан и "проигран"вами. Чувствуется душа учителя! Все этапы урока оригинальны и активно решают все поставленные на уроке задачи.
Татьяна Николаевна Кузьмина # 3 июня 2015 в 14:00 0
Просто замечательный урок А самое главное- он носит воспитательный характер.Нравственность- вот что нужно нашим детям и подрастающему поколению.Эта тема мне очень близка.Все хорошо! Большое спасибо
Ольга Валентиновна Полежаева # 4 июля 2015 в 12:12 0
Замечательный урок! Очень понравилось творческое задание - составление кадра к фильму по прочитанному произведению. Обязательно возьму на вооружение эту форму работы на уроке. Спасибо большое! Желаю дальнейших творческих успехов!
Мусаэлян Ирина # 9 июля 2015 в 17:19 0
Упор на нравственную составляющую на уроке литературы имеет огромное значение, и здесь воспитание общечеловеческих ценностей находится на высоком уровне. Ход урока учителем основательно продуман.Чувствуется, что и самому педагогу небезразлично то, о чём он беседует с детьми.Спасибо за урок, коллега.Обязательно посоветую своим ученикам прочитать рассказы В.А.Бахревского.
Татьяна Петровна Хомутова # 7 ноября 2015 в 20:33 0
Уроки внеклассного чтения всегда требуют большей подготовки, чем обычные, зато и результат их, на мой взгляд, более значительный, ведь произведения тщательно отбираются. Данный урок - не исключение. Небольшой рассказ, по которому подготовлена разработка, учит бережному отношению к природе, а эта тема сегодня очень актуальна. На экзаменах (ОГЭ и ЕГЭ) она всегда звучит. Поэтому благодарю педагога за разработку, обязательно ею воспользуюсь.
Мария Васильевна Скопина # 1 февраля 2016 в 22:07 0
Отличный урок!
Об актуальности темы бережного отношения к животным сказано достаточно, хочется отметить, какую интересную форму использует автор разработки - попытка визуализировать учащимися кадр из экранизации, которой пока нет. Прекрасная находка, думаю, детей работа такого плана очень активизирует.
Елена Анатольевна Камаева # 26 февраля 2016 в 19:36 0
Интересно узнать о чем-то новом, незнакомом. Понравился рассказ, урок. Обязательно посоветую почитать его детям. Проблемы, прозвучавшие в рассказе, актуальны. А учащихся они заставят задуматься о своем отношении к миру. Спасибо.
Ирина Александровна Моисеева # 15 марта 2016 в 19:39 0
Рассказы В.А.Бахревского я сама не читала. Рада открыть для себя новое имя.Спасибо!
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 14:04 0
Замечательный урок.Многому учит.Для себя открыла еще одно глубоко нравственное произведение
Людмила Григорьевна Осипова # 27 июня 2017 в 18:30 0
Актуально!!! Разработка качественная. Спасибо учителю. Видно, что учитель сам неравнодушен к тому, что даёт детям. Хотелось бы видеть Ваших детей в процессе работы. Спасибо!