Тема: "Путешествие в басенный мир И.А.Крылова"
Цели:
1) обобщить знания учащихся о И.А.Крылове;
2) повторить сведения о жанровом своеобразии басни;
3) вырабатывать навык выразительного чтения басни, развивать творчество учащихся;
4)воспитывать любовь к басенному творчеству, развивать умение находить собственные недостатки и исправлять их.
Ход урока:
I. Слово учителя: Дети, у нас сегодня необычный урок. Необычность его заключается в том, что мы отправляемся в увлекательное путешествие: мы побываем в басенном мира И.А.Крылова. И.А.Крылов... Имя великого баснописца известно всему миру. Он был одним из первых русских писателей, чье имя узнала Европа. И.А.Крылов был не только баснописцем. Его перу принадлежат гениальные стихотворения, повести, сатирические произведения, немало он и переводил. И все-таки известен он стал прежде всего, благодаря басням. Однажды А.С.Пушкин воскликнул: «Крылов - самый народный поэт, превосходящий всех баснописцев». И как был прав гений. До сих пор так никто и не сумел превзойти Крылова в написании басен.
II. (обращение к портрету).
Перед нами портрет И.А. Крылова, выполненный пером Брюллова. Проницательный и прозорливый дедушка Крылов словно смотрит нам в душу, и его житейская мудрость как бы высвечивает все глубины и тайны нашего внутреннего мира, все наши недостатки, пороки русского человека. Н.В.Гоголь говорил: «В баснях Крылова - вся Русь, в них пахнет Русью». Итак, что же нас ждет сегодня во время путешествия? Мы побываем в литературном клубе, посетим картинную галерею, остановимся на театральной станции, заглянем в кинотеатр, побываем в творческой мастерской, и, возможно, нас ждет сюрприз.
III. Ну, что же, путешествие начинается. Итак, 1 станция - литературная. Мне очень хочется узнать, насколько хорошо вы знаете басни. Сейчас я буду зачитывать вам цитаты из басен, а вы постараетесь угадать их название. Готовы? Начинаем!
1) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней». («Квартет»)
2) «Кумушка, мне странно это, Да работала ль ты в лето?» («Стрекоза и Муравей»)
3) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...» («Лебедь, Щука и Рак»)
4) «Как счастье многие находят лишь тем, что на задних лапках ходят...» («Две собаки»)
5) «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»)
6) «Уж сколько раз твердили миру, что лесть глупа, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
7) «Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»
(«Свинья под дубом»)
8) «Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он». («Слон на воеводстве»)
9) «Мартышка к старости слаба глазами стала…» («Мартышка и очки»)
10) «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум» («Волк на псарне»)
IV. А теперь попробуем усложнить задачу:
я буду начинать читать строку из басни, а вы ее должны будете продолжить.
1) «Чем кумушек считать трудиться…»
(«Не лучше ль на себя кума оборотиться»)
2) «Ай, Моська, знать она сильна…»
(«Что лает на слона»)
3) «Волк, ночью думая залезть в овчарню…»
(«Попал на псарню»)
4) «Свинья под дубом вековым…»
(«Наелась желудей, досыта, до отвала»)
5) "Соседушка, мой свет,
Пожалуйста, покушай".-
("Соседушка, я сыт по горло")
6)«Ты всё пела? Это дело…»
(«Так пойди же, попляши!»)
7) «За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?»
(«За то, что хвалит он Кукушку.»)
8) «Кто виноват, кто прав - судить не нам…»
(« Да только воз и ныне там»)
9) «А вы, друзья, как ни садитесь…»
(«Всё в музыканты не годитесь»)
V. Вы хорошо справились с заданием на литературной станции. А теперь попробуем заглянуть в картинную галерею. Басни И.А.Крылова иллюстрировало немало художников. Сумеете ли вы отгадать, к каким басням относятся следующие иллюстрации. ( Учитель показывает иллюстрации – дети отгадывают.)
VI. Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что вы любите театральные постановки. Следующая станция – театральная. Ваши одноклассники приготовили 2 инсценировки басен И.А.Крылова. Послушаем их.
1) «Волк и Ягненок».
- Комментарий учителя:
-Я думаю, вы согласитесь с тем, что учащимся удалось раскрыть характеры героев басен при помощи интонации чтения, мимики и жестов, Всем понятно, что беззащитный Ягненок не в силах что-то доказать, так как Волк сильнее. Поэтому уже вначале басни автор высказывает мораль : «У сильного всегда бессильный виноват». Главные герои - животные, но не нужно забывать, что басня носит аллегорический характер, и под образами животных мы подразумеваем людей. Так, к сожалению, и в жизни бывает… прослушаем вторую басню.
«Кукушка и петух».
-Комментарий учителя:
-Эта басня высмеивает тех, кто льстит, преследуя свои цели… И действительно, кукушка хвалит петуха за то, что он хвалит кукушку. Наверное, знакомая ситуация. А порой в образах басенных героев можно узнать себя, задумайтесь.
VII. Учитель.
Все участники инсценировок большие молодцы, спасибо им за старания. А давайте сейчас послушаем, как профессионалы (актеры, художники) сумели передать содержание басни Крылова «Ворона и Лисица». (просмотр мультфильма «Ворона и Лисица» 1953г)
VIII. Вам понравился мультфильм? Что высмеивает Крылов?
(Хитрость, лесть Лисицы и глупость Вороны.)
IX. Дети вы посмотрели классический мультфильм по басне Крылова, 1953г. Прошло немало лет , а к этим басням обращаются снова и снова. И следующий клип этому подтверждение.
(Видеозапись. Просмотр клипа к басне.)
X. Понравилось?
Вы познакомились с современным видением басни Крылова. С чем-то можно не согласиться, чему-то улыбнуться, но одно бесспорно - басни Крылова живут, к ним обращаются по сей день.
XI. Физминутка.
А давайте немного взбодримся и поиграем. Представим, что мы герои басни «Лебедь, Щука и Рак». (Выполним движения героев: Лебедь – тянет обоз в облака, Щука – тянет обоз в воду,
Рак - пятится назад.)
XII . Зарядились немножко? Значит хватит сил побывать в клубе знатоков.
(звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», эпизод «Черный ящик»)
Отгадайте, что находится в этом ящике(3 предмета)
1) Это то, что героиня с полудюжины себе купила (очки)
2) Это то, при помощи чего можно увидеть себя (зеркало)
3)Это тот самый предмет, из-за которого подрались два перепуганных пса (кость)
XIV. Итак, вы хорошо поработали на каждой станции во время путешествия, поэтому заслужили сюрприз: инсценировку «Демьянова уха» показывают учащиеся старших классов.
XV. Заключение .
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник Крылову. На высоком постаменте изображены персонажи любимых крыловских басен. Памятник был сооружен на деньги, собранные со всей России. Почему же народ так любит великого баснописца? Наверное, потому, что Крылов учил и учит людей узнавать в образах героев себя, обнаруживать недостатки и пороки. Он подсказывает нам, как можно избавиться от них, он учит нас житейской мудрости. И закончить я хочу словами М.Исаковского:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ
Похожие статьи:
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Конспект урока по литературе в 10 классе
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»